ПАЛОМНИЧЕСТВО

  Знамение в Иваново

(Наш корреспондент свидетельствует о чуде мироточения )

Из рапорта Патриарху:

«Его Святейшеству святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского, всепочтительнейший рапорт.

Ваше Святейшество, дорогой наш Первосвятитель и Отец!

Спешу сообщить Вам о чудесных событиях, которые произошли в Свято-Введенском женском монастыре г.Иваново в период с декабря 1998 г. по март 1999 г. Согласно рапорту настоятеля и духовника этого монастыря архимандрита Амвросия (Юрасова), наблюдались массовые мироточения св. икон в указанном монастыре. Общее количество мироточащих икон на начало марта достигло 1047. Наибольшее мироточение икон наблюдалось не столько в начале этих событий (с 12 декабря 1998 года), но в день памяти святителя Амвросия Медиоланского (20 декабря 1998 г.), а также в середине и конце февраля 1999 г.

...Я посчитал необходимым создать епархиальную комиссию для расследования обстоятельств массового мироточения икон... Вошли в нее ряд священнослужителей Ивановской епархии, а также двое независимых ученых из химико-технологической академии г.Иваново, которыми были взяты на химический анализ пробы св. мира, выступившего на св. иконах.

...Комиссией были предприняты следующие следственные действия: все происходящее и свидетельства людей были засняты на видеопленку. Съемкой занимались архимандрит Зосима (Шевчук), иеромонах Никон (Замушинский), иерей Роман Трубников. На пленке фиксировались свидетельские показания духовенства, монахинь и мирских лиц о фактах мироточения. Комиссия провела трое суток в Свято-Введенском женском монастыре, было установлено постоянное дежурство независимых от монастыря священнослужителей в той келии, где наблюдались факты мироточения. Комиссия совершала непрестанные богослужения перед святыми иконами: читались каноны и пелись нараспев акафисты, и каждый раз при этом производились фото- и видеофиксации всего происходящего, велся также специальный дневник-журнал...

Ночью келия пломбировалась, но священнослужители в ней также находились... По истечении трех суток келия была на сутки запечатана и в присутствии средств массовой информации была вскрыта в субботу - 6 марта в 12 часов дня.

Выводы епархиальной комиссии следующие: обратить внимание на великое множество свидетельств о мироточении святых икон от священников, монахинь и мирских людей. Комиссия фиксирует подлинность этих свидетельств, отмечая, однако, тот факт, что явных мироточений во время работы комиссии на видео- или фотопленку зафиксировано не было, а также явных выступлений мира во время богослужений или сразу после них, во время работы комиссии, не наблюдалось. Однако во время изложения указанных фактов российскому телевидению со стороны председателя комиссии архимандрита Зосимы (Шевчука) во дворе Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново подошли монахини монастыря и сказали, что как раз в это время началось мироточение святых икон. Комиссия и представители СМИ прошли в келию и засвидетельствовали наличие крупных масляных капель, которые выступили на иконах. На вопрос архимандрита Зосимы кто первый зафиксировал появление капель ответили, что на этот раз первой их увидела тринадцатилетняя девочка, проживающая при этом монастыре. Девочка принесла присягу перед святыми иконами, Крестом и Евангелием в подлинности данного события. В келии до этого никто не присутствовал, она была закрыта.

Следует отметить, что великое множество людей, прибывавших в Свято-Введенский женский монастырь, были непосредственными свидетелями появления маслянистых капель на иконах. Однако большей частью наблюдается не мироточение самих икон, а появление "небесной росы" на иконах, которая позволяет думать о некоем "кроплении" икон маслянистой жидкостью. Поскольку множество разных людей свидетельствуют о том, что они непосредственно видели появление капель на иконах, комиссия исключает возможность того, что иконы каждый раз были кроплены кем-то для того, чтобы ввести в заблуждение верующий народ г. Иваново. Комиссия, внимательно изучив все имеющиеся факты, считает необходимым продолжить свою работу на неопределенное время для того, чтобы фиксировать все новые и новые факты мироточения. Большое количество людей свидетельствует о том, что "небесная роса" появляется из глаз Божией Матери и Богомладенца на иконах, что позволяет говорить о слезоточении из этих икон, то есть можно говорить о том, что иконы Пресвятой Богородицы и Спасителя плачут.

Оценивать эти события епархиальная комиссия никак не может и оставляет их интерпретацию на разумение Священного Синода Русской Православной Церкви. Поскольку это событие экстраординарное, так как нигде ранее не наблюдалось такого массового мироточения икон и, в частности, слезоточения, то данное явление заслуживает очень пристального внимания. Я надеюсь, что Вы, Ваше Святейшество, изучив все эти материалы, направите их в Синод для того, чтобы Синод вынес какое-то свое решение по данному вопросу".

amay15_2.jpg (26840 bytes)

У святых ворот

Раннее субботнее утро. На улице редкие прохожие, к остановке подъезжает автобус, небольшое оживление при посадке и снова утренняя полудрема. Иваново - город первых советов, именно отсюда пошла по России первая волна "русской революции".

К 6 ч. 30 мин. добираюсь до Свято-Введенского женского монастыря. У ворот несколько старушек.

- Вчера напекла пирожков, угощайтесь, Христа ради.

- Телевизор не смотрели? Коммунисты-то опять власть забрать хотят!

- Бабоньки, слышали! Под Москвой, кажись, на иконе "Терновый венец" на Страстную пятницу кровь появилась. Три дня было. Сказывали мне, что даже на анализ ее брали - человеческая кровь.

- Да, что с Россией сделали! Последнее загранице продали. Живем на копейки. Слава Богу, есть хоть куда сходить помолиться.

Стоим с бабушками, решаем "мировые вопросы". А ворота все не открываются. Видимо, даже для монастыря время это раннее. Служба, сказали, в восемь.

...О чуде, которое произошло в этом монастыре, я узнал еще в Санкт-Петербурге. В Иоанновском женском монастыре на Карповке стала мироточить икона праведного Иоанна Кронштадтского. Приложившись и помолившись у этой святыни, поинтересовался у одной из монахинь, когда впервые появилось миро на иконе. Оказалось, что в середине марта матушки ездили с ней "для укрепления своей немощной веры" в Иваново. Они уже тогда знали(?), что там, в женском монастыре, в декабре стала мироточить Тихвинская икона.

И вот что поведали матушки: "Если принести в келью, где стоит эта небольшая бумажная иконка, другие иконы, то они по вере и молитвам вашим через некоторое время тоже начинают мироточить. За два месяца таких икон стало более полутора тысяч..." Я сначала подумал, что ослышался, но позднее эти сведения мне подтвердили.

Благодать креста

- Нет, ты посмотри на него! Нескладный, облезлый, худой - разве это дьякон!

Тот, в чей адрес были обращены эти слова священника, стоит рядом с батюшкой Амвросием, нимало не смущаясь своего вида, смиренно и с любовью слушает наставления. Весь его вид говорит только одно: что делать, если Бог таким создал.

- Вот я смотрю на него, - продолжает батюшка, - и вспоминаю такую историю. Одна бабуля в деревне выбросила во двор жмых от настоявшихся и забродивших ягод. А ее гуси - возьми да и съешь это добро. Через некоторое время выходит бабушка во двор, а гуси лежат мертвые. Всплакнула, конечно, но не пропадать же добру. Ощипала все перышки и оттащила гусей в заросли. Утром "покойнички" вернулись и давай гоготать: есть, мол, хотим. В каком виде они были, говорить, я думаю, не надо.

Мы едва сдерживаемся, чтобы не рассмеяться. Дьякон тоже хранит серьезную мину, только глаза его улыбаются. Впрочем, он и вправду со всей серьезностью внимает батюшке - явно в этих шутливых словах услышал что-то понятное только ему.

- А вот она, - отец Амвросий обернулся к молодой монахине, - к нам в монастырь из психиатрической больницы поступила. Вообразила себя женой Людовика XVI. Я ей все объясняю, что Людовик-то в каком веке жил! А она нет, все стоит на своем...

Невольно всматриваюсь в лицо монахини, пытаясь увидеть следы болезни. И тут только понимаю, что батюшка снова как бы шутит, прилюдно смиряя своих духовных чад. Позже, когда пришли в келью о.Амвросия, он вдруг так отрекомендовал меня келейнице: "Этот человек приехал из Питера. И знаешь, что он про себя вообразил? Что он - Петр I!"

Вот так и я получил камешек в свой огород. И поделом.

Очень разные у Амвросия матушки. Есть и простецы, есть и образованные - врачи, художники, педагоги, режиссер... У некоторых по два высших образования. А кто-то, как раньше говорили, "от сохи" - по зову сердца пришел сюда. По-разному обрели они веру в Бога. Но все они однажды встретили на своем жизненном пути о.Амвросия - и вот теперь служат Господу в надежде на жизнь вечную в райских обителях.

"Монашество - это от Бога, это призвание свыше. Крест этот нелегкий. В монастыре нужно полностью отсечь свою волю. Делать не то, что хочется, а то, что нужно по послушанию", - говорит мне матушка Наталия. Она была первой, с кем я познакомился в Свято-Введенском монастыре. Одно из ее послушаний - это находиться в проходной монастыря ворот и смотреть за порядком. "На отсечении своей воли начинают проявляться наши страсти: ропот, гордыня, осуждение, обидчивость, малодушие - такой "букет" может вылезти, что скорее засучивай рукава и с корнем вырывай эти сорняки. Постом, молитвой и послушанием только и можно все это выкорчевать!"

Когда смотришь на лица этих Христовых невест, то невольно поражаешься их внутренней красоте и одухотворенности. Особенно привлекают глаза с чистым и, как мне показалось, небесным светом.

Зажженная свеча

В любом монастыре литургическое служение Богу - это тот стержень, на котором держится вся его жизнь. Так что Свято-Введенский храм, по здешним понятиям, основа основ обители.

Храм этот - ровесник нашего века. В марте 1900 года несколько уполномоченных от общественного схода жителей местечка Ямы и пустоши Ушаково получили благословение на построение церкви в пустоши Ушаково на земле, пожертвованной графом Сергием Дмитриевичем Шереметьевым. Средства для предстоящего строительства жертвовали иваново-вознесенские купцы, фабриканты, коллективы рабочих и служащих.

Пространство храма освещалось тремя позолоченными паникадилами. В центральном - весом 120 пудов - было 90 свечей, в двух меньших - 40 свечей. Старожилы, которые еще помнят те времена, так рассказывают: "По всем свечам протягивалась вощеная ниточка. Во время полиелея она зажигалась с одного конца, и все свечки по очереди от нее загорались. Но надо было их и поправлять. Были специальные люди, которые за этим следили, их называли сторожа, одежда у них была черной, наподобие фрака с золотыми узорами. Они приносили длинные лестницы, забирались на них, специальными колпачками на полочке тушили свечи и снова зажигали. А на Пасху на колокольне в проемах зажигали так называемые плошки - наподобие факелов- для иллюминации. Очень было красиво..."

После революции еще долго не гасли здесь свечи - вплоть до конца 30-х годов, когда настоятелем здесь был прот. Зосима Васильевич Трубачев. Как-то перед Пасхой ему угрожали, требовали отменить крестный ход в Пасхальную ночь, но батюшка не подчинился. Когда же верующие во главе с ним вышли из храма, их стали теснить с безобразными выкриками заранее поджидавшие этот момент дюжие парни. Отца Зосиму, как и все духовенство, охраняли тогда ивановские рабочие - немногие прихожане храма. Они оцепили процессию и не допустили избиения. Но позже настоятель все же разделил судьбу многих священников - мученическая кончина его последовала 26 февраля 1938 года. Примерно в это же время закрыли и храм. В июне 1941 года с его куполов сняли кресты. И тут же началась война. В подвалах под храмом люди спасались от бомбежек.

В 1942 году верующие пытались вернуть храм для молитвы, но не получилось. Только в 1990 году после полуторагодовалой борьбы и 17-дневной голодовки четырех женщин, членов православной общины, его передали верующим, и в Пасхальную ночь на паперти храма совершилась первая служба.

Духовный пастырь

А вот какими путями привел Господь о.Амвросия в этот храм...

Сибирь, Алтайский край, маленькое село недалеко от китайской границы, небольшая изба, крытая соломой. Там жила его семья: отец, мать и семеро ребят - старшей 15, младшему, будущему батюшке, - два.

Жили трудно. Вдоволь хлебнула горя эта семья. Когда отца забрали на войну, он передал младшего со своих рук матери и сказал: "Береги его, он вам поможет. Спасет вас..." Через многие годы слова эти сбылись.

А тогда было все: похоронка после первого боя, и лебеда с крапивой, и кровь изо рта от голода... Во время войны перебрались в Алейск. Когда там открыли церковь, Сашка, которому тогда было семь лет, стал бегать на богослужения - очень ему нравилось в церкви. В Рождество, сидя на ступеньках лестницы, ведущей на хоры, мальчуган дал Богу обет: "Вот вырасту и, что бы со мной ни случилось, буду верен Богу до самой смерти".

Став юношей, отслужив в армии, работая на шахте, Александр никогда не снимал крест и не скрывал, что верит в Бога. Были и насмешки, были и проработки, вплоть до вызовов в органы госбезопасности - время тогда для всех верующих было особое - хрущевское.

А потом наступила для Александра другая жизнь, та, к которой с отрочества рвалась его душа. Учеба в Московской духовной семинарии, послушничество в Троице-Сергиевой лавре: пономарил, дежурил на проходной, трудился на кухне, продавал свечи, принимал записки... Принял монашество, затем сан иеродьякона, иеромонаха.

Новое послушание - исповедь. Нагрузка огромная, часто с утра до позднего вечера о.Амвросий не выходил из храма. Сколько горя, сколько судеб принял он в себя... Затем еще учеба в академии.

Постепенно поближе к Загорску из Сибири переехали мама о.Амвросия и все родные с семьями. Поселились в городе Струнино - место хорошее, много верующих, да и до Лавры недалеко... Так и сбылись слова отца, уходящего на войну: "Он вам поможет. Спасет..."

Окончив академию, батюшка заболел острой формой полиартрита: воспалительный процесс в обеих ногах, деформация коленных и голеностопных суставов, помимо этого - опухоль позвоночника, температура и постоянный сухой кашель. Пришлось лежать полгода, до самой весны. Вылечился - Господь помог. Соборовался, причащался, использовал народные средства.

После десяти лет служения в Троице-Сергиевой лавре Господь привел о.Амвросия в Почаев. И там, помимо прежних послушаний, исполнял новое - проведение экскурсий. Говорил о Боге, вере, потустороннем мире - рае и аде.

Прошло пять лет, в Почаевской лавре начались гонения на монахов. Отец Амвросий получает благословение спасаться в Кавказских горах. В этих горах издревле, а особенно в советское время, монахи находили себе убежище, строили в укромных местах кельи, молились Богу, как могли, добывали себе пропитание. В одной из таких келий и нашел себе кров гонимый иеромонах. Потом были горы Тянь-Шаня, поездки на родину в Сибирь, в Струнино, вызовы и беседы в кабинетах КГБ, искушения.

Село Жарки Ивановской области - это первый приход о.Амвросия после всех его скитаний. Церковь с пятью голубыми куполами на кладбище. В алтаре песок, вместо солеи - гнилое бревно, кругом паутина, мрак, темнота. В деревне пять человек.

Засучив рукава, взялся монах за ремонт храма, начались первые службы. Стали приезжать духовные чада и устраиваться работать поближе к батюшке. Сколотилась община, хор, народу в храме стало больше. И снова пришлось это не по нраву местной администрации и КГБ. Перевели о.Амвросия в село Красное, что близ Палеха.

Началась перестройка в стране, стали открываться храмы и монастыри. Но Свято-Введенский храм, где о.Амвросий стал настоятелем, администрация г.Иваново отдала верующим только после голодовки женщин. Печальное зрелище представлял собой этот храм. Стены все в огромных дырах, окна выбиты, перекрытия в 3 этажа, вместо кровли - брезент, покрашенный зеленой краской, в одном из приделов на месте алтаря - туалет... Но, Слава Богу, нашлись силы, средства, а главное, люди - возродили храм, построили трапезную, колокольню, двухэтажный сестринский корпус.

Мироточение

Когда в 1991 году на территории Свято-Введенского храма открылся монастырь, то он состоял из о.Амвросия, шести послушниц и певчих хора. Матушка Наталия, о которой я уже говорил выше, стала духовным чадом о.Амвросия еще в селе Жарки. Монашеский постриг она приняла одна из первых. Позднее и ее сестра Лариса пришла в монастырь, решив посвятить свою жизнь Богу. Так уж сложилось, что матушке Ларисе пришлось взять в монастырь и свою дочку Машу. Батюшка благословил жить им всем в одной келье. И так было угодно Богу, чтобы в этой небольшой келье произошло чудо мироточения Тихвинской иконы Божией Матери. Первой заметила его как раз девочка Маша...

- Мироточение мы заметили 12 декабря, после всенощного бдения на праздник Андрея Первозванного, - рассказывает матушка Наталия. - Увидев маслянистые капельки на иконочке, мы не поверили и подумали, что это капли от лампадного масла, и вытерли. Но где-то интуитивно пришла мысль, что нужно наблюдать за иконкой. 20 декабря эти капельки появились вновь. Это было подтверждением того, в чем мы не решились в первый раз себе признаться... Сказали батюшке - он тоже засвидетельствовал. Вскоре в третий раз появились эти капельки, более изобильные. Благословили нам отслужить молебен, потому что событие это произвело на всех в монастыре большое впечатление. Кто-то из сестер слышал даже благоухание. Отнесли иконочку в алтарь. Миро не вытирали. Показали ее нашему владыке, он тоже засвидетельствовал, что это миро...

* * *

В то, что произошло потом, - трудно поверить. Я слушал матушку, если честно признаться, с некоторой долей сомнения. Ведь человек так устроен: пока своими глазами не увидит...

Я еще тогда не знал, что не просто увижу это чудо, но и увезу его с собой в Петербург.

И.Вязовский
(окончание следует)

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

   На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

Страница создана 29 мая 1999 г.
eskom@vera.komi.ru