РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

 

В водах Иордана

(Святые евангелисты о Крещении Спасителя)

Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати (Лк. 3, 23). Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф. 3, 13).

Эта история имеет для нас особую важность, потому что именно с Крещения начинается служение Христа. Тридцать лет считались у иудеев тем возрастом, когда человек приобретал определенную зрелость и мог уже не только учиться, но и делиться мудростью. Иоанн Предтеча был по промыслу Божьему на несколько месяцев старше Иисуса. Поэтому вышел на проповедь раньше, начал готовить народ к принятию Христа.

Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. (Ин. ?6).

С какого места в Евангелии нам следует начинать рассказ о Крещении? Многие толковники оставляют без внимания то, что Иисус пробыл у Иордана по меньшей мере три дня. И что Его Крещение прошло незамеченным народом.

Дело в том, что слова “стоит среди вас Некто”, произнесенные в разговоре с фарисеями, очень редко понимаются буквально. Предполагается, что Креститель говорит о том, что Мессия уже пришел, но где Он, что с Ним, пока неизвестно.

Однако на следующий день Предтеча, представляя ученикам Иисуса, говорит о Крещении уже в прошедшем времени. То есть поначалу никто, включая евангелиста, не обратил на Христа, пришедшего к Иордану, внимания.

Удивительна здесь позиция апостола Иоанна Богослова. Спустя многие десятилетия, он описывает обстоятельства Крещения со стенографической точностью. Сказал Предтеча в первый день: “стоит среди вас”, евангелист так и записал, ничем не выдав, что Христос в эти часы не просто стоял там, но и крестился.

Апостол повествует только о том, что лично видел и слышал. Вот ответ тем, кто полагает, что евангелисты многое исказили в жизнеописании Спасителя.

То, что лишь один Креститель был свидетелем Крещения, подчеркивается и в Евангелиях от Матфея и Марка. Сбылись слова пророка Исайи:

Ибо Он взошел... как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис. 53, 2).

Даже Иоанн Креститель был в глазах иудеев намного более видным человеком, чем Христос. Ведь Предтеча принадлежал к хорошему роду, был сыном священнослужителя. Подобно Исааку, сыну Авраама, Креститель был зачат чудесным образом, рожден от престарелых родителей, и это также придавало ему вес в глазах народа. О непорочном же зачатии Марии никто не знал. С точки зрения человеческой значимости Иисус был для соотечественников никем.

* * *

Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14)

Это место вызвало много споров среди исследователей Евангелия. Как же так, у евангелиста Иоанна Богослова Иоанн Креститель говорит, что прежде, до Крещения, не знал Христа. А у Матфея заявляется, что Предтеча еще прежде Крещения склонил голову перед Иисусом.

Это мнимое противоречие, если вглядеться, оборачивается для нас подлинным откровением.

Но для начала напомним, что Иоанн Предтеча и Иисус были троюродными братьями. И не могли не встречаться на праздниках в Иерусалиме, ведь его посещение трижды в год входило в обязанности каждого иудея.

И разве могла Богородица не замечать там своего племянника? Сына Своей любимой сестры – покойной Елисаветы. Того самого ребенка, который взыграл во чреве матери, почувствовав близость Богомладенца.

А встречаясь, Иисус и Иоанн не могли не полюбить друг друга. И Иоанн, конечно же, прекрасно знал, что брат его – человек святой жизни. Поэтому и сказал: “Мне надо креститься от Тебя”.

Я не знал Его (Ин. 1,31).

Так отчего же Предтеча говорит ученикам, что не знал Его. Причем, вот что важно заметить, он повторяет это дважды. Во-первых, потому, что не знал, что его брат Иисус и есть долгожданный Мессия.

Но здесь следует видеть и другой смысл. Вспомним, как старец Силуан Афонский говорил, что никто не может познать, полюбить Господа по-настоящему, прежде не узрев Его. Так что Иоанн действительно не знал Бога, пока не увидел Спасителя, Духа Святого, сходящего на Него в виде голубя, не услышал голос Отца Небесного.

Более того, иудеи не знали, а лишь догадывались о том, что Господь Един в трех Лицах. Поэтому ждали, скорее, не Бога-Сына, а некоего нового Адама, политического царя над всем человечеством. И, быть может, первым, кто действительно понял, насколько правда выше этих представлений, стал Иоанн Предтеча.

* * *

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).

В ответ на смиренное предложение брата самому креститься от Него, Иисус отвечает, что им необходимо исполнить всякую правду. В чем заключалась эта правда? В том, что Христос пришел не править, а служить нам в рабском виде, не ради славы, а с тем, чтобы умереть на позорном кресте.

И об этом Иоанн Предтеча тоже не подозревал. Так что у него были все основания, глядя на брата, говорить, что он прежде не знал Господа.

Христос ступил в Иордан, где сотни людей омылись перед тем от грехов, в воды, зараженные человеческими нечистотами. Чтобы очиститься? Нет, чтобы очистить, принять на себя наши грехи. Ведь не вода же в самом деле омывает нас от них. Это погружение с головой в мутную реку было зримым выражением Его служения, схождения в мир.

Он мог родиться царем, как Будда, стать военачальником, как Кришна или Магомет. Но Христос явился на свет в семье бедного плотника, владея разве что пеленкой, а ушел, оставив из имуществ один хитон. Не того ждали в Израиле. Не этой правды. И это потрясло Предтечу так сильно, что из всего, что он познал о Господе, он вот что выделил в первую очередь:

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1,29).

Именно этими словами представил Иоанн Креститель миру Господа нашего Иисуса Христа. Это был первый день служения Иисуса, но Креститель уже оплакивал Его вослед за пророком Исайей:

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец, перед стригущим его безгласен (Ис. 53, 7).

(Подготовил В.Григорян)

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru