БЕСЕДА Пастырь на Мурмане (Епископ Мурманский и Мончегорский Симон отвечает на вопросы редакции) Об октябрьской смуте 1993 года Святейший Патриарх Алексий II как-то сказал: «Гнев Божий пролился на Россию. По грехам нашим Господь попустил совершиться трагедии. Не послушав призыва Церкви, люди подняли руку на ближних своих. Пролилась невинная кровь». Мы это хорошо помним – вся страна, замерев у экранов телевизоров, следила за московской трагедией. Но происходили в это время в столице и другие события, оставшиеся за кадром телевизионных репортажей. 3 октября 1993 года в кафедральный Богоявленский Собор была доставлена главная святыня русской земли – Владимирская икона Божией Матери. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил Божественную литургию и прочитал перед образом коленопреклоненную молитву святителя Тихона «О спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений». И именно в эти тревожные судьбоносные часы в ходе этой, незабываемой для тысяч молящихся в соборе литургии, была совершена хиротония архимандрита Симона во епископа Тихвинского, викария Санкт-Петербургской епархии. В начале 1996 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II под пастырским омофором владыки Симона была создана Мурманская и Мончегорская епархия. Беседа нашего корреспондента с епископом Симоном началась с вопроса о здоровье, о том, пришелся ли по сердцу Владыке суровый северный климат. – Я впервые приехал на Север, – ответил Владыка. – Полюбил его или нет? Климат Кольского полуострова, северная природа обладают какой-то притягательной силой. Здесь я уже полностью адаптировался. Скажу более того – в Мурманске чувствую себя лучше, чем в Санкт-Петербурге, куда переехал из Самары. После смены волжских берегов на невские у меня появились головные боли, ноги стали отекать, давление повышаться. На Севере же все болячки уходят. Воздух здесь какой-то чистый, целебный. Климат здоровый. В Петербурге я был викарным епископом и помогал владыке Иоанну. У него свой характер, у меня – свой, как обычно и бывает в жизни. Приходилось пребывать подчас в довольно сложных ситуациях, которые требовали высокого нервного напряжения. Сейчас я только со своим характером управляюсь. И самостоятельная работа способствует хорошему здоровью. – То есть к ответственности управления епархией вы были готовы? – Да. Я сам принимаю решения и за них отвечаю. Особо хочу отметить, что у нас очень интересная епархия. Интересная для работы, потому что многое здесь пришлось начинать с нуля. Это особая миссия для меня как для епископа. Я бы сказал даже апостольская миссия. Очень важно правильно начать, заложить традиции, тот краеугольный камень, на котором будет стоять епархия. В этом все мои труды. В закладке богослужебных традиций, в отношениях священнослужителей к людям, к прихожанам. В традициях сотрудничества с местными властями, с общественными организациями, с религиозными служителями соседних стран. Как мы начали, так и продолжится. В дальнейшем, может быть, что-то будет и отвергнуто. Что ж, это естественно. Браться за новое дело всегда трудно. В нашей епархии очень много интересных людей. Людей с высоким потенциалом грамотности – это военные, интеллигенция, горняки. А рыбаки – вообще особая категория людей. Они, наверное, ближе к Богу. Во всяком случае, ближе к опасности, чем все остальные. Это так. Но в то же время заметна большая отчужденность северян от Церкви, от Бога. С одной стороны, чувствуется потребность людей жить по евангельским заповедям, потребность делать добро. С другой стороны, тяжко видеть, что для многих это непосильный труд. Если же вернуться ко времени образования епархии, то для полнокровной жизни нужно было построить епархиальное управление, то есть резиденцию епископа. Я вспоминаю, что когда приехал в Мурманск, то полгода выполнял функции и епископа, и заведующего канцелярией, и машинистки. Жил же и до сих пор живу на территории Никольского собора. Под резиденцию город выделил помещение – здание бывшего детского садика. Мы взялись было за его реконструкцию, но дело затягивается. Первоначально предприниматели города и области обязались профинансировать строительство. Но сейчас стоимость работ по переоборудованию здания увеличилась в 2,5 раза. И я уже морально не смогу жить в такой «золотой» резиденции: – Какие события за это время наиболее запомнились вам? – Счастливыми были дни открытия храмов, домовых церквей, создания православных общин. Я не просто объехал, а совершил архиерейское богослужение во всех приходах епархии – Мончегорске, Кировске, Мурмашах, Североморске, Полярных Зорях, Заозерске, Снежногорске. А также в Варзуге, в Ковдоре – там от века архиерейской проповеди не звучало. Появление, создание храмов считаю самым существенным, реальным и первоочередным делом в нашей молодой епархии, ведь храм – это радость и нынешних, и будущих прихожан. Вспоминаю еще и выступление церковного хора в населенных пунктах епархии. Приехали мы, например, в Ревду, выступили перед немногочисленными слушателями. Так после концерта бабушки, что в зале сидели, расцеловали всех участников хора. Приезжайте еще, говорят, в следующий раз придет слушать весь поселок. Крупнейшее и незабываемое событие не только для меня, но и для всей нашей епархии – это официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мне не забыть Божественной литургии в нашем Свято-Никольском соборе, нашу поездку в Колу, освящение Святейшим нового Вознесенского кафедрального собора в Мончегорске и одного из атомных крейсеров Северного флота. – Что бы вы пожелали, Владыка, нашим читателям? – Мне бы хотелось пожелать, чтобы ушли невзгоды, неприятности, материальные трудности. Чтобы достойной была жизнь у тех, кто искренне строил, но не построил светлое будущее на Земле – не получилось. Чтобы они задумались, почему же это произошло в нашей стране. Это мое пожелание для тех, кто еще не пришел в лоно Церкви. Для людей же воцерковленных хотелось бы пожелать твердости в духовной брани с князем мира сего, покаяния в своих грехах, радости во Господе Иисусе Христе. Вместо послесловияВ нашем разговоре с Владыкой была еще одна тема, которую я решил вынести за скобки. Посвящена она деятельности неправославных религиозных объединений в городе. Просматривая подшивки периодических изданий, выходящих в Мурманске, я заинтересовался статьей в газете «Полярная правда» от 23.04.97 г. под названием «Открытое письмо руководителей христианских конфессий г.Мурманска Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II». Привожу основные выдержки из этого письма: «Мурманск – небольшой российский город, где до недавнего времени мирно сосуществовали и атеисты, и верующие различных конфессий: никто никого не оскорблял за убеждения и каждый в меру своих возможностей трудился на благо нашего Отечества. Чуть более одного года на Мурмане по просьбе общественности и администрации области Священным Синодом РПЦ была образована новая Епархия во главе с Епископом Мурманским и Мончегорским Симоном. Мы верили: христиане всех конфессий совместно с Русской Православной Церковью понесут в измученные сердца наших сограждан живые и вечные семена Слова Божьего! Наше многострадальное Отечество устало от распрей и разногласий, оно жаждет мира и созидательного труда. Но через очень короткое время до нас стали доходить отдельные высказывания Епископа Симона о неправославных христианах, которые вначале нас удивили, а спустя время начали просто шокировать. На наш взгляд, дух и буква этих высказываний идут вразрез не только с установлениями РПЦ, которую он представляет на Мурмане, но и с соответствующим законодательством РФ. Мы хотим быть, прежде всего, верны Божьему Слову (1-Кор. 6: 1-8), но также члены наших Церквей не могут больше терпеть унижения и попирания их достоинства Православным иерархом. Мы знаем, что и представители государства, и средства массовой информации проинформировали Епископа Симона о христианских конфессиях, которые исторически сложились в нашем городе. Поэтому мы исключаем то, что поведение Епископа обусловлено недостатком нужной информации. Часто бытует мнение среди православных христиан, что так называемые «сектанты» разрушают их Церковь. Самое страшное в том, что многие молодые люди, очень далекие от религии и ее сложных проблем, вовлекаются в разжигание религиозной вражды. Мы чрезмерно озабочены этим! С уважением и любовью к Вам В.Филык, пастор КХЦ (от Евангельских христиан), А.Пономаренко, ст.пресвитер Церкви ХВЕ (от Христиан веры евангельской), Г.Берг, ст.пастор Церкви ЕХБ (от Евангельских христиан баптистов), Ю.Ильин, зам.пастора Церкви «Голгофа» (от независимых баптистских Церквей), В. Гвоздева, зам. Председателя Совета уполномоченных Евангелическо -лютеранского прихода, В.Жуков. Ст. пастор Церкви АСД (от Адвентистов седьмого дня). Вот это письмо и подсказало мне еще несколько вопросов к владыке Симону: – Владыка, многие мурманчане лишь несколько лет назад осилили дорогу к храму. Чем это можно объяснить? Ваша епархия еще очень молода, насколько трудно клирикам, мирянам, находящимся под Вашим омофором, противостоять различным религиозным конфессиям, сектам, которые уже прочно обосновались на Мурманской земле? – Причин слабого воцерковления мурманчан много. Главная причина из них – это невысокий уровень духовности и нравственности наших современников. В этом плане было очень важно выбрать верное направление наших усилий. Во-первых, это религиозное просвещение и катехизация. То есть людям надо дать самые элементарные понятия в отношении веры, благочестия. Вот вам пример: в мурманском Художественном салоне епархия имеет совсем маленькие торговые площади, чтобы горожане могли приобрести крестики, иконки, духовную литературу. Привозим туда и хорошие, недорогие, но редкие издания. Так вот, богословские труды люди не способны оценить, воспринять. Многим пока что необходимы лишь брошюры о самых элементарных понятиях: как вести себя в храме, как надо креститься, что такое святые таинства. Вот на каком уровне мы должны вести сейчас религиозное просвещение. Очень важно сказать правду о сектах, религиозных течениях, которых так много нынче на нашей земле. Помочь людям разобраться, что является истиной, а что ложью, что традиционно ближе русским людям, а что – чуждо. Когда же начинает открываться истинная подоплека, истинные намерения всех этих «руководителей христианских конфессий», то тогда и появляются с их стороны подобные письма, которое вы напомнили мне в начале нашего разговора. В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Вот когда мы научимся так принимать в свое сердце ближнего, любить во всех его проявлениях, иметь желание помочь обрести ему в сердце Господа, тогда никакие сектанты нам не будут страшны. – А организационно какое-то сопротивление оказывается? – Я бы хотел сказать сейчас еще об одной проблеме, которая стояла и стоит в нашей епархии. Это создание православных общин и строительство храмов на территории нашей епархии. Поначалу можно, конечно, обойтись молитвенным домом, но все же в каждом поселке, в каждом военном гарнизоне надо иметь церковь. Особенность православной веры в том, что именно в храме осуществляется вся духовная жизнь христианина. Все таинства, все потребности для своего спасения, для жизни вечной он находит в храме. Меня спрашивают, почему протестантские проповедники выступают на стадионах, в кинотеатрах, а православные – молчат, замыкаются в храмовых стенах. Более того, приходит человек в храм, приходит первый раз, а его там встречает какая-нибудь ревностная бабушка, которая может и оскорбить новичка за его невольные ошибки. Я не оправдываю такую бабушку, но давайте проявим к ней, пожилой женщине, снисхождение. Надо помнить, что враг рода человеческого, дьявол, всячески старается отгородить человека от храма. И если у вас появилась решимость быть верующим, ходить в храм, то эта решимость всегда подвергается испытанию. А бабушка... может быть, в старости мы будем еще более нетерпимыми. Терпение же является одной из существенных христианских добродетелей. И.ВязовскийНа глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |