ХХ ВЕК

Мюнхенское противостояние

Бавария (Германия) является одной из последних цитаделей христианства в Старом Свете. Достаточно сказать, что недавно там был принят закон, предписывающий в каждом учебном классе иметь распятие. Ситуация немыслимая для США, Франции или России.

Но “новое мышление” начинает просачиваться и в Баварию. Мюнхенский суд принял решение о том, что школьники должны посещать уроки полового воспитания даже вопреки воле их родителей, сообщает то же агентство.

Суд признал незаконной жалобу 43-летнего отца семейства, который опасается, что по вине этих уроков шестеро его детей утратят чувство уважения к интимной стороне нашей жизни.

Контроль государства над личностью, отстранение родителей от воспитания детей – все это Германия не так давно уже проходила. Только теперь это называется демократическими переменами.

Победа христиан

Между тем в США, где религия вот уже несколько десятилетий жестко ограничивается рамками семьи и храма, ставшими своеобразными резервациями веры, появились первые подвижки на пути к выздоровлению.

Конгресс США пришел к выводу, что нет ничего страшного в том, что текст Десяти Заповедей появится в общественных местах. 240 голосами против 180 конгрессмены постановили, что власти каждого штата могут самостоятельно решать, появятся ли Заповеди на зданиях, являющихся государственной собственностью.

Инициатор законопроекта, республиканец из штата Алабама Роберт Адерхолт, считает, что вывешивание Десяти Заповедей само по себе, конечно, не изменит в одночасье нравственность всей нации. Но, по крайней мере, чем больше людей будет жить по Заповедям Господним, тем реже будут случаться убийства в школах.

Недавнее избиение школьников в Литлтоне заставило американцев задуматься, наконец, до чего они довели систему воспитания в стране. За 30 с лишним лет, что прошли после запрета христианства в школах, с общественной моралью случилось то, что происходит с канализацией, брошенной на произвол судьбы.

Между тем правящая демократическая партия отказалась разделить ответственность за бойню в Литлтоне. Она выступила против поправки о Десяти Заповедях. Ее членов беспокоит, что этот закон отдает предпочтение одной религии в ущерб другим.

Мужчины не плачут

Один психиатр из США рассказал недавно о своем пациенте, которому с детства внушали, что “большие мальчики никогда не плачут”, так как это проявление слабости.

Так он всю жизнь и проходил с традиционной американской улыбкой. К врачу его заставили обратиться сильные боли в сердце. В то время он был на грани депрессии – тяжелого психического расстройства. Оказывается, в течение нескольких месяцев он пережил смерть матери, у его жены обнаружили рак груди, сына исключили из школы за кражу инвентаря. В добавление ко всему ему объявили о продаже отделения компании, которое он возглавлял.

Выслушав все это, врач сказал, что нет ничего дурного, если “стопроцентный американец” немного всплакнет. Маска тщеславия была снята, рыдания продолжались 10 минут. С этого началось выздоровление пациента.

Страх перед детьми

Английские социологи пришли к выводу, что послеродовой синдром характерен не только для женщин. В результате национального опроса выяснилось, что половине мужчин свойственны после рождения ребенка угнетенное состояние духа, тяжелый моральный шок, боязнь повторения “опыта” – в частности, страх перед исполнением супружеских обязанностей, припадки необъяснимой раздражительности.

Почему эта проблема так долго оставалась в тени, отвечают эксперты-психологи. Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, они уловили одну очень важную особенность: большинство отцов, подверженных постродовому синдрому, отказываются признаться в “слабости” и не обращаются к врачу. Эти наблюдения разрушает и другую легенду: будто решение об аборте, как правило, принимает женщина. Пассивность мужчин при подобных обстоятельствах в свете новых данных выглядит весьма красноречиво.

По мнению британских экспертов, в Соединенном Королевстве по крайней мере один из каждых десяти папаш предпочитает молчаливо страдать, мечтая о безоблачных днях, предшествовавших решению завести ребенка.

Несколько раньше этой информации из Англии пришла еще одна, очень короткая. В ней говорится, что некая 40-летняя жительница Британии родила своего 20-го ребенка.

Вот человек

На Трафальгарской площади Лондона, считающейся сердцем английской столицы, полтора века пустовал один из постаментов.

И вот недавно по соседству с колоссальным изваянием адмирала Нельсона и другими статуями, знаменующими могущество Великобритании, появилась скромная фигурка Христа – работа скульптора Марка Валингера под названием “Ecce нomo” (“Вот человек”).

Спаситель изображен со связанными за спиной руками, без бороды, в набедренной повязке и с золотым терновым венком. Он представлен в момент отдачи его Понтием Пилатом на поругание беснующейся толпе.

По замыслу автора, всегда полная народа Трафальгарская площадь – очень подходящее место для этого произведения. Правда, простоит оно там недолго. Англичане любят чудачества, но в пределах разумного.

В Африку уже можно пускать детей

За минувшее столетие число христиан в Африке выросло в 23 раза, с 9,9 миллионов до 230 миллионов.

Их число ежегодно увеличивается на 3,5 процента, или на 6 миллионов человек, причем не только за счет новорожденных. Примерно четверть из них крестится в зрелом возрасте, сообщает автор этих данных – англиканский священник Дэвид Баррет. По его словам, христианство распространяется в Африке быстрее, чем на каком-либо ином континенте. По степени религиозности африканцы становятся все более похожи на жителей Латинской Америки.

К сожалению, число православных в этом веке росло в основном за счет рождаемости в Эфиопии и Египте. Александрийская Патриархия, в ведении которой находится окормление континента, особого миссионерского рвения не проявляет. Лишь благодаря трудам отдельных энтузиастов появилось несколько миссий и семинарий в Центральной и Южной Африке.

Пожнешь бурю

По мнению английского миссионера Дэвида Гослинга, прослужившего семь лет в Дели, недавние акты насилия против христиан были спровоцированы в Индии агрессивными формами миссионерства ряда протестантских организаций.

По сведениям Гослинга, являющегося вице-президентом Объединенного общества для распространения Евангелия, в последние годы христианские фундаменталисты, в основном из Соединенных Штатов, потратили миллионы долларов на работу среди индусов. Деньги являются главным фактором их успеха.

Но люди, которые тратят огромные средства на “заманивание в христианство нищих индусов – в особенности, представителей этнических меньшинств”, несут большую долю ответственности за погромы, считает ученый. 59-летний Гослинг, физик-ядерщик по образованию, поясняет, что он ничего не имеет против христианской миссии как таковой, но решительно выступает против заманивания неофитов с помощью денег и обещаний материальных благ.

Во время многочисленных поездок по Индии Гослинг понял, что католики поступают гораздо тактичнее протестантов. Они “проявляют в этом вопросе большую осторожность. Так, например, Мать Тереза брала со своих сестер обет не делать ничего для обращения людей из одной веры в другую”.

И это правильный подход, считает Гослинг, добавляя, что единственно достойный способ миссии – проповедовать Христа примером своей жизни. Это очень трудный путь, на котором редко можно добиться ослепительного успеха. Но христианин, подобно врачу, должен руководствоваться принципом “главное – не навреди”.

* * *

Наибольшую тревогу индийского правительства вызывает политический подтекст обращений в христианство. Дело в том, что протестантские миссионеры активно работают в таких беспокойных районах Индии, как Кашмир. Власти боятся, что, сменив веру, жители этих штатов утратят лояльность к центральному правительству, во главе которого стоят индуисты. Тем более, что Пакистан, претендующий на Кашмир, находится в числе союзников США.

* * *

Точку зрения Гослинга разделяет Ипе Джозеф, генеральный секретарь Национального совета Церквей в Индии – организации, которая объединяет 29 православных и протестантских конфессий. По его словам, именно нечувствие, непонимание протестантскими фундаменталистами Индии, “спровоцировало реакцию фундаменталистов индуистских”.

Ответное насилие может нанести непоправимый урон и традиционным христианским конфессиям в этой стране, ударить, точнее, уже бьет, по православным, католикам, англиканам.

* * *

Вспоминая недавнее убийство в Индии семьи миссионера из Австралии, серию погромов, можно было бы сказать, что речь идет о противостоянии язычников и христиан. Но этим летом дело дошло до оружия и в Мексике.

Жители индейской деревни близ города Сан-Хуан, католики по вероисповеданию, открыли огонь по евангелистам. Трое проповедников были ранены, прежде чем успели рот раскрыть. Двадцать пять лет назад в этих местах были обращены в евангелизм несколько десятков тысяч человек. В результате конфликта между ними и католиками разгорелась настоящая война. Новообращенным пришлось бежать, бросая свои дома.

Жители провинции не хотят, чтобы те страшные дни повторились. До чего может доходить ожесточение в борьбе католиков и протестантов, свидетельствует опыт Северной Ирландии, Германии, которая во время религиозных войн в средние века потеряла примерно три четверти населения.

В.Григорян
(Перевод и подготовка - редакция газеты «ВЕРА»)

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru