|
Искушения в пустыне
Итак, мы приступаем к одному из важнейших событий в истории человечества.
Некогда диавол искусил наших прародителей через плоть – “и увидела женщина, что дерево хорошо для пищи”; через душу, указав на эстетическую красоту чудесного древа; и через дух – “вы будете, как боги, знающие добро и зло”. И
вот новый Адам – Христос – выступает против сил тьмы. И мы становимся свидетелями сражения, которое дает им в пустыне Спаситель. Есть школы толкователей, которые отрицают, что Иисуса искушал злой дух. Одну
из них можно назвать “исторической”. Ее последователи считают, что искусителем был посланец власть имущих. Он желал обольстить Христа, привлечь Его на службу Синедриону. Суть этой гипотезы в том, что она отрицает существование
диавола, пытается обойти его стороной. Ту же цель преследует и другая школа – “психологическая”. Она, что вполне в духе нашего времени, предполагает, будто Спаситель боролся со своими помыслами. Авторы этого мнения, очевидно,
забыли, что Христос был безгрешен и мог быть искушаем только извне. Впрочем, обе школы вовсе не настаивают на том, что Иисус был Богочеловеком. С них вполне довольно и величайшего из людей. Попытки
отрицать реальность демонических сил рано или поздно приводят к двум результатам. Либо человек, за неимением сатаны, все зло приписывает Богу, либо себе. В обоих случаях мы имеем дело с потенциальным самоубийцей. Тогда Иисус
возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола... (Мф. 4, 1). И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями... (Мк. 1, 13). Если говорить о сорока днях, то это был обычный срок для такого
необычного подвига. Сорок дней ходатайствовал о своем народе Моисей, сорок дней добровольно нес наказание за неправды дома Иудина пророк Иезекииль. Христос никогда не искал страданий специально. В отличие от Иоанна Крестителя,
он вел жизнь самую типичную для того времени. Мог, например, посидеть вместе с товарищами за чашей вина. Старался походить на нас, обыкновенных людей, чтобы и мы могли решиться на уподобление Ему. Поэтому тяготы пустыни Спасителю было переносить очень
тяжело. По поводу той местности, где Он оказался, некогда очень хорошо высказался архиепископ Дублинский Тренч. Он заметил, что запустение и дикость на земле – это отпечаток, который наш грех наложил на природу. Пустыня во
всем противоположна саду, в котором начиналась история человечества. Поэтому Сын Человеческий, выступая на поле брани, покинутое Адамом, унаследовал от него для борьбы все последствия поражения. Он борется с врагом именно в
пустыне, возвращая рай человечеству. И не случайно евангелист Марк упоминает, что Господь жил в пустыне со зверями. Звери вернулись к человеку в предчувствии дивных перемен, вновь признав в нем своего владыку. И приступил к Нему
искуситель, и сказал: если Ты – Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 3). Нет ничего удивительного, что Спаситель в конце своего сорокадневного поста взалкал. Тем более, что Он, очевидно, не знал, когда
закончится эта мука. И вот наступило состояние, которое является моментом истины для любого из нас. Ты можешь быть великим героем, совершать немыслимые подвиги. Но жар крови утихает, тело повисает как плеть, и тогда обнаруживается, кто чего стоит на
самом деле. Это поражало следователей НКВД, которые с одного удара ломали иного легендарного комдива, и сходили с ума, желая поколебать мужество каких-нибудь малых сих – бухгалтера или дьякона старого закала. Наступил такой
момент и в жизни Спасителя. Диавол, что буквально переводится как “разбрасыватель”, возмечтал разделить божеское и человеческое во Христе. Он искушал, конечно, не Бога, а Человека, умножая Его скорби. * * * В Палестине много разбросано камней, которые очень похожи на караваи хлеба. На один такой каравай и обратил внимание диавол. Он не предлагал
Спасителю ничего такого, чего Бог не совершал для людей. Вспомним, как Иисус после накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек. Но не только к личному голоду Христа он апеллировал. Иначе Иисус не стал бы говорить
ему от имени всего человечества: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Мф.4, 4). Нет, сатана истязал в первую очередь сердце
Христа. Диавол брал гораздо шире. Обрати камни в хлеб, упраздни голод, эту первую из бед. Посмотри на этих детей со вздутыми животами, девушек, готовых ради куска хлеба на все. Одним мановением руки Ты можешь насытить весь мир, не размениваясь на
отдельные чудеса вроде манны в пустыне . Эти слова терзают душу, но любящий не заботится о собственных чувствах. Как помочь тем, кто сам себе не
помогает? Лет десять назад в России вновь стала модной мысль, что сначала нужно насытить человека, а уже потом говорить о духовности. Однако оказалось, что люди, лишенные идеалов, не способны себя прокормить. Здесь стоит вспомнить православных крестьян,
зачисленных в кулаки, которых, дабы не тратить пуль, загоняли в тундру, чащобы. Но они там не просто выживали. Через несколько лет их процветающие хозяйства приходилось заново раскулачивать. Но разве легче становится от этой
правды на сердце? Там, в пустыне, Христос голодал вместе с бесчисленными жертвами, переживая неурожаи и реквизиции, блокаду Иерусалима и Ленинграда. Ни один из нас, каких бы степеней святости он не достиг, выдержать подобного
не способен.Потом берет Его дьявол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут тебя... (Мф. 4, 5).
Если в первом искушении сатана доказывал, что Отец Небесный недостаточно любит Сына, оставляя его голодным, то здесь нечистый полностью меняет тактику. Он предлагает
чрезмерно довериться любви Божьей. Более того, сатана почти дословно цитирует псалом Давидов: “ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя...” (Пс. 90,11-12).
Обещано – исполняй, искушает Христа диавол. Но вот в чем здесь хитрость. Давида злой дух процитировал, выпустив всего несколько слов, а именно: “на всех путях Твоих”. А между тем пути Спасителя были бесконечно далеки от того,
чтобы летать по небу. Это крыло Храма сатана использует после еще раз. На нем будет поставлен брат Иисуса – Иаков – проповедовать перед иудеями. Когда речь его не придется им по нраву, они сбросят его вниз, в бездну. И не
заметят, как ангелы подхватят душу Иакова и вознесут ее к Богу. Иисус сказал ему: написано также: “Не искушай Господа Бога Твоего” (Мф. 4, 7). Так некогда Моисей укорял евреев в
пустыне, когда они просили утолить их жажду. То есть нельзя требовать от Господа сверхъестественного, даже если речь о столь необходимой вещи, как вода. Самое лучшее – просить терпения. Это великий урок нам, непрестанно
требующим от Бога чудес и даров. Осуждение тех, которые, по словам толковника, бегут прежде, чем бывают посланы. Охотно творят чудеса, становятся преобразователями или консерваторами, кем угодно, но везде говорят, что творят волю Божию, надменно уверены
в Его благоволении. А на самом деле бросаются в пропасть, увлекаемые одним лишь тщеславием. Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав,
поклонишься мне (Мф. 4. 8-9). Сатана искушает Христа, предлагая то, что принадлежит Спасителю по праву. Причем сразу, без мучений, без борьбы. Естественно, нет такой горы, с которой можно увидеть весь
мир. Поэтому некоторые исследователи Евангелия полагают даже, что речь идет о географической карте. Едва ли это так. Скорее всего, с возвышения были показаны вживую окрестности, но к этому добавлены видения – миражи во всех отношениях.
Римский писатель Плиний рассказывает, что знал самого несчастного человека на земле. Его звали император Тиверий, и он был властелином над половиной мира. Он жил, спрятавшись, на острове и жаловался на всех богов и богинь,
которым однажды, пав, поклонился, что они его загубили. Естественно, сатана рисовал Спасителю более пленительную картину. Он напоминал, как ждут Мессию соотечественники Христа, как много Он мог бы для них сделать, искоренить
все зло на земле, наказать виноватых и наградить правых. А что до того, что поклониться сатане, то цель оправдывает средства. И здесь глупость диавола проявляется как никогда. Собственно, каждое следующее искушение бездарнее
предыдущего. Он натравливал на Иисуса единоверцев, помогал поднимать его на Крест. Но так и не понял, очевидно, почему великое лучше всего чувствует себя в малом, а смерть за други своя отворяет врата рая. Тогда Иисус говорит ему:
отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи... (Мф. 4, 10). Эти слова “отойди от Меня, сатана” Иисус через три года скажет своему ученику Петру. Что общего в предложении диавола принять
власть над падшим миром и мольбой апостола избежать крестных мук? То, что и тот, и другой пытались убедить Спасителя свернуть с дороги на Голгофу. Но вот оставил Его диавол, как добавляет св.Лука, “до времени”. И ангелы, как и
обещал Отец, приступили ко Христу на пути Его, воспевая величайшую победу Царства света над миром тьмы. В.Г. На снимке – Гора искушений, именно на ней, по преданию, подвизался Спаситель Среди Иудейских гор нет ни одной, которая была бы круче и богаче пропастями и мрачными обрывами. В одной из пещер Спаситель сорокадневным постом и молитвой приуготовлял Себя к великому
делу учения и искупления человечества. А на вершине горы диавол искушал Спасителя царством мира сего. С первых веков христианства Гора искушения стала местом особо тяжкого отшельнического подвижничества, и первую лавру у ее
подошвы основал преподобный Феоктист (1467), спостник Евфимия Великого. Позже на склоне горы образовался пещерный монастырь. Развалины на вершине относятся к византийскому периоду (по некоторым данным, там в 340 г. устроил церковь преподобный Харитон
Исповедник). Тут же, на вершине, стоят стены недостроенного из-за революции русского монастыря. К XIX в. обители были покинуты и лежали в развалинах, но в конце столетия в иссеченных на отвесном южном склоне пещерах вновь устроился православный скит, где
проживали игумен и несколько человек братии. Заботами Иерусалимской патриархии там был сооружен небольшой комплекс монастырских зданий, включающий в себя кельи для братии, подсобные помещения и естественные пещеры, а также церковь в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы, со скромным иконостасом, часовню Искушения Господня и колоколенку с несколькими колоколами. От правого клироса несколько ступенек ведут к пещере Спасителя. Здесь, в часовне, под престолом сохраняется камень, на котором молился
Господь. С балкона открывается прекрасный вид на Иорданскую долину, Иерихон и Мертвое море. Из кн. “По Святой земле”. eskom@vera.komi.ru
|