ХХ ВЕК
Канатная дорога на Гору Искушения Путь к вершине горы, где Господь провел сорок дней в суровом воздержании и был искушаем сатаной, отныне займет у туристов не более пяти минут. Раньше на это требовалось около часа. Восхождение шло по узкой и крутой тропе и сильно изматывало паломников. Этот подъем можно было назвать своеобразным постом, и человеку было дано хоть в малой степени сопережить утомление Спасителя. За день на это решалось не более 150 человек. Сейчас число посетителей стремительно возрастает и уже перевалило за тысячу. Что серьезно осложнило жизнь трем православным монахам, обитающим на вершине Горы Искушения. “Канатная дорога изменила нашу жизнь, – рассказывает брат Ахиллий. – Теперь к нам приходят и такие посетители, которых трудно назвать паломниками. Конечно, мы оказываем гостеприимство всем, но наша обитель постепенно превращается из паломнической святыни в туристический объект”. Кроме того, если раньше монастырь был открыт посетителям около шести часов в сутки, то сейчас канатная дорога работает десять часов. Так что время, которое раньше уходило на молитву, иноки тратят сейчас на обслуживание любопытных и уборку за ними. Смущение монахов оказалось непонятым устроителями этого нового ат-тракциона на библейские темы. Они полагают, что христианская обитель – это что-то вроде коммерческого предприятия. По словам г-жи Абир Нашаби, менеджера канатной дороги, огромный приток посетителей способствует росту доходов монастыря, единственным источником существования которого являются пожертвования. Кроме того, инокам разрешено пользоваться канатной дорогой бесплатно, и игумен обители часто использует новое транспортное средство для поездок в город. Следует отметить, что до сих пор на достопримечательностях Святой земли спекулировали главным образом иудеи. Однако Гора Искушений находится в палестинской зоне. Палестинцы, среди которых немало христиан, оказались не менее оборотисты. Сатана вновь вернулся на то место, где когда-то терзал сердце Христа. На это раз он искушает нас деньгами и комфортом. Папа высказался о чистилище На генеральной аудиенции, т.е. встрече с большим числом пасомых, Папа Иоанн Павел II заявил, что чистилище – это такое состояние, в котором мы оказываемся после смерти, чтобы очиститься от всякой примеси греха, прежде чем взойти на небо. Продолжая тему двух последних генеральных аудиенций, где речь шла о рае и аде, Иоанн сказал, что в чистилище должен на некоторое время оказаться всякий, кто вел не вполне праведную жизнь, но все же предназначен для рая. По его мнению, “прежде чем мы войдем в Царствие Божие, всякая примесь греха в нас должна быть очищена, всякое несовершенство исправлено. Именно это происходит в чистилище”. По словам Папы, чистилище не является каким-либо физическим местом: “Это не место, а условия жизни. Те, кто после смерти живут в этом состоянии очищения, уже погружены в любовь Христову, которая избавляет их от всякого остатка несовершенства”. В заключение Папа призвал христиан молиться и совершать добрые дела ради тех, кто находится в чистилище. * * * Это представление имеет формальное сходство с православным учением о мытарствах, где каждый несет ответ за свои поступки и при благоприятном исходе освобождается от всех грехов. И в то же время отличие есть, и оно, к сожалению, огромно. Согласно православному преданию, мытарства удается пройти не всем. Даже святого демоны здесь искушают непрестанно, пытаясь, например, разжечь в нем самолюбование. И наоборот, грешник может спастись по молитвам за него. Католическое учение, по сути, совершенно не готовит человека к этому страшному испытанию, уверяя, что участь человека решается еще при жизни. Так что перегородки между католицизмом и православием в случае с чистилищем, пожалуй, доходят до Неба. Многоженство не для нас Сразу после того, как парламент Ингушетии принял закон, допускающий многоженство, в России был проведет соцопрос, посвященный этой теме. Почти половина опрошенных – 49 процентов – считает многоженство допустимым для мусульман, а 14 процентов находят его приемлемым и для русских. Считают, что многоженство недопустимо для последователей ислама 27 процентов участников опроса, а для русских – 73 процента. Считают многоженство допустимым для русских в основном мужчины моложе сорока лет, с высоким уровнем образования и доходов. Отреагировали на введение многоженства в Ингушетии и лидеры некоторых так называемых мусульманских республик. В частности, государственный секретарь Башкирии Адигамов заявил, что он “уважает” такое решение. Адигамов заметил, что к этой проблеме следует подходить с пониманием. Ведь, по статистике, “на одного ингушского мужчину приходится три с лишним ингушских женщин” – такова демографическая ситуация. Впрочем, вопрос этот шире, чем обсуждение пользы или вреда многоженства. Для магометанина оно является частью религиозной традиции. Понимание этого и привело к тому, что многие россияне проявили терпимость к ингушской инициативе, но отвергли подобную возможность для себя самих. Архиепископ Архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри, глава Англиканской Церкви, опроверг обвинения газеты “The Mail”, давшей понять читателям, что этот почтенный священнослужитель сомневается в Воскресении Христовом. Архиепископ заявил, что газета вырвала его слова о Воскресении из контекста. Что это были за слова? Вот они: “Если мы можем быть абсолютно уверены в том, что Иисус жил и что Он был распят на Кресте, мы не можем утверждать с такой же уверенностью, что мы знаем, что Бог воскресил Его из мертвых”. Эта мысль вызвала бурю возмущения среди верующих всего мира, не говоря уже об Англии. Энн Уиддкомб, министр иностранных дел теневого кабинета консервативной партии, перешедшая из англиканства в католичество, в частности, заявила: “Если архиепископ считает, что в Воскресении можно сомневаться, это окончательное предательство!” – “Успокойтесь: я твердо верую в то, что Бог воскресил Иисуса из мертвых” – заявил в ответ архиепископ Кэри. По его словам, фраза, вызвавшая скандал, не содержала в себе ничего богохульного. Он имел в виду лишь то, что случай Воскресения трудно доказать неверующим. Но это не вполне соответствует действительности. Существует множество свидетельств римлян и иудеев, не говоря уже о христианских источниках, что Воскресение – это такой же факт, как и распятие. Попытка главы Церкви Англии уважить сомнения неверов вызвала сомнения верующих в нем самом. Тем более что и прежде один из архиереев – епископ Даремский Дэвид Дженкинс – прямо заявлял, что не верит в Воскресение Христово. С тех пор дело зашло так далеко, что около полусотни англиканских священников образовали своеобразное “братство”, заявив о своем неверии в Бога, при этом не собираясь оставлять служение. Теперь миряне требуют возродить церковные суды для разбора воззрений этих “вольнодумцев” .Резня христиан в Тиморе Мы уже писали в апреле о гонениях на христиан в Тиморе. Однако в конце лета ситуация там резко обострилась. Отдельные нападения слились в мощную волну террора. Столица Восточного Тимора – Дили – превратилась, по рассказам очевидцев, в “город ужаса”. Вдоль улиц выставлены шесты с отрубленными головами, боевики прочесывают дома, убивая мирных жителей. Только в понедельник в Дили было убито не менее 170 тиморцев. По данным двухнедельной давности, число беженцев достигло 200 тысяч человек. Из своих горящих городов они бегут в горы. * * * До 1975 года Восточный Тимор являлся португаль-ской колонией. Затем его оккупировала Индонезия. Тогда, четверть века назад, в этом небольшом государстве были вырезаны 250 тысяч христиан (до последнего времени численность населения здесь составляла 800000 человек. 85 процентов из них исповедовали католичество, а 11 процентов – ислам). Ужас довлел над выжившими христианами постоянно. Особенно после того, как прошлогодний экономический крах Индонезии резко обострил социальную напряженность. Местные мусульмане решили, что христиане живут слишком хорошо. Начались убийства. Это привело к тому, что большинство тиморцев потребовало провести референдум по вопросу об отделении от Индонезии. Правительство Индонезии официально против этого возражать не решилось, так как его права на Тимор крайне сомнительны. Но и мириться с этим не пожелало. * * * Накануне референдума страшное злодеяние было совершено в протестантской церкви в пригороде Амбона Молукке, где находились 50 человек. Ворвавшись в храм, индонезийские солдаты буквально изрешетили прихожан. 24 человека были убиты на месте. Однако сломить волю христиан магометанам не удалось. 30 августа 80 процентов тиморцев проголосовали на референдуме за независимость. И тогда их родина превратилась в ад. Вот один из многих фактов. Католический священник из города Суай сообщил по телефону журналистам, что после того, как этот населенный пункт покинули наблюдатели ООН, боевики убили не менее 100 жителей, не щадя даже детей: трехлетний ребенок был задушен и брошен в огонь во время нападения на местную церковь. По свидетельству одного австралийца – сотрудника католической благотворительной организации, в ходе резни в Дили боевики разрубили на куски еще одного маленького ребенка, разбросав части его тела возле представительства ООН. В городе Баукау убиты шесть монахинь каноссианского ордена. Без вести пропавшими числятся еще четверо сестер. Убито много священников, тольке в Суае погибли трое, а убивают их по всей восточной части острова. * * * Следует отметить, что террор приобретает ярко выраженный религиозный характер. Многие церкви Восточного Тимора осквернены, разграблены и сожжены. По свидетельствам очевидцев, большинство погромщиков – не тиморцы, поскольку жители острова всегда с уважением относились к Церкви. Убийцы были обработаны индонезийской пропагандой, утверждавшей, что Церковь стремится к развалу Индонезии. 6 сентября проиндонезийские боевики предприняли нападение на резиденцию епископа Белу в столице Восточного Тимора городе Дили. В этом здании, считавшемся до последнего времени одним из самых без-опасных мест в Дили, скрывалось более 4000 мирных жителей. По свидетельству очевидцев, здание было подожжено, а когда люди стали выбегать из него, по ним был открыт огонь. Не менее 40 человек погибли, а остальные были уведены из города под конвоем солдат. Их судьба до сих пор неизвестна. Сам епископ Белу в ходе этой атаки не пострадал и в “шоке” перебрался в город Баукаку, в резиденцию второго католического епископа Восточного Тимора Базилиу ди Насименту. Однако на следующий день, когда боевики окружили и эту резиденцию, ВВС Австралии срочно направили на Восточный Тимор транспортный самолет “Геркулес” и эвакуировали епископа Белу, а также наблюдателей ООН и иностранных журналистов в город Дарвин. Епископ Базилиу ди Насименту был ранен погромщиками, однако, по сообщениям источников на Восточном Тиморе, сумел спастись и скрывается сейчас в лесах. * * * Папа Римский назвал происходящее “провалом человечества”. Он требует введения войск. А в ответ – тишина. Международные силы не спеша договариваются, каким именно образом они будут взаимодействовать с индонезийской армией при установлении мира и безопасности. То есть не желают рисковать, терять людей, хотят, чтобы магометане сами навели порядок. Хотя точно известно, что индонезийская армия принимает участие в резне. Коту хотят доверить охранять мышей. Что самое интересное – так это полное равнодушие США по этому поводу. Ведь стратегических деловых интересов на Тиморе у них практически нет. Кроме того, Индонезия заняла очень хитрую позицию. Не возражает – входите в Тимор, на здоровье, мы не против. Вопрос в том, выйдете ли вы оттуда живыми. Так что бомбить некого. Нужно с оружием в руках защищать стариков, женщин, детей. А на это и духу не хватает, и желания. Владимир Григорян На глав. страницу.Оглавление выпуска .О свт.Стефане. О редакции .Архив.Почта |