КРЕСТНЫМ ХОДОМ


В знак покаяния
(из Ивановской епархии – в Костромскую)

Эти заметки в “Веру” передал иерей Петр Влащенко, председатель попечительского совета при мироточивой иконе Царя-мученика Николая. Написаны они одной из участниц крестного хода с этой иконой, отправившегося из Тихоно-Лухского монастыря Ивановской епархии и 17 июля, в день убиения Государя, прибывшего в Ипатьевский монастырь г.Костромы.

12 июля, полдень. Отслужена Божественная литургия, завершился напутственный молебен, и вот под звон колоколов крестный ход начинает свой путь по Ивановской епархии. Впереди 150 километров, которые надо преодолеть за пять дней. Нас 67 человек. Число это будет в дороге меняться: к нашему крестному ходу постоянно присоединялись люди и шли какой-то отрезок пути, иногда день, два. Очень долго шла женщина с грудным младенцем на руках. Все 150 км прошли дети – их было 5 человек. Весь путь преодолели два совершенно слепых мужчины из Петербурга, один из них без ноги – он шел на двух костылях, – и они оба дошли! А возглавили крестный ход в первый день 14 клириков Ивановской и Костромской епархий, в их числе 89-летний схиархимандрит Алексий, насельник монастыря, племянник Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви Антония (Храповицкого). Он принял схиму Великим постом 1999 года. Уже в дороге он рассказал, что незадолго до этого ему явился во сне во дворе монастыря цесаревич Алексей в белом хитончике и шутливо обратился к нему: “Тебе что, мое имя не нравится? Вот принимай схиму с моим именем, и я буду помогать и тебе, и монастырю...”

* * *

Самой большой из святынь, сопровождавших нас в пути, была икона Божией Матери “Державная”. Она была закреплена на больших носилках, их несли 4 человека, постоянно сменяющие друг друга. Справа от нее несли чудотворную, явленную Смоленскую икону Божией Матери, а по левую сторону – мироточивую икону Государя-мученика. В руках участников крестного хода преобладали иконы Государя и Царской Семьи. Несли изумительный по своей красоте портрет Государя в мундире, вышитый крестом. Этот портрет невольно приковывал взгляды всех присутствующих. Величественная осанка Государя, любовь во взгляде – сразу было видно, что это русский Царь! Вышила его благочестивая женщина врач из Москвы и подарила его храму Царя-мученика в Лухском монастыре.

Перед крестным ходом шла машина, из которой предупреждали встречный транспорт о движении крестного хода, просили сбавить скорость. Только глядя из этой машины как бы со стороны на движение крестного хода, понимаешь, что это было действительно необыкновенно красивое зрелище. Когда колонна крестного хода выходила из низины на возвышенность, постепенно показывались сначала крест, который нес игумен Агафон, потом хоругви, они сверкали золотом на солнце, и над этим благолепием как бы плыла огромная икона Божией Матери “Державная”. Шли в мареве жаркого воздуха, шли очень быстро. Проходившие мимо люди и машины останавливались и смотрели, смотрели также и из окон домов, из балконов, спрашивали друг у друга, что это. Из возглавлявшей крестный ход машины постоянно звучал акафист Царю-мученику, освящая поля и веси.

* * *

Когда мы находились в Иваново с чудотворной иконой Государя, был такой случай. У кафедрального собора стояла группа людей, собирающих милостыню, одна из этих несчастных подошла к нам и со слезами стала просить продать ей иконку Государя за ту сумму, которую она смогла собрать, и протягивает пятачки, копейки, и все же нужной суммы у нее не было. Но икону мы ей, конечно, подарили, как же она благодарила, радости ее не было предела. До этого, когда мы были с чудотворной иконой Государя у владыки Амвросия, мы обратили внимание на красивого молодого парня около 30 лет, высокого, стройного, с потухшим взором, очень бледного. Потом мы узнали, что Александр страдает беснованием, живет милостыней. Приближаясь к иконе, он начинал рычать, говорить бессвязные слова, его всего выворачивало дугой, руки приобретали неестественное положение, они как-то выгибались за спину, он не мог стоять, падал, глаза закатывались, он становился как мертвый. Из него исходило рычание, мы могли разобрать следующие слова: “Ненавижу! Ненавижу всех вас!” Несколько раз он прикладывался к иконе, и каждый раз у него начинался приступ беснования. Одна женщина приложила платочек с миром от иконы Государя к его лбу (он в это время сидел на скамеечке) и предложила ему вновь подойти к иконе. Она надеялась, что по молитвам Государя он сможет получить исцеление от беснования. И, по-видимому, такая силища у нашего Государя, что живущий в Александре бес настолько оказался повязан этой святыней, что паренек даже подняться не мог, сказал только: “Матушка, убери платочек со лба, я ведь встать не могу”. Когда платочек отняли ото лба, он смог встать. Его под руки повели к иконе, он сопротивлялся, хрипел, рычал.

* * *

...На пути следования крестного хода попадались пустые брошенные деревни – тяжелейшее зрелище. От деревни Лаптиха осталось только название, деревня умерла: 7 домов, все они пустые, внизу река, на пригорке разрушенный и все же красивый храм во имя свт. Николая. На третий день пути остановились на ночлег в деревне Горы Чириковы, вечером крестным ходом обошли вокруг разрушенного храма: выбиты окна, вместо пола – земля. Утром совершили молебен в этом храме с настоятелем о.Григорием с воплем ко Господу о восстановлении дома молитвы. Душа тоскует и содрогается от мысли, в каком благолепии и красоте стояли эти храмы до революции и в каком ужасающем виде они теперь.

Весь наш путь в Кострому лежал под палящим солнцем, температура воздуха была более + 30. Батюшки шли в черных подрясниках, от длительной ходьбы по жаре, от тяжелых икон, которые они несли, их подрясники так пропитались потом, что побелели от соли, соль выступила на плечах и лежала как пелерина. Лица обгорели, и мы все опасались, что будут солнечные ожоги, но по милости Божией этого не случилось. Но более всего мы страдали, глядя, как батюшки на привалах разувались и перебинтовывали ноги: у многих распухли пальцы, ступни были изрезаны в кровь. Некоторые ратники Христовы отдыхали, повалившись в траву и разбросав руки в разные стороны. Наверное, батюшки взяли на себя тяжесть грехов окружающей местности, потому и больше пострадали телесно. После отдыха идти было тяжелее, сбивалось дыхание. С молитвой идти значительно легче: как только отвлечешься на посторонние разговоры, тут же ощущаешь, как наваливается тяжесть, и сразу хватаешься вновь за спасительную молитву.

* * *

Везде по Ивановской области стояла засуха, люди молили Господа о дожде. Когда мы приходили в деревни, по просьбе жителей батюшки служили особый молебен о даровании дождя. В предыдущих поездках по Ивановской епархии после чтения акафиста Царю-мученику и молитв везде прокатывался ливень, причем шел он только в той местности, где в то время находилась мироточивая икона Государя. По настоятельной просьбе жителей села Жеребчиха мы остановились у колодца, и наши батюшки отслужили молебен о даровании дождя.

В деревнях нас со слезами встречали сельские жители, они благоговейно прикладывались к мироточивому образу Государя, угощали нас пирожками, огурцами, кто чем мог. После трапезы и у нас оставалась еда, она раздавалась местным жителям. Подходили дети, женщины, старики с кастрюльками, и им накладывали гречневую кашу с подливой и зеленым горошком, кильки в томате.

В селе Макариха нам навстречу вышли человек 40 жителей, все они встали на колени цепочкой друг за другом посреди дороги, и над ними пронесли чудотворный образ Государя, а потом их всех окропили водой. В Приволжске навстречу крестному ходу вышли местные жители, человек 50 – мужчины, женщины, дети. Они становились на колени друг за другом посреди дороги, чтоб над ними пронесли чудотворный образ. Город протяженный, шли по нему долго, на пути следования по нему из головной машины дважды прозвучал акафист Царю-мученику.

В пос. Лунево к нам подбежала женщина и со слезами стала просить игумена Агафона, чтобы крестный ход свернул с дороги, и углубясь в лес, прошел к строящейся часовне. Эта женщина по пути рассказала, что в 1983 году здесь прошел сильный ураган, который унес жизни нескольких местных жителей. На этом месте теперь возводится часовня во имя мученицы государыни Александры.

* * *

На закате солнца у Волгореченска нас встречало множество людей с хоругвями, иконами: это был крестный ход из храма Тихона Лухского. Встреча была очень радостной, как на Пасху: обнимались, целовали друг друга, некоторые плакали радостными слезами. А когда два крестных хода слились в один, то крестный ход растянулся на целый километр. Шествие возглавляли 12 священнослужителей по числу апостолов, звонили колокола, и хотя был поздний вечер, 22 часа, перед храмом крестный ход встречали прихожане и жители Волгореченска, народу в храме было очень много.

Везде на пути следования крестного хода во всех храмах батюшки говорили проповеди, рассказывали о мироточивой иконе Государя, игумен Агафон, иеромонах Паисий, иерей Петр говорили о Царе настолько проникновенно, что верующие, слушая, плакали. Иерей Петр рассказывал о крестном ходе вдоль границ России на самолете с 14-го по 19-ое июня этого года, в котором приняла участие и мироточивая икона Государя.

Икона Царя Мученика мироточила почти во всех пунктах, где мы останавливались, как только её вносили в храм и клали на аналой. В Волгореченске она замироточила мгновенно, как только ее внесли в храм, и мироточила очень обильно, в несколько струй. Абсолютно все присутствующие это чудо видели и прикладывали, освящали приобретенные у нас иконы Государя. Очень многие из них видели это чудо впервые в жизни. Акафист Царю Мученику был нарасхват, и его не хватило всем желающим. Все пять дней пути дважды в день на утреннем и вечернем молебне акафист Царю Мученику читался нараспев. Пели все священнослужители и участники - вот такой был мощный хор. Это было очень красиво, слаженно. Это был настоящий гимн любви!

* * *

Но вот и берег Волги, вдали показались купола церквей и соборов Костромы, мы любовались красивым городом. Сошли на пристань и крестным ходом двинулись в Богоявленско-Анастасьин женский монастырь. На следующий день сюда с 10-ти тысячным крестным ходом была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы - Феодоровская чудотворная икона Божией Матери, древний явленный образ, которым инокиня Марфа благословила на царство своего юного 17-летнего сына Михаила Романова в 1673 году. Через 386 лет, 16 июля 1999 г. в этот собор чудотворной, мироточивой иконой, вошел последний русский Царь, оболганный, оклеветанный, зверски убитый со всей Семьей наш святой Государь Николай Александрович! И как только икону Царя Мученика приложили к фамильному образу Романовых - Феодоровской иконе Божией Матери - по иконе Царя Мученика хлынуло миро. В верхней части иконы по всей ширине выступила полоса мира высотой около 8 см., и из нее очень быстро широкими полосами истекали 8 струй миро, оно покрывало и рамки киота со всех 4 сторон. Тут же было пропето величание Божией Матери и Царю Мученику. Отслужили молебен, прочитали акафист нараспев. Потрясенные костромичи с изумлением смотрели на икону Царя, многие, очень многие рыдали, становились на колени перед иконой и молились.

Утром 17-го июля, в день убийства Царской семьи, мы двинулись крестным ходом к конечной цели нашего путешествия - в Ипатьевский монастырь. Отсюда пошел род Романовых, царей, которые 300 лет правили Россией. Наши предки именно здесь, в стенах Ипатьевского монастыря, дали клятву за себя и потомков на вечные времена верно служить Царю. Всю дорогу мы громко пели молитвы, величания Богородице, Государю. Еще на мосту мы услышали колокольный звон из монастыря. Перед воротами нас встречал настоятель Ипатьевского монастыря архимандрит Павел, он облобызал иконы Божией Матери, Царя Мученика, и мы вошли в собор с пением величания Царю Мученику. Едва только икону Царя возложили на аналой, она замироточила. Мироточение было чрезвычайно обильно, в 11 струй, все стекло было покрыто этим миром. Служба совершалась очень благоговейно.

* * *

Со времени убийства Государя Николая II Александровича и его Семьи, это был первый покаянный крестный ход в Ипатьевский монастырь с мироточивой иконой Царя Мученика. Он был не многочисленным. 89 человек пришли к древним стенам Ипатьевского монастыря и покаялись Господу за тягчайший грех русского народа - убийство помазанника Божия и его Семьи. Пусть этот крестный ход послужит основанием всеобщего покаяния русского народа. Хочется верить, что Государь со своей Семьей умолит милосердного Господа простить грех цареубийства, и русский народ будет прощен.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru