ВЕСТИ ПО СЕВЕРУ

Памяти митрополита

День памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), скончавшегося 2 ноября 1995 года, был отмечен в Санкт-Петербурге. Целый день на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, где он похоронен, шел непрерывный поток верующих. До позднего вечера на могиле, утопающей в цветах, служились панихиды и заупокойные литии. К этому дню здесь был установлен бронзовый крест с распятием. В кинотеатре «Свет» состоялся вечер памяти владыки, был показан документальный фильм, прозвучали духовные песнопения в исполнении Евгении Смольяниновой.

Особое почитание митрополита – благодарность русских людей за духовную поддержку и мудрый отеческий совет. В его лице Церковь впервые с 20-х годов обрела голос, зазвучавший во всеуслышание: никто из церковных иерархов после св.патриарха Тихона не говорил так громко о духовных нуждах России.

Е.ЮГИНА

200-летие Пермской епархии

В последних числах октября Пермская епархия отметила свое 200-летие. Учрежденная указом императора Павла I 29 октября 1799 года, в предреволюционный период она насчитывала более 500 храмов и 20 монастырей. В настоящее время в епархии 70 действующих храмов и 8 монашеских обителей. Торжества по случаю юбилея начались 28 октября в пермском кафедральном соборе, где праздничную Божественную литургию совершил архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий. После богослужения в епархиальном управлении состоялось собрание духовенства, на котором обсуждались насущные проблемы церковной жизни. 29 октября в часовне святителя Стефана Пермского открылась фотовыставка, посвященная истории епархии.

belogor.gif (16693 bytes)А в канун юбилея архиепископ Афанасий, губернатор Г.Игумнов и глава администрации областного центра Ю.Трутнев приняли обращение к населению Прикамья с просьбой принять посильное участие в возрождении памятника истории и культуры – Крестовоздвиженского собора Белогорского Св.-Николаевского монастыря. Для этого создан специальный фонд «Белая гора». На полное восстановление требуется почти 20 миллионов рублей, и его воссоздание планируется завершить в октябре 2000 года.

В гостях у северных соседей

Свою третью по счету поездку в Финляндию по приглашению главы Финской Православной Церкви архиепископа Иоанна совершил в октябре епископ Петрозаводский и Карельский Мануил.

Программа визита, как сообщает «Северный курьер», включала межцерковные переговоры, богослужения, встречи с государственными деятелями, учеными и представителями культуры Финляндии. В честь епископа Мануила в Куопио и Йоэнсуу были подняты государственные флаги России. Архипастыри Петрозаводской епархии и Финской Церкви пришли к мнению, что сегодня открываются новые возможности для расширения и укрепления контактов на всех уровнях: руководства, приходов, монастырей, верующих. В рамках визита состоялась встреча епископа Мануила с епископом епархии Лютеранской Церкви.

В помощь Соловкам

Благотворительный вечер в помощь Соловкам провел в Москве Фонд во имя Великой княгини Ольги Александровны. Вечер состоялся в Центральном доме культуры железнодорожников. Накануне зимы и прекращения навигации островитяне испытывают нужду в топливе, продуктах, теплой одежде. В Соловецком поселке проживают более 1500 человек, из них – 450 детей, 270 престарелых, инвалидов и немощных. Кроме того, братия Спасо-Преображенского монастыря составляет 50 человек. Благотворительный фонд носит имя Великой княгини Ольги Александровны Романовой – младшей сестры Николая II, всю свою жизнь отличавшейся милосердием.

Ныне им руководит его вдова – Ольга Николаевна Куликовская-Романова. За это время из Канады в Россию отправлено 600 тонн гуманитарного груза с продуктами питания и одеждой, в том числе специальное медицинское оборудование для лечения глухонемых, 19 аппаратов «искусственная почка», 480 функциональных кроватей, инвалидные кресла. В прошлом году московский филиал оказал большую помощь жителям Валаама.

ИТАР-ТАСС/Русская линия

В Верхозерье украден обетный крест

cross.jpg (18214 bytes)Минувшим летом Удорский район лишился местночтимой святыни – старинного обетного креста, воздвигнутого в деревне Верхозерье несколько веков назад. Многометровый искусно сделанный из лиственницы крест с нанесенными на нем символами искупительной жертвы Христовой, охранявший не только Верхозерье, но и всю округу от злого лиха, был спилен некими любителями старины и увезен на легковой машине в неизвестном направлении. Как сообщил нам уроженец этих мест, ученый-этнограф КНЦ Павел Лимеров, который еще в 1991 году писал об этом кресте в газете «Вера», неизвестные люди каждый год приезжают в Удорский район, представляются учеными и под видом научной работы собирают у доверчивых людей старинные иконы, старообрядческие переписные рукописные книги, другие уникальные реликвии.

Видимо, в одной из последних поездок им приглянулся и уникальный верхнеозерский крест. Рядом с крестом в прошлом веке местные жители поставили часовню в честь Воздвижения Креста Господня, и праздник Крестовоздвижения стал особо почитаемым в деревне. Во время Великой Отечественной войны часовню разобрали, а Крест-оберег верующие перенесли в специальный бревенчатый амбар, продолжая возле него славить Господа.

Нынешним летом трое человек, представившись учеными из Вологды и друзьями почитаемого в округе земляками Павла Лимерова, посреди бела дня на виду у людей спилили у самого основания крест, погрузили его на легковую машину и увезли с собой. Когда местные опомнились, то пустились за ними в погоню, но догнать охотников за святынями не смогли. Лжеученые прихватили с собой в соседней деревне Муфтюге пожарный церковный колокол. Остается только пожалеть этих бедных людей, решивших на Божиих святынях улучшить свое благосостояние. Хотя люди их не догнали, гнев Божий настигнет в любом месте, и пощады кощунникам не будет.

Соб.инф.

В Сыктывкаре вышел в свет второй том
мартиролога «Покаяние
»

Коми республиканским общественным фондом жертв политических репрессий «Покаяние» выпущен тиражом 2 тысячи экземпляров второй том мартиролога «Покаяние», который продолжает знакомить читателей с историей массовых политических репрессий на территории Коми края.

Во втором томе мартиролога, насчитывающем более тысячи страниц, сделана попытка восстановить неизвестные пробелы трагического прошлого Республики Коми. Вторая часть тома посвящена памяти жертв политических репрессий, осужденных судебными и несудебными органами на территории Республики Коми в 20-80-е годы. «Стержнем» его является подготовленный сотрудниками управления ФСБ РФ по Республике Коми список 3186 осужденных, продолжающий список первого тома из 4813 фамилий. «К сожалению, – пишет в предисловии ко второй части ее научный редактор и главный составитель, председатель Сыктывкарского общества «Мемориал» М.Б.Рогачев, – и эти списки нельзя считать исчерпывающими. Отсутствуют сведения по осужденным ревтрибуналами в 18-м и начале 20-х годов... Нет уверенности, что названы все репрессированные в лагерях, находившиеся на территории Коми АССР... Но даже это позволяет хотя бы в общих чертах судить о размахе политических репрессий в годы советской власти, погубившей и искорежившей судьбы тысячи невинных людей... В число репрессированных попали люди самых разных национальностей. Коми среди них – 18%, и это тогда, когда в 1939 г. представители коренной национальности составляли 72% населения республики... Материал этого тома рассказывает в основном о политических репрессиях местного населения».

Всего же через лагеря ГУЛАГа, расположенных на территории Коми АССР, прошли сотни тысяч человек. Так, в публикации О.Азарова «Куда ушли сорок тысяч?» приводятся документальные исследования по поводу 40 тысяч заключенных, бесследно пропавших только за полгода. А.И.Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГе» упоминает: «Осенью 1941 года Печоржеллаг имел списочный состав 50 тысяч заключенных, а весной 1942 года – 10 тысяч. За это время никуда не был отправлен ни один этап. Куда ушли сорок тысяч?» По мнению Азарова, все они погибли от лютых морозов, нечеловеческих условий, непосильного труда и болезней. Железную дорогу до печорских и воркутинских углей, ставших во время войны важнейшим стратегическим сырьем, нужно было построить любой ценой в кротчайшие сроки. Цена северной железной дороги – это сотни тысяч жизней.

В мартиролог, проливающий свет на судьбу многих невинно репрессированных, включены очерки сотрудников нашей газеты М.Сизова, Е.Суворова, А.Малыхиной. Предполагается, что следующий, третий, том, посвященный спецвыселенцам и ссыльнопоселенцам, выйдет в 2000 году.

Е.СЕРАПИОНОВ

Восстановлена часовня Параскевы Пятницы –
одна из святынь в Коми

krivoe.jpg (5390 bytes)Большое количество верующих собралось на престольный праздник в недавно отреставрированной часовне Параскевы Пятницы в селе Кривом Удорского района. Часовня эта XVIII века – в Коми считается уникальным историческим памятником деревянного зодчества. Собравшиеся бабушки почитали акафист Параскеве Пятнице, молитвы, помянули Дарью Кирилловну Яковлеву – одну из последних хранителей часовни, скончавшуюся в прошлом году. К сожалению, молиться им пришлось одним, потому что сейчас на весь Удорский район нет ни одного священника.

Несколько веков святыня подвергалась разным опасностям. Жители рассказывают о случае, который произошел совсем недавно – в 70-х годах. С одной стороны часовни занялся пожар. На счастье, мимо нее в это время проходили женщины, только что подоившие коров. Они не растерялись и молоком из ведер затушили пламя... Время все-таки не пощадило часовню. И нынешним летом на средства, выделенные правительством республики, она была отреставрирована. Когда заменяли пол, между половицами была найдена медная монета 1757 года елизаветинского времени. Власти села Кривое выделили для проживания реставраторам старую школу. Сами жители села поначалу с удивлением встретили реставраторов, но, позже увидев их заинтересованное отношение к восстановлению часовни, предлагали им свою помощь – кто поесть приносил, кто в баню приглашал. Часовня от времени глубоко ушла в землю, пришлось приподнять ее на метр от земли и установить на новый стульчатый фундамент.

О.ЮДИН

В собор явился... медведь

Необычный гость явился на строительную площадку Стефановского храма – будущего кафедрального собора г.Сыктывкара. 23 октября священник Владимир Слободин обнаружил здесь окровавленные отпечатки лап, судя по размеру принадлежащие полуторогодовалому медведю. Кинологи с собаками установили, что медведь, посетив недостроенный храм, подался в ближайший овраг, по которому протекает ручей. Там следы теряются.

Событие это вызвало различные толкования, тем более что все были напуганы случаем в п.Мандач (недалеко от Сыктывкара), где в те же дни медведь-людоед напал на местную жительницу и убил ее. Весть о явлении медведя около храма, почти в самом центре города, появилось в газетах под заголовками, вроде: «Медведя одолела нечистая сила?»

Но, думается, мистика здесь ни при чем. Обилие медведей-шатунов вызвано неожиданным потеплением, которое подняло мишек из берлог. Почему один из них, загнанный охотниками, забежал в будущий собор, также объясняется просто. Стефановский собор, пожалуй, единственный в округе «долгострой». Работы там давно остановились, хотя власти обещали сдать храм под ключ к 2000-му году. Так что не случайно медведь облюбовал именно это, тихое, местечко, чтобы посреди города спрятаться от людей.

Предупреждение иеговистам

1 ноября Печорский межрайонный прокурор (респ. Коми) вынес официальное предупреждение с предостережением руководителю печорской организации «Свидетелей Иеговы» В.Меньшенину о недопустимости нарушения Закона о свободе совести, а именно статьи 16 ч.2.

Когда 10 июля в городе на стадионе проходил региональный конгресс «Свидетелей Иеговы», не задалась погода, и обряд иеговистской инициации, называемой «крещением», решено было перенести под крышу. Не предупредив никого, в этот день иеговисты скупили все билеты в городскую баню №2 и провели свое мероприятие там.

Предупреждение религиозной организации – первое в республике, вынесенное по новому Закону о свободе совести.

Соб.инф.

Покинувший мир

krst3.gif (628 bytes)26 октября отошел ко Господу священник Иоанн Сидоров, который был последним в Республике Коми катакомбным иереем, окормлявшим небольшую общину. О нем наша газета рассказывала в четвертом выпуске за нынешний год (с ним тогда встречался наш корреспондент).

У священника была трудная судьба. В 60-х годах он подвергался угрозам со стороны властей, находился в розыске и был вынужден более двух лет вместе со своей сестрой скрываться в бункере под одним из сыктывкарских домов. Когда убежище раскрылось, пришлось менять подполье, так что скрытником он остался и в последующие годы – до конца жизни.

Как сообщила одна из духовных чад о.Иоанна, тело покойного было предано земле 29 октября на городском кладбище в м.Кочпон под Сыктывкаром. Чин отпевания был заочным.

Настоящего праздника не получилось

Вновь откладывается на неопределенный срок официальная дата передачи Русской Православной Церкви Казанского собора Санкт-Петербурга. Это происходит несмотря на то, что и администрация города, и музейные работники делают видимые усилия в решении проблемы, а Патриарху Алексию II российские власти обещали вернуть святыню к 2000-летию Рождества Христова. К этому времени намечалось сделать храм русской воинской славы кафедральным собором Петербургской епархии.

Однако акт передачи храма епархии на Казанскую икону Божией Матери не состоялся: к престольному празднику музей освободил от экспозиций только центральный неф, где 4 ноября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил богослужение.

Храм был возведен в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в царские времена здесь был установлен иконостас в ризах из чистого серебра, отбитого донскими казаками у французов. Храм был ограблен при «изъятии церковных ценностей» большевиками и закрыт в 1932 году. Его верхние помещения до сих пор заняты музейными фондами. Богослужения в соборе начались в 1991 году с устного разрешения дирекции музея. Здание находится в аварийном состоянии.

По мнению директора музея, «если темпы работ при финансовой поддержке сохранятся, то к концу 2002 года, а может быть, к юбилею Санкт-Петербурга в 2003 году» музей полностью переедет в здание на ул. Почтамтской. Кроме того, по его словам, «юридический процесс согласования должен идти через федеральные органы». Сколько продлится эта процедура, никто не знает.

arh.gif (6796
bytes)В Холмогорах возрождается храм

В знаменитом селе Холмогоры Архангельской области установлен Крест на куполе надвратного храма Святого Духа бывшего женского Успенского монастыря.

Как известно, в селе до середины XVIII века проживал архиерей, а по титулу ныне правящего епископа (Архангельского и Холмогорского) здесь должен бы находиться второй кафедральный собор. Однако Спасо-Преображенский собор находится в бедственном положении, службы велись в полуразрушенном храме 12-ти апостолов. Теперь к зиме у небольшой общины этого скромного райцентра в 80 километрах от областного центра есть хоть и маленький, но теплый храм.

Настоятель храма иеромонах Леонтий с юмором рассказывает, как уже после установки Креста и начала работ по перекрытию купола, он вдруг заметил «что-то не то». Оказалось, поставили крест «наизнанку». Пришлось вызывать машину со стрелой еще раз.

Соб.инф.

На своей земле

Семь лет длится тяжба о земле между Сыктывкарским обществом инвалидов «Надежда» и местной общиной евангельских христиан-баптистов. За эти годы мы не раз обращались к этой теме: на наших глазах в городском Мичуринском парке выросли два громадных здания – баптистские храм и академия, на наших же глазах начинались и затем странным образом отменялись прокурорские проверки в отношении этого «мичуринского чуда». И вот конец тяжбе, кажется, положен. 14 октября Арбитражным судом отменено постановление администрации города о передаче баптистам земли.

Удивительно, как долго это решение пробивало себе дорогу. Почти два года назад (в январе 98-го) уже выносилось решение – Сыктывкарским горсудом – о том, что земля, на которой баптисты построили свою академию, обманным путем отобрана у общества инвалидов. Уже тогда суд установил подлог и то, что «подписи поддельные». А еще раньше сама ответчица, составившая некогда протокол о согласии инвалидов передать баптистам землю, вполне официально – письменно – признала обман. Но... включились тут какие-то неведомые пружины, и по сей день все оставалось на своих местах. Будто никакого подлога и не было! Чудеса, да и только.

Впрочем, за семилетнюю историю «мичуринского чуда» бывало еще и не такое. На днях к нам в редакцию принесли многостраничное письмо, озаглавленное так: «Деяния пресвитера Кобзаря под крестом церкви Христа Спасителя». Под письмом – 20 подписей инвалидов из общества «Надежда». В нем рассказывается, как в 91-м образовалось их общество инвалидов и малообеспеченных, как город им выделил 0,9 га под строительство реабилитационного центра, как глава сыктывкарских баптистов П.А.Кобзарь вызвался помочь... «Кобзарь как великий комбинатор манипулировал поступлением и распродажей гуманитарной помощи, – пишут они. – Лесоматериалы, пиловочник, поступавший для реабилитационного центра от леспромхозов, отправлялись за границу. При этом ни один рубль не оприходывался и не поступал на счет предприятия инвалидов «Вермом». 1 млн. рублей, выделенный «Комибанком», также не поступил на наш счет. Выделялась нам и ссуда на 23 млн. руб., на которую были куплены и перепроданы товары, но и эти вырученные средства миновали наш счет. По грубым подсчетам, под чутким руководством пресвитера Кобзаря было получено, продано и использовано на строительство стройматериалов на сумму 52 млн. руб., а реабилитационный центр в готовом виде стоит 11 млн. руб. Куда же все подевалось?»

Как объяснила член правления общества Л.В.Хабарова, цифрам этим можно вполне доверять. 11 миллионов – во столько оценил строительство главный архитектор реабилитационного центра Резников. А 52 миллиона – это из акта ревизора Артемьева, проводившего прокурорскую проверку. Уточнить последнюю цифру ревизор не успел, поскольку его нашли повешенным на балконе собственного дома.

– История эта еще не закончилась, – говорит Лилия Васильевна. – Мы отсудили только землю, но нам по праву принадлежит и здание на этой земле. Строительство его почти закончено. Что там будет? Реабилитационный центр для инвалидов, под что, собственно, деньги и давались, или баптистская академия? Пресвитер Кобзарь утверждает, что одно другому не помешает, поскольку, мол, среди инвалидов есть крещенные в его веру. Но из 92 членов нашего общества только 18 человек согласились принять от него крещение. Было это, правда, несколько лет назад, сейчас нас стало меньше (кто умер, кто просто вышел из общества), но все равно нас большинство – 55 человек – в основном православных. И это большинство никогда не давало согласия на передачу баптистам земли и здания.

Письмо написано инвалидами в довольно резких тонах, и мы не хотели его печатать (по заповеди «не суди, да не судим будешь»), но Лилия Васильевна все-таки настояла, чтобы мы напечатали одно место из него. «Поймите, – сказала она, – нам, по большому счету, не важны все эти дрязги и подробности, сколько пропало денег... Главное – в человеке. Я боюсь, что в нашем положении окажутся и другие, кто слепо доверяется доброхотам-иноверцам».

Итак, цитирую: «Выступая в одной из газет, Кобзарь заверял, что вера Церкви Христа Спасителя (так сейчас именуется его община) и православная вера близки по их сути. Так как же он, духовный наставник, смог так поступить с православными инвалидами, не захотевшими менять свою веру, инвалидами, прикованными к кроватям, коляскам, и тяжелобольными, отобрав у них кусок хлеба? Наш Христос хлеб делил, а он...»

Также они пишут: «В настоящее время суд отменил постановление администрации о разделе земли. Понятно, почему появилось это постановление – разве могли тогда градоначальники предположить подлог и что духовный пастор пойдет на такие преступные действия... Но что будет сейчас? Вернут ли отцы города и республики своим гражданам, потерявшим здоровье на работе, на войне, в Чернобыле, их собственность, которая была дана им в порядке гуманитарной помощи людьми широкой души и сейчас отобрана баптистом Кобзарем? Да и вообще помнят ли наши правители, что Россия всегда была православной страной, а люди в ней не аборигены, которым нужно насаждать веру, чуждую нашим корням?»

Записал М.СИЗОВ.

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив. Почта


eskom@vera.komi.ru