РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Между фарисеями был некто по имени Никодим, один из начальников Иудеев. Имя Никодима знакомо, наверное, лишь постоянным читателям Евангелия, а таких среди нас немного. Между тем речь идет о личности выдающейся – члене Синедриона и третьем человеке в иудаизме хакаме, т.е. вероучителе. Первым был секретарь, или первоприсутствующий Наси, вторым – так называемый отец дома Суда. Но слава первого мудреца в Израиле принадлежала именно Никодиму. По убеждениям он был фарисеем. Саддукеи, заправлявшие в Синедрионе, фарисеев не любили, полагая их опасными фанатиками. Но не считаться с ними, конечно, не могли. Между тем и Спаситель относился к фарисеям резко отрицательно. Почему? Вопрос этот далеко не праздный. У нас фарисейство стало синонимом ханжества, но правильнее было бы назвать его благочестием, лишенным искреннего доверия к Богу. Жили эти люди достаточно скромно, всем другим удовольствиям предпочитали возрастание в мудрости. Это была последняя попытка ветхого человека возродить веру в Единого Бога. Порыв отчаянный, мужественный, удивительной силы. Но, увы, крайняя самоуверенность сделала фарисеев злейшими врагами Спасителя. Началось их движение примерно за полвека до Рождества Христова, закончилось... Впрочем, оно не закончилось. Может ли человек своими силами поверить в Бога? Это главный вопрос любой религии, и именно он был поставлен во главу угла в беседе между Христом и Никодимом. То был великий спор о законе и благодати, который длится почти двадцать веков. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Чудеса, которые совершил Иисус на Пасху в Иерусалиме, обратили к Нему множество взглядов. Но взглядов довольно поверхностных. Вот и вождь фарисеев Никодим пришел ко Христу под покровом ночи, страшась своих. Сколько после раввинов и рядовых иудеев вот так же впотьмах пробирались к христианам для ночных разговоров. Сомнения жгли их, но из-за страха иудейского они предпочитали делиться ими в тайне. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего. Следует отметить, что Господь не дает Никодиму формального ответа на вопрос: Мессия ли Он, пророк или еще кто. Спаситель без перехода отвечает на сокровенную думу Никодима и всего иудейского народа – как обрести живую веру, что нам делать? Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу своей матери и родиться? Что значит родиться свыше, Никодим не понял, попытавшись скрыть свою растерянность за шуткой. Иудеи справедливо предполагали, что вопрос о вере разрешится с приходом Мессии. Но ждали они этого возгорания души в виде дара. Причем одного из многих. Уверены были, например, что все царства земные падут к ногам Израиля. Нам это кажется нелепым, но ведь израильтяне имели самые смутные представления о Царствии Небесном. Для них было совершенно естественно ждать, что Бог отблагодарит их, пусть даже в лице потомков, в этом мире. Вспомним, что Иова многострадального Господь наградил уже при жизни. Но вот Мессия пришел, а души остались холодны. «Что же делать?» – пытается понять равви Никодим. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Вода здесь означает покаяние, а схождение Духа – то рождение свыше, о котором Спаситель сказал в первых словах. Сомнений в необходимости каяться в каких-то частных прегрешениях у Никодима нет. Но что значит родиться от Духа? А знаем ли мы, православные, что это такое? В середине прошлого века в этом высказал сомнение святитель Филарет Московский, разоблачив мнение, что речь идет лишь о крещении. Если иудаизм можно сравнить с полем, которое удалось отстоять от леса и сорняков, то крещение сравнивается св.Филаретом с зерном, которым Господь засеивает это поле. Крещение подобно зачатию, но что же такое рождение? Признаками его являются, по св.Филарету, блаженство, воодушевленность верой и любовью, неделание греха, а также то, что Дух непрестанно производит в родившемся свыше добрые помышления и заставляет творить добрые дела. «Всякий ли из нас, прощенных, отважится сказать, что он таков?» – вопрошает святитель. И продолжает: «Итак, сокровище положено и точно есть на поле нашем, но каждый ли из нас» обрел его «глубоким самопознанием и вхождением внутрь себя?» А если на схождение Духа мы не откликаемся нравственным перерождением, то вера наша пребывает, по словам святителя, «в зародыше или в обмороке». Дух дышит, где хочет, и Его голос слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Видя, что Никодим по-прежнему не понимает, о чем речь, Спаситель начинает учить его о Духе. Поясняя, что все труды фарисеев напрасны, вся их уверенность ложна. Движение Духа не поддается человеческой логике, не может регламентироваться законами. Ни один мудрец не способен познать замыслов Господа так же, как понять, где начинается и заканчивается ветер. Именно о ветре, кстати, и говорится в начале этого стиха: «Дух дышит, где хочет, и его голос слышишь...» Правильнее было бы перевести: «Ветер веет, где хочет...» Слова «дух» и «ветер» в греческом и еврейском языках являются синонимами. В конце же стиха речь идет непосредственно о Духе Святом. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Для Никодима, взращенного на законах, эти слова удивительны. По мнению фарисеев, Господь скован, подобно им, самими бесчисленными обязательствами и установлениями. Он должен делать то-то в одной ситуации, то-то – в другой. Фарисеи забыли, что это Господь творит нас, а мы Его творить не можем и не должны. Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Огорчение Спасителя здесь понятно. Первый мудрец среди иудеев совершенно не может взять в толк, что суть веры – доверие к Господу, а не сумма знаний о Нем. В устах Христа фарисеи чаще всего обличаются в одной компании с книжниками именно по этой причине. Ведь даже язычник Сократ сумел понять: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Иудеи же в своей религиозности столько всего учли, что Господу у них стало и повернуться негде, не то что веять на Свое усмотрение. * * * Больше вопросов мудрец задавать не стал. Но мы можем сделать определенные выводы из этого молчания. Ведь Господь открыл ему тайну Своего Богосыновства и подробно изложил суть христианского учения. В закрытый сосуд не наливают. Очевидно, Никодим внимал словам Спасителя всем сердцем и уверовал в Него, ведь: так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Единородного Сына, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Как сложилась дальнейшая судьба Никодима? Когда фарисеи в первый раз готовились убить Спасителя, он единственный выступил против. Заметил, что по закону не должно судить человека, прежде не выслушав его. В ответ его заподозрили в сочувствии Христу: и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин.7, 51-52). После смерти Спасителя Никодим вместе с другим видным иудеем, Иосифом Аримафейским, обвил тело Иисуса пеленами с благовониями и предал честному погребению. Это происходило в тайне, но долго скрывать свою веру Никодим не мог, открыто исповедовал свою любовь к Богу и крестился от апостола Петра. Лишь помощь близких спасла старца от неминуемой гибели. Остаток жизни Никодим провел, скрываясь в загородном доме своего родственника Гамалиила. Похоронили его рядом с первомучеником Стефаном, как страдальца и одного из 70 апостолов. Всем известно обетование, что в конце времен иудейский народ прозреет и придет ко Христу. Прообразом этого обращения и стала судьба мудрого и честного равви Никодима. В.Г.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |