ПОДВИЖНИКИ
Храм сопровождал игумена Нила с самого детства, через всю сознательную жизнь. И свои дни он закончил под сенью иноческой обители... Он жил в Храме и построил Храм в своей душе. Судьба игумена Нила лишь пунктиром проходит через жизнеописание старца Матфея Яранского и словно остается в тени. Но стоит рассказать о подвижнике, чью память яраничи долго чтили и ставили его портрет рядом с иконами. В миру начинателя яранской обители звали Александром Саввичем Пиляковым. Родом он был из крестьян Тверской губернии. Родители рано стали брать маленького Сашу в храм. И уже с детства его тянуло к монастырским службам – Саша любил бывать в здешних обителях: Новоторжском монастыре, Борисоглебском мужском и Вознесенском женском. В детстве с ним произошел случай, удивительно похожий на те, что встречаются в житиях многих угодников Божиих – от преподобного Сергия Радонежского до праведного Иоанна Кронштадтского. У Саши Пилякова не шла учеба, и он всем своим детским сердцем начал молиться преподобному Ефрему Новоторжскому. Александр Саввич вспоминал спустя годы, что дело было настолько плохо, «совсем хоть брось... Когда же я сознательно и крепко, крепко, с большой верой, хотя и не велик я в то время был, помолился угоднику Божию, он мне и помог. Окончил я курс уже в преобразованном городском училище, можно сказать, отлично...». В 1882 году Александр Пиляков поступил в бухгалтерский стол земской губернской управы, где и прослужил 12 лет. Постепенно он все больше и больше погружался в сладость духовной жизни. Распорядок его дня, да и всего житейского строя, становился все больше похож на монашеский. Каждый день он шел к утрени, отстаивал обедню. Не пропускал и вечерню. Один из тогдашних товарищей Александра Саввича рассказывал со слов хозяйки: «Спит на голых досках, и почти не раздеваясь... Перестает будто бы есть не только мясное, но и рыбное. Покупает многое множество каких-то мелких книжек и листков и раздает их кому придется. Приводит к себе в квартиру каких-то не то нищих, не то странников и угощает их, читает им духовные свои книги и слушает их беседы». Все больше читал Пиляков душеполезной литературы. Но самым его любимым автором был святитель Феофан Затворник, чьи творения он мог читать ночи напролет. Так потихоньку созревало в тверском чиновнике желание оставить мир. В 1891 г. Александр Саввич съездил к о.Иоанну Кронштадтскому за благословением на поступление в монастырь. Получив благословение всероссийского пастыря, Пиляков свершил несколько паломничеств по святым местам и наконец поступил в Нижегородский Печерский монастырь, где и был облечен в рясофор. Когда же епископ Алексий (Опоцкий) был переведен на Вятскую кафедру, он пригласил и Александра Саввича, к которому благоволил. Здесь будущий настоятель Яранского монастыря поселился в архиерейском доме, числясь в братии Слободского монастыря. В стенах этой знаменитой обители 7 декабря 1896 года он был пострижен в монашество с наречением имени Нила. Спустя немного времени его рукоположили в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи. Служил о.Нил большей частью в Крестовой церкви г.Вятки и в Доме трудолюбия. 11 марта 1899 г. он назначен строителем Яранского Пророчицкого монастыря, а 22 июня 1902 года, за несколько месяцев до смерти, – игуменом обители. За свое недолгое управление он в монастыре многое успел сделать: завел живописную, позолотную, столярную, кузнечную, портняжную и сапожную мастерские, просфорню и даже фотографию! При монастыре была открыта церковно-приходская школа. Но о.Нил не останавливался на достигнутом, основав на свои средства при деревне Цепечино школу для обучения девочек. В дни голода многие из жителей находили в монастыре пропитание. Бедных учеников школ монастырь тоже кормил. Его любовь к книгам и печатному слову осталась неизменной с тверских времен. Еще в Нижегородском Печерском монастыре он устроил неплохую библиотеку. Этим он продолжил заниматься и в Яранске, сделав, судя по всему, неплохую подборку как книг, так и периодики. При библиотеке была открыта бесплатная читальня. Любил молодой настоятель устраивать в одном из братских корпусов народные чтения с картинами, на которые собирались не только крестьяне окрестных деревень, но и горожане. И эту любовь к слову он с естественной радостью переносил в свои проповеди, которые часто говорил экспромтом и которые производили огромное впечатление не только на простолюдинов, но и на образованных людей. Но даже и это еще не все: о.Нил писал духовные стихотворения. Часть из них увидели свет, а несколько так и остались неопубликованными, как и дневник, который он вел без малого шесть лет до самой смерти. Стихи безыскусные, но светлые. И никогда не забывал о.Нил о главном правиле инока – молиться о себе, о других. Спал он всего два-три часа и всегда старался быть у служб, оставаясь в келье только если болезни особенно одолевали немощную плоть (почил он от чахотки). Но и тогда служил всенощную, молебен... Читаешь о жизни игумена Нила, которая оказалась настолько духовно насыщенной, и забываешь, что отошел он ко Господу в неполные 37 лет... Таким монашеством держалась и будет держаться Русь... В заключение этого небольшого рассказа о подвижнике земли вятской одно из его стихотворений.
ОБИТЕЛЬ НОЧЬЮ Да, еще одно. Приведу названия лишь нескольких его стихотворений, быть может, и они смогут приоткрыть еще одну из сторон светлой души о.Нила: «На Новый год», «Звезды», «Добродетельным и страждущим», «Перед распятием Христовым», «Христос воскресе!», «Весна», «Весной в деревне», «Летний вечер в деревне». А.МАРКЕЛОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска .О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |