ВЗГЛЯД
Вот и наступили дни 2000-летия пришествия в мир нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Как же мы готовились к великому событию, которого сподобил нас Господь? Иные постились и посещали храмы, а иные корпели над гороскопами, гадая по отдаленным светилам, «что год грядущий им готовит». От этих-то «волхвов» и пришло к нам известие, что, согласно восточному календарю, грядет «год дракона». И именно это известие позволяет нам судить о превосходстве древнехалдейской астрологической школы, поскольку, по меньшей мере, два тысячелетия назад не просмотрели ни Звезды, явившейся на Востоке, ни начала нового времени. О нынешних халдеях этого не скажешь: 2000 лет, как взошла Звезда, а они все копаются в расчетах, пытаясь обнаружить что-то более необычайное, чем рождество Бога во плоти... О сюжете восточного календаря следует сказать несколько слов. Добрая ли тварь – дракон?
Согласно китайской мифологии, драконы – легендарные животные, обладающие великой мудростью и миролюбивым нравом. Однако сами же китайцы включили «стиль дракона» во все свои боевые единоборства. И зачем бы доброй твари иметь могучее вооружение хищника: саблеобразные когти, клыки и чешуйчатый панцирь? Вот описание левиафана из книги Иова: «...круг зубов его – ужас ...из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов.41, 6-14). Дракон – олицетворение жестокой силы и власти, а китайцы, не различающие в своем мировоззрении добра и зла, представляющие их как равносильные «инь» и «янь», преклоняются только перед силой: «...и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Откр.13, 4). Для христиан образ дракона, всплывающий на рубеже тысячелетий, – важнейшее свидетельство того противостояния духовных сил, которое сегодня достигает кульминации. От этого рубежа мы будем прокладывать путь в третье тысячелетие. И выбранный нами путь может вести не только к расцвету, но и к катастрофе. Спросите, причем здесь веселый дракончик, ставший украшением календарей нового тысячелетия. Ведь это всего лишь картинка... Отвечу на это притчей из того же китайского фольклора. Один император Китая очень любил драконов. И повсюду он велел развесить их изображения. Узнал об этом повелитель драконов, самый главный змий, и решил посетить своего почитателя. И вот когда он явился ко дворцу и просунул свою огромную безобразную голову в одно из окон дворца, то смертельно перепугал императора и всех приближенных. Оказалось, что сей незадачливый властелин любил не драконов, а только... их картинки. Но он забыл, что почитание образа есть почитание самого изображаемого существа.
Китайский календарь несет в себе следы древних языческих культов, связанных с почитанием животных, то есть твари. Также китайцы почитали и дракона. Но дракон на самом деле имеет прообраз еще более древний, чем само язычество, и он древнее самой земли: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12, 9). Китайцам-язычникам неведомо было Божие откровение, и это в каком-то смысле их оправдывает. Но мы-то все читали Библию, знаем, что означает образ дракона, – и разве простительно нам увлечение им? Нельзя надеяться на то, что служа, как некогда неблагодарный народ Израиля, чуждым богам – ваалам и астартам, можно жить в благополучии и безопасности. Из Писания известно, чем это может кончиться: «За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия» (Иер.16, 13). Итак, стоит ли уповать на авось, если авось не избавил от наказания избранный народ Израиля? Вот вам верная примета: если на Руси развелись драконы, значит – богатыри перевелись. Если нация не рождает богатырей, значит – нация больна. И ничем, кроме как духовным нездоровьем нации, нельзя объяснить тяготение к чужим традициям и пренебрежение к традициям отеческим. В книге пророка Иеремии сказано: «Не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их» (Иер.1, 17). Если бы мы имели постоянство в вере и не заискивали перед иностранцами, то Дух, который сходил на Самсона, сошел бы и на каждого нас, как сказано в книге Судей: «И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва, как козленка» (Суд.14, 6). Мы же подобострастно любуемся чужими праздниками и отмечаем их, забывая о праздниках, данных нам свыше, которые были бы намного красивее, благороднее, торжественнее, если бы мы не забыли, как их нужно проводить. Итак, не время ли на пороге третьего тысячелетия забыть о падших змиях и чуждых праздниках? Христос родился! Звезда взошла на Востоке, и истинные мудрецы пришли за нею, чтобы поклониться Царю Будущего Века, «и Царству Его не будет конца» (Лук.1, 33). Старший священник храма Рождества Христова,
ЗВЕЗДЫ УЖЕ ВСЕ СКАЗАЛИ... Недавно знакомый юноша мне рассказал, как сослуживица по работе его выспрашивала: когда он родился, да в каком году, интересуясь совсем не возрастом молодого человека, а соответствующими данными гороскопа. У нее, оказалось, была на примете невеста, и под ее «звездную» анкету женщина подбирала жениха. Когда юноша сказал этой даме, что ему такой подход к делу неприятен, потому что он человек православный, женщина пожала плечами: «Я тоже». Вспомнился в связи с этим другой случай, когда я ехала из Москвы в поезде, и молодая попутчица по купе выпытывала: «У вас когда день рождения? Так, понятно – «близнец». А год какой? Вот как! Ну, с вами все ясно...» Ей обо мне все было ясно, потому что информация, полученная из сомнительных брошюрок, валом кишащих на всех книжных развалах, оказалась универсальной и подходила любому – от академика до уголовника. Незримое клеймо гороскопа как демонова печать делает личность обреченной, втискивая ее в цикличный круг вращения по заданной траектории и лишая ее свободы индивидуальности. И рад бы человек стать поэтом, да на роду написано деньги считать. Угрюмые получаются законы, хотя и льстивые в частностях. Скажем, кому не приятно о себе узнать, что он-де натура творческая (кто из нас таковой себя не считает?), созданная для аплодисментов и удовольствий. Если по жизни этого не наблюдается, значит, мало звездной каши ели и плохо ее усвоили. Чаще всего на тезис о несовместимости веры в Бога и астрологии раздается такой довод: «Эти вещи не надо смешивать. Астрология – наука, веками накопленные знания о космосе, а религия – вера в трансцендентное божество. Одно другому не противоречит». Но если астрология – наука, значит, она должна уметь экспериментально доказать свои законы. Так же, как архимедовы штаны во все стороны равны, должно быть незыблемо, что все «овны», родившиеся в год «змеи» в промежутке между 12-ю и 2-мя часами пополудни, сделают растрату, сядут, потом эмигрируют в другое государство и не будут иметь детей. Без эксперимета ясно, что такого вывода не получить никогда, тогда причем здесь наука? Святое Евангелие нам говорит: «Берегитесь лжепророков» (Мф. 7, 5). Казалось бы, чего проще: сказано, что будут осуждены все, не веровавшие истине, так постарайтесь не попасть в их число. Куда там! С горечью приходится видеть, как носящие на груди крест и называющие себя православными легкомысленно предаются искушениям астрологов. По Далю, астрология есть суеверное звездословие, звездогадание. Вся языческая мифология построена на космогонии. Действительно, «ветхому» сознанию обожествление космоса приносило некоторое утешение: на неблагоприятное построение звезд и планет можно было списать свои промахи и неудачи. К звездам можно было приспосабливаться, например, не начинать военного похода или не жениться, пока не «благословит» звездочет. Совсем иное отношение к космосу в православии. В первой главе книги Бытия сказано: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времени, и дней, и годов...» Таким образом, мы видим, что у небесных тел, по замыслу Бога, вполне функциональная задача: «Светить всегда, светить везде до дней последних». Да и можно ли вместо Создателя почитать результат Его творения? Это все равно что мебели начать поклоняться. «Многоуважаемый шкаф!» – помните? У Чехова это элемент юмора, а у нас всерьез. Сам Господь называет таких легковерных «безумцами и слепыми», вопрошая: «Что больше: золото или храм, освящающий золото?» (Мф. 23, 17). Почти все мои друзья и знакомые – люди православные, но разговоры типа «зуб болит, но по радио астролог сказал, что сегодня день неблагоприятен для посещения стоматолога» – обычное дело. Понаблюдайте, как люди, раскрывая газету, начинают первым делом искать глазами рубрику «Советы астролога» или «Звезды говорят». По ТВ нас ежедневно официально оповещают, чего всей стране сегодня делать желательнее, а чего нельзя ни в коем случае. Без тени смущения нам вешают на уши «пророчества» о том, что «раки» сегодня с женой разведутся, «козы» уедут в круиз, а «козлы» проиграются на бирже. А «козел-то» вовсе шофером работает и на бирже сроду не играл, но на всякий случай проверяет заначку в кармане – мало ли чего! Дошло до того, что человек, созданный по образу Божию, представляется ничтоже сумняшеся в предвыборной рекламе: я, имярек, «свинья» и «рыба», кроме того, «дуб» по гороскопу друидов... Самое ужасное, что никто не смеется. Многие, наоборот, успокаиваются: ах, «рыба», значит, не утонет. Любые гороскопы – это примитивные трафареты, лукаво угождающие невзыскательному потребителю. Приложил такой трафарет к человеку – и сразу ясно, кто перед тобой. «Близнецы» – изменники, «тельцы» – стяжатели, «девы» – бабы, даже если это мужики. Отсюда суждения: «Чего ты могла ждать от «козерога!» или «Как я этих «скорпионов» ненавижу!» Недавний гость Перми, современный богослов С.С.Хоружий, в своей лекции сказал: «Астрология справедлива настолько, насколько человек утратил свою свободу». Вспомним, что именно свободой воли наделил Господь человека, вложив в него этим Божественное начало. «К свободе призваны мы, братия», – свидетельствует апостол Павел. Почти 100 лет назад житель города Перми Андрей Иванович Чайкин опубликовал в губернской газете статью «О хиромантах и гадалках», где напоминал, что в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений» за 1890 год в статье 30 говорится: «Запрещаются лжепредсказания и лжепредзнаменования, т.к. подобные обманы основаны на суевериях, невежестве и мошенничестве». «Не стыдно ли за человечество!» – в сердцах восклицает г-н Чайкин. К сожалению, за последние 100 лет мы мало поумнели. Помните, как в августе все ждали конца света в связи с затмением солнца? Слава Богу, обошлось, картошку сажать можно и дальше. Светлана ВЯТКИНА
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |