РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

samar.gif (8256 bytes)
ХРИСТОС И САМАРЯНКА
Встреча, описанная евангелистом Иоанном (гл.4)

     Эта история о встрече Иисуса с самарянкой тем важнее для нас, что впервые в евангельском повествовании Господь столь полно и определенно высказывается о том, что Он и есть обетованный Мессия. И кому же говорит об этом Христос?

     Во-первых, женщине, принадлежащей к нации, которую иудеи презирали, и, надо заметить, небезосновательно. Самаряне были в то время тем же, чем являются для нас нынешние сектанты. То есть людьми, не сумевшими в чистоте сохранить первоначальное учение.

     Неприязнь между двумя этими народами была всегда, так как самаряне произошли от иудеев, смешавшихся с местными племенами и отчасти перенявших языческие обычаи. Эта вражда переросла в ненависть, когда, по словам св.Димитрия Ростовского, брат иерусалимского первосвященника Манассия, лишенный сана за нечестие, бежал в Самарию. Там, на священной горе Гаризим, он построил храм, сходный с Иерусалимским. При этом расстрига самовольно назначил себя первосвященником и бросил вызов настоящему Храму.

     Во-вторых, у иудейских учителей не было в обычае передавать учение женщинам. В то время говорилось, что «лучше сжечь слова закона, чем передавать их женщинам». И когда ученики увидели Христа беседующим с представительницей слабого пола, они немало удивились.

     В- третьих, собеседница Христа сменила пять мужей и жила с шестым во грехе.

     И вот Господь все это отметает и открывает самарянке Свою тайну.

     Но расскажем по порядку о событиях того дня.

     Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, чем Иоанн... то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

     Спаситель оставил Иудею, чтобы угасить на время пламя ненависти фарисеев. Путь Его лежал через Самарию. Около шестого часа одного из дней, то есть по нашему счету времени в полдень, подошел Он к колодцу близ города Сихем (Сихарь). Колодец этот считался священным, так как его вырыл сам Иаков – один из прародителей иудейских, отец Иосифа Прекрасного. Ныне он вовсе засох, а в те времена вода там стояла очень низко, на глубине около 25 метров. А жара в полдень в тех местах стоит обычно страшная.

     Тем труднее было положение жаждущего Иисуса, Которому нечем было почерпнуть воду из колодца. Он сел рядом с ним и стал ожидать, когда придет за водой кто-либо из местных жителей. А надо заметить, что, как правило, люди в это время суток сидели по тенистым своим дворикам и домам. Одна лишь сихемка пренебрегла этим обычаем и отправилась к колодцу. Можно высказать предположение, что она просто не хотела встречаться здесь с другими горожанками, выслушивать насмешки по поводу шестого мужчины в своем доме.

    Иисус говорит ей: дай Мне пить.

     Обычно иудеи не ходили через Самарию и добирались в Галилею окольным путем. А чтобы воды у самарян просить, такого и вовсе не водилось. В крайнем случае, ее можно было купить. Но Иисус попросил у женщины воды как у равной, будто забыв о правиле не сослагаться с отверженными. Это вызвало большое удивление у Его новой знакомой:

    Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки?

     Иисус же ласково отвечал ей:

     Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе живую воду.

     Эти слова привели женщину в еще большую растерянность. Как же так, ведь колодец со святой водой очень глубок. А этот странный иудей не имеет никакого почерпала. Как же Он может напоить ее? Чтобы понять это, женщина пытается уточнить:

     Неужели Ты больше нашего отца Иакова, который дал нам этот колодец...

     В ответ Иисус дает ей понять, что Он предлагает не обычную воду, выпив которую, человек вновь возжаждет. Он может сделать сердце ее источником, из которого потечет вода в жизнь вечную. То есть помыслы будут направлены ко спасению.

     Едва ли самарянка догадалась, что ей предлагается вода духовная. Однако трудно было не уловить намек, что эта вода очистит ее от грехов. Кроме того, несчастную женщину увлекла, очевидно, та мысль, что, получив дар, она сможет более не приходить к этому колодцу, не подвергаться издевкам и упрекам земляков.

     Читая это в ее сердце, Господь очень осторожно начинает подводить самарянку к той мысли, что принятию живой воды должно предшествовать покаяние. Спаситель просит женщину привести мужа. Она же, очевидно, густо покраснев, признается, что мужа у нее нет.

     Увидев, что самарянка не лишена стыда и сознает свой грех, Иисус поблагодарил ее за честный ответ, за то, что она не стала называть своего сожителя мужем, и указал, что знает о пяти ее предшествующих мужьях.

     Самарянка поражена:

    Господи! вижу, что Ты пророк.

     Но здесь же возникает у нее еще один вопрос. Является ли она еретичкой. Женщина поднимает главный для самарян вопрос: где должно покланяться Господу. На горе ли Гаризим или в Иерусалиме. Вопрос, надо заметить, непростой. Ведь именно на горе Гаризим Авраам заклал некогда овна вместо сына своего Исаака – здесь воздвиг он первый алтарь Богу Истинному. Спустя столетия после этого по возращении иудеев из Египта этот алтарь возобновил Иисус Навин.

     Однако затем, как уже было сказано выше, здесь воздвиг свой храм богоотступник Манассия. Его потомки дошли до того, что позволили установить в церкви статую языческого божества Зевса. И тогда Господь попустил врагам разрушить этот храм, но самаряне продолжали приносить здесь жертвоприношения. Такова история этого места.

    Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев.

     То есть поясняет, что пришел объединить всех, кто сохранил хоть малую приверженность Богу. И что не место красит Господа. Только после этого Он говорит, что самаряне действительно заблудились на пути к Отцу Небесному. Иудеи же веруют пусть недостаточно, но правильно.

     Это место в Евангелии необычайно жизненно и важно для нас – современных христиан. Одни сегодня говорят, что все, кто неправославен, – суть волк и враг. Однако на примере самарян Спаситель показал, что и неправильно верующие остаются Его детьми. Другие же из нас говорят, что все равно, к какой вере принадлежать, главное – веровать. Но Спаситель разрушает и это заблуждение. Можно думать, что покланяешься Отцу, но не принадлежать при этом к истинной вере. Так же, как до крестной смерти и Воскресения Христова, спасение было от иудеев, так сегодня можно сказать: спасение от православных.

     Заканчивается разговор самарянки с Иисусом ее кротким намеком о Мессии, Который должен прийти. Совершенно ясно, что она при этом имеет в виду следующий вопрос: «Не Ты ли это, Господин?»

     Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобой.

     Нам неизвестно доподлинно, что пережила самарянка, получив такой ответ. Однако, как можно понять из Евангелия, радостью своей она хотела поделиться со всем миром. До города было идти около получаса, бежать – скорее. И вот она в Сихеме. Стыдясь своей греховности, женщина не смеет сказать, что встретила Мессию. Лишь просит:

     Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

     Ее волнение, надо полагать, передалось другим сихемцам, так как они немедленно выступили из города.

     И многие самаряне из того города уверовали в Него по слову женщины... а женщине той говорили: уже не по твоим словам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

В.Г.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru