ПЕРЕКРЕСТКИ


«СТАРЕЦ ПРИЕХАЛ!»
О посещении Коми схимонахом Симоном

     – К нам старец приехал!

     Эта новость в начале февраля прокатилась по Сыктывкару. Мнения видевших старца разделились так резко, будто трещина пробежала, на глазах превращаясь в пропасть.

     Кто-то получил от схимонаха Симона очень здравый совет, как ему устроить свои дела. Кому-то было дано понять, что пора каяться по-настоящему – смерть уже стучит в двери этого человека. Одно из предсказаний о смерти через два дня сбылось... Раздались первые обвинения в адрес Симона, а некий батюшка пришел к нам в редакцию и сказал:

     – Обязательно сходите к блаженному. Он добрый и любящий, как ребенок. А обличений никто не любит. Оно понятно.

     Я бесконечно далек от того, чтобы выносить свое суждение. Старцы ложные, равно как и настоящие, часто вызывали бурю своим присутствием. Я не настолько опытен, чтобы различать.

     Но скажу откровенно, что окружение старца мне очень понравилось. Иеромонах Исаия – бывший физик, преподавал некогда астрономию, человек несомненно здравый. Игумен Викторин, настоятель Успенско-Казанского мужского монастыря в Ивановской области, – потомственный священник. Обитель выросла из общины его церкви.

     Пока я сидел в прихожей, к схимонаху непрестанным потоком шли люди. Как потом выяснилось, не все остались довольны, – например, женщине-парикмахеру благословлено было сменить профессию. С другой стороны, в прихожей я познакомился с одним парнем, Сашей, который опасался, что падает в духовную пропасть. От Симона он вышел радостным, сказал, что получил ответы на все свои вопросы.

     Как сказал иеромонах Исаия, в Сыктывкар старец приезжает не первый раз. Помнит нашего владыку еще молоденьким диаконом.

     20 лет назад Симон увидел здесь в Кочпонском храме удивительную икону. Скорбящая женщина поставила свечу и стоит, упав на колени, перед образом Божией Матери. А посредине две молитвы – одна за самоубийц, другая за младенцев, умерших некрещеными. Не раз после этого блаженный отправлял в Сыктывкар людей из самых отдаленных краев списать эти тексты. А в этот раз приехал взять благословение у владыки Питирима – молитву за некрещеных младенцев использовать для поминовения детей, погибших при абортах.

     По приезде стали искать образ. Оказалось, что из Кочпона ее передали в кафедральный собор, а оттуда – в село Керчомья Усть-Куломского района. Епископ Питирим встретил инока Симона хорошо, благословил и, более того, подарил заветную икону.

     По словам отца Димитрия, священника Керчомской церкви, расставаться с образом ему было тяжело, но он решил сделать его точную копию. Заинтересовались иконой и другие священники епархии.

* * *

     Рассказывает иеромонах Исаия:

     «Схимонах Симон с детства страдает тяжелым недугом – детским церебральным параличом, передвигается только в коляске. Родители его не любили, были в разводе и передавали мальчика из рук в руки. Однако большую часть детства он провел в деревенском саду. Годами наблюдал звезды, восходы и закаты. Сделал очень много практических наблюдений, которые меня, бывшего астронома, немало удивляют своей глубиной. Так вот и Варвара-мученица была заперта отцом-язычником в башню. Просто наблюдала за мудростью природы и пришла к Богу. Когда встретилась с христианкой, с полуслова все поняла.

     Блаженный говорит, что во время рассвета и на закате человек переживает особое духовное состояние. «Слава Тебе, показавшему нам свет», – молится он при первых лучах солнца. На закате же говорит из Евангелия, например: «Гневаясь не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес.4, 26).

     С малых лет мечтал он стать монахом, а когда подрос, стал странничать. Его часто обижали. Но 27 лет назад он встретил на своем пути женщину, которая стала ему и матерью, и отцом, – схимонахиню Серафиму. Она 31-го года рождения, а он – 41-го. Матушка, когда была помоложе, драться кидалась на мужиков, которые Симона обижали. Да и сейчас спуску не даст, хотя сердце больное.

     Тогда же, в начале 70-х, Симона постригли в монахи в Жировицком монастыре. Но по русской земле – России, Украине, Белоруссии – ездить не перестал. Однажды он дал обет лично поклониться всем почитаемым на нашей земле иконам Божией Матери, тем, которым есть молитвы. Посетил уже более ста образов. Немного осталось...

     Люди на схимонаха Симона реагируют очень по-разному. Иные с кулаками бросаются, один преподаватель Петербургской духовной академии ногой пнул. Одно время за него всерьез хотели взяться. Даже о.Олега Стеняева, ведущего специалиста Русской Православной Церкви по сектам, просили написать разоблачительную статью. Но отец Олег наотрез отказался.

     Другие же проникаются любовью. Среди них можно назвать покойного владыку Иоанна Санкт-Петербургского, правящего ныне владыку Амвросия Ивановского. Владыка Амвросий часто блаженного принимает, и сам к нему ездит для беседы (это подтвердилось во время моего звонка в Ивановскую епархию – Г.Д.).

     Однажды в Москве к нам подошел хорошо одетый человек. Разговорились, и вдруг он нас спрашивает: «А не хотите ли съездить в Бари, к святому Николаю Чудотворцу?»

     И действительно отвез нас в Италию, к мощам святителя.

     Так вот и паломничаем».

* * *

     Пока говорим, иеромонах Исаия жарит рыбу, переворачивая огромные ломти. Но вот вывозят и блаженного Симона на колясочке. Он и верно, как ребенок. Почти бездвижен, очень плохо говорит. При этом видно, что добрый. И вдруг снова опаляют меня сомнения. На мой вопрос он отвечает, что в 2003 году Петербург постигнет катастрофа. Селиться можно не ближе Тосно, в ста километрах. Старец показывает на карте в атласе черту, пред которой опасно. Я и верю, и не верю. Это пророчество я уже слышал не раз. Но милосердие Божие не раз помогало нам избегать предсказанных бедствий.

     Новые сомнения вызывает история с диаконом Николаем Паршуковым, о котором я слышал немало хорошего. Ему блаженный наказал ехать с ним в монастырь, на время, не навсегда. Но строго-настрого запретил говорить об этом с женой. Диакон взял благословение у владыки Питирима на поездку и действительно отбыл в Ивановскую область. На следующий день в редакцию пришла его супруга Вера, вся в слезах, спрашивала, как можно было вот так жестоко поступить. Больше всего ее тревожит, что неизвестно, куда мужа сманили. Вдруг я вспоминаю, что у меня есть подробнейшие координаты Успенско-Казанской обители вплоть до телефона отца Викторина. Сообщаю их Вере, спрашиваю, пытаясь найти для себя какие-то объяснения, почему о.Николай, не попрощавшись, уехал:

     – А вы бы его отпустили?

     – Нет, – честно отвечает матушка, – он больной человек, чернобылец.

     Потом уже, после ее ухода, я спохватился: почему она именно к нам в редакцию пришла. Будто почувствовала, что я знаю адрес. Господь все так устроил.

* * *

     Однако приходят в редакцию все новые сообщения – и как ледяной водой окатывают. Набираю номер телефона владыки Амвросия в Ивановской епархии. Получаю ответ, что Симон – человек Божий, а Викторин и Исаия скромные хорошие монахи. А что до волнений, которые вызвало появление схимонаха Симона в Сыктывкаре, то праведников во все времена так встречали.

     – Пусть владыченька не беспокоится, все хорошо, – доносится до меня ласковый голос издалека, почти утишая мои страхи и сомнения. Один Господь ведает, что же с нами произошло в минувшие дни.

Г.ДОНАРОВ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru