ВЕСТИ ПО СЕВЕРУ
Авторская фотовыставка монаха Валаамского монастыря Савватия открылась в московском фотоцентре. «Мне остается только нажать кнопку, – говорит штатный фотограф монастыря, – остальное за меня уже сделано Главным Художником». На выставке представлены черно-белые фотографии – до того, как принять постриг, инок Савватий много лет профессионально занимался фотографией, объездив всю страну в качестве штатного фотографа различных научных экспедиций. На выставке представлены фотографии разных жанров, но специалисты обратили особое внимание на прекрасные снимки северной природы и предметов церковного обихода. Откуда Распутин? Как сенсацию преподнесла недавно газета «Московский комсомолец» тот факт, что старец Григорий Распутин своими корнями происходит не из Саратовской губернии, как раньше думали, а из Коми. По «ревизским сказкам» родоначальник его семьи – Изосим, Федоров сын переселился в Сибирь в 1640 году из коми деревни Палевицы. Этот факт подтверждает давнишнее открытие ухтинца Г.Паршукова (см. №197 «Веры» за 1995 г.) о его родственных связях со знаменитым старцем. Началась «Православная жизнь» Первый номер ежемесячной газеты «Православная жизнь», официального органа Санкт-Петербургской епархии, вышел в свет 23 февраля. Помощь в издании епархиальной газеты оказала газета «Вечерний Петербург», разместившая «Православную жизнь» на своих полосах в качестве приложения. В редакционном обращении к читателям отмечается цель издания новой епархиальной газеты: «Объединить усилия всех, кому небезразлично духовное возрождение России, кто хочет посвятить свои усилия православной журналистике как одному из видов церковной проповеди». Со словами приветствия к читателям обратились митрополит Владимир, подчеркнувший «насущную необходимость в такой газете», и главный редактор «Вечернего Петербурга» В.Гронский, поблагодаривший митрополита «за оказанные всем сотрудникам «Вечернего Петербурга» честь и доверие». Редактором «Православной жизни» назначен выпускник С.-Петербургской духовной семинарии журналист Максим Антипов. «Благовест-инфо» Награда архиерею Митрополиту Владимиру присуждена награда польских католиков —Премия святого брата Альберта «в знак признания заслуг в деле единения христиан». Этой награды среди зарубежных претендентов 1999 года удостоен только митрополит Владимир. Вручение премии должно было произойти 22 февраля в Генеральном консульстве Республики Польши в С.-Петербурге. Евангелие времен Петра Территориальное управление по сохранению культурных ценностей Петербурга передало в дар Петропавловскому собору (на снимке) раритет: книгу, включающую в себя четыре канонических Евангелия, с гравюрными изображениями евангелистов. Издание обнаружили в одном из антикварных магазинов города и тут же приобрели на внебюджетные средства. Книга большого формата, с серебряными накладками на переплете и застежками. После проведения экспертизы выяснилось, что Евангелие было отпечатано в 1703 году, в год основания Петербурга. И точно такое же издание, а может быть, именно это, являлось напрестольным в Петропавловском соборе. Знамение от иконы Удивительное событие произошло недавно в Петербурге. Сюда на празднование памяти Ксении Блаженной в числе паломников приехала москвичка раба Божия Татиана, сестра милосердия. С собой она привезла копию мироточивой иконы Царя-мученика Николая II и оставила ее у своих петербургских знакомых. 8-го февраля во время чтения утреннего правила хозяйка квартиры заметила необычный блеск иконы. Присмотревшись, она увидела, что из глаз Царя на иконе потекли слезы. Миро было явно видно как на стекле, так и под стеклом. На следующий день икону принесли на подворье Коневского монастыря и молились перед ней с чтением акафиста Царю-мученику Николаю II. Сейчас чудотворный образ находится в церкви Иова Многострадального на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Русская линия Кража из часовни 18 февраля в д.Новинка Олонецкого района Карелии совершена кража старинных икон из местной часовни. Здание не охранялось, и злоумышленники забрались в него, взломав ночью замок. Из часовни были украдены два образа: «Георгия Победоносца» и Матери Божией «Казанской». Точный возраст похищенных икон никто назвать не может. Север-Информ Обитель близ места подвигов Трифона Вятского Постановлением Синода в декабре 1999 г. в Пермской епархии утверждены два женских монастыря: один из них, Спасо-Преображенский женский общежительный монастырь в г. Усолье, назван так в память о некогда существовавшем недалеко от г.Усолье Пыскарском ставропигиальном Спасо-Преображенском мужском монастыре, где некогда подвизался прп. Трифон Вятский. В Усольском монастыре будут постоянно совершаться заупокойные службы о представителях славного рода Строгановых, ведь один из них – Иоанникий (Аника) – основал Пыскарский монастырь. Администрация Усолья для обустройства сестринского корпуса решила передать бывшие строгановские палаты. Настоятельницей обители назначена монахиня Ариадна (Плюснина). Вторым женским монастырем стала Верещагинская Свято-Лазаревская сестринская обитель, при которой действует приют для детей-сирот. Настоятельницей назначена монахиня Серафима (Ежкова). С.ВЯТКИНА Сытое брюхо к Слову Божьему глухо Профессор Пермского госуниверситета М.Писманик представил в Институте социологии РАН материалы социологических исследований, проведенных в Перми. Согласно им, в Пермской области существует 32 конфессии, из них 21 – это новые религиозные движения. Среди людей, относящих себя к верующим, 90% считают себя православными, 6% – мусульманами и 4% – протестантами, иудеями и другими. «Убежденных верующих», по данным докладчика, в регионе около 68%, а «колеблющихся» — 19%; атеистами себя считают 2,6% опрошенных, часть опрошенных заявила о своей «индифферентности». Профессор обнаружил некоторые закономерности: религиозность тем выше, чем хуже здоровье, материальное положение и чем ниже образование. Однако при этом довольно высокий уровень религиозности был обнаружен в студенческой среде. Различно отношение к религии и среди разных возрастных групп: 30-летние люди дают более высокий религиозный показатель, чем 50-60-летние. Что касается «политического параметра» исследования, сообщил далее Матвей Писманик, то «традиционные конфессии» придерживаются в основном «патриотических принципов», а новые религиозные движения – «космополитической ориентации». Профессор отметил стремление избирательных объединений накануне выборов «получить благословение» Русской Православной Церкви или мусульманских организаций и заявил, что удельный вес религиозных убеждений будет нарастать, но «понимание религии» изменится. Купил, продал, выкупил и вернул обратно Икона ХVI столетия с ликами святых Бориса и Глеба, похищенная неизвестными в 1991 году из краеведческого музея города Устюжны Вологодской области, 16 февраля торжественно помещена на привычное место в экспозиции. Эта реликвия считается одной из тех икон, с которых и началась вологодская школа древнерусской живописи. С помощью Интерпола она была обнаружена в Берлине. Оказалось, что некий антиквар Татунц купил ее, не подозревая о криминальном происхождении древней доски, и вскоре продал в частную коллекцию. Узнав о подлинной биографии шедевра, он выкупил икону обратно за 100 тысяч долларов и безвозмездно передал реликвию Министерству культуры России. После экспертизы икона возвращена на родину. Где пролился Свет 17 февраля в центральной части Пскова заложен фундамент часовни в честь святой равноапостольной княгини Ольги. С этого места на берегу реки, гласит предание, княгиня Ольга и ее дружина наблюдали чудное видение: «...Низкие тучи вдруг замедлили свой бег и расступились, а на высокий мыс на противоположной стороне из них тремя лучами пролился золотистый небесный свет». Пораженная этой картиной, княгиня повелела построить на мысу собор Святой Троицы и заложить град Псков. А там, где находилась святая Ольга, впоследствии воздвигли часовню, разрушенную в шестидесятые годы нашего столетия. На восточной стене новопостроенной часовни, обращенной к реке, будет выполнено горельефное изображение святой княгини. ИТАР-ТАСС О вере, добре и зле В Сыктывкаре подведены итоги республиканского конкурса ученических работ, посвященных 2000-летию христианства. Конкурс проходил по трем возрастным категориям в четырех номинациях: рисунок, сочинение, литературное произведение, реферат. Школьники представили свои стихи и размышления о Божьих заповедях, вере, добре и зле. Рисунки в основном были на библейские сюжеты. Жюри отметило творческий подход и высокий уровень большинства выполненных работ. Среди рисунков лучшие – у Ани Нащекиной (Усинск), Маши Ремизовой (Сыктывкар) и Насти Горбатенко (Воркута). Лучшие сочинения написали учащиеся 9-11 классов Ксения Смоленцева, Марина Моисеева (обе из Сыктывкара) и Елена Ермакова из Усинска. Киров В предыдущем выпуске мы рассказывали о процессе против неопятидесятников (группа «Глобальное христианство»), начатом областным Управлением юстиции. Вот продолжение темы. 1 февраля Октябрьским судом Кирова иск о ликвидации местной общины пятидесятников был отклонен. Заявление в управление юстиции подала мать одного из бывших пятидесятников – ее сын был втянут в секту и бросил учебу в Техническом университете. Собрания пятидесятников проходили в ДК «Авитека» на Филейке (где большевики разрушили некогда Александро-Невский монастырь) и, по рассказам свидетелей, сопровождались ужасающими воплями, падениями на пол и пр. Таким образом, причинами судебного иска стали посягательство на личность, разрушение семей, препятствия к получению образования, поборы с членов общины. Дальше все выглядело очень странно: вместо какого-то осмысления ситуации, христианской молитвы, «глобальными христианами» была развернута воистину глобальная пропагандисткая кампания: направлены письма с призывами о поддержке в международные правозащитные организации, в СМИ. Из Москвы на заседание приехали известные защитники прав «религиозных меньшинств» – г-да Пчелинцев и Ряховский. В необычных телодвижениях и бессвязном бормотании пятидесятников они не нашли ничего особенного, проведя параллель с православными. Подобные явления действительно иногда случаются в церквях, но здесь это не культивируемая практика, а называется «беснованием», и таких одержимых направляют на отчитку. Видеть же в решениях земного суда, пусть и положительных, «Божью победу» – это, с христианской точки зрения, просто соблазн. Действия же Управления юстиции действительно выглядят странно. Не лучше ли обратить внимание на уже принятые решения суда? Почти год назад подобный же иск был вчинен перед перерегистрацией иеговистов – тогда дело решилось в пользу сектантов. Но с условием, что они прямо в суде откажутся от положения устава, предусматривающего обход квартир. Соответствующий пункт устава был изъят. По квартирам они продолжают ходить. Соб.инф. Покойся в Господе, батюшка Печальная весть пришла к нам из Москвы. Скончался иеромонах Алексий (Тетерин). В Коми его знали больше как Егора Павловича – человека, много помогавшего христианскому просвещению, а потом оставившего мир и ушедшего в Ульяновскую обитель. Егором его назвали родители в честь святого Георгия Победоносца. В общем-то, он и был всю жизнь победителем. Объездил в качестве геодезиста Якутию, Памир, строил Ленинградское метро, писал неплохие стихи, преуспевал в коммерции. Да только в конце концов понял, что не к этим победам стремится душа. В одном из фильмов об Ульяновском монастыре писатель Лев Смоленцев задал отцу Алексию вопрос на этот счет: – Перед монашеством вы здесь возглавляли крупнейший кооператив... – Ну, крупнейший, может быть, громко сказано, – ответил батюшка, – но в Коми нас многие знали. Потом я открыл для себя православие. Я понял, что счастлив тем, что я русский человек, родился в православной стране, и несчастен тем, что я не знаю своей родной веры, не знаю своих корней. А когда начал изучать нашу христианскую православную веру, я понял, что сильнее ее нет ничего на земле, ничего лучше не придумали люди. Чем бы я ни занимался, душа болела. Может быть, не всем интересно, но я скажу, что прямо-таки физические страдания изнутри шли оттого, что не тем занимался, не то делал. Я в миру имел полное материальное обеспечение. Я знаю, что православному человеку жить в нашем мире трудно – не хватает сил, и нужна община, нужна поддержка друг друга... В 95-м отец Алексий стал наместником Артемие-Веркольского монастыря, что находится в 250 километрах от Архангельска, на берегу Пинеги – в местах, где родился праведный Иоанн Кронштадтский. Матушка Стефанида, настоятельница Кылтовской обители, вспоминает, как ездила к батюшке в гости. Отец Алексий, несмотря на безлюдье в храме, каждый день в течение 11 месяцев служил литургию. Огромный монастырь, всего несколько человек братии. Труд им неподъемный предстоял. Меньше чем через год батюшка слег – его разбил инсульт. Когда оправился, стал духовником богадельни при храме Всех Святых (Красное Село), где настоятелем служит отец Артемий Владимиров. Кажое лето выезжал под Рязань окормлять детей в православном лагере. Десятого января этого года последовал второй инсульт, а спустя девять дней у батюшки не выдержало сердце. Не стало еще одного благородного человека на свете. Из Москвы нам пишут, что перед смертью его отказавшая правая рука все пыталась совершить крестное знамение. Отпевали его десять священников. Сороковой день придется на 27 февраля (нов. стиля), на неделю о блудном сыне. Покойся в Господе, отец Алексий. В.ГРИГОРЯН На глав. страницу . Оглавление выпуска .О свт.Стефане.О редакции. Архив. Почта |