|
Миссионер из США обратился в православие Однажды я встретился в гостях с двумя проповедниками из Соединенных Штатов. Это были улыбчивые молодые
люди в черных костюмах и белых рубашках. Их подготовка ограничивалась, как я понял, какими-то краткосрочными курсами. Оттуда они вынесли убеждение, что православие некогда отступило от заветов раннего христианства. Но потом их, т.е. утраченные ценности,
американская деноминация восстановила. Такой вот хэппи-энд – счастливый конец. Когда я поинтересовался, в чем именно заключалось падение Православной Церкви, парни растерялись. Тогда я задал еще один вопрос, более простой: – Какие
именно достоинства раннего христианства возродила ваша конфессия? Собеседники мои были очень смущены, покраснели, а главное – перестали на время улыбаться... * * * А недавно я узнал об одном американском протестанте, который искренне решил нам, православным, ответить. Его зовут Дэвид Хадсон. Он приехал в румынский город Клуж в 1993 году для того, чтобы создать здесь новые
евангелистские общины. Но совершил непростительную для миссионера ошибку – решил всерьез изучить православие. На Западе есть такое устойчивое мнение, что ничего, кроме внешней красоты, у ортодоксального христианства не осталось.
Однако Хадсон чем дальше, тем больше увлекался. Книжных знаний стало не хватать, и он подружился с молодым священником из сельского прихода отцом Юстинианом. Тот охотно беседовал с протестантом, приглашал его на службы. К счастью, рядом не оказалось ни
одного пламенного борца с «экуменизмом», поэтому батюшка допускал Дэвида даже в алтарь, давая возможность все глубже проникаться духом православия. Когда Хадсон понял, что зашел слишком далеко, в его душе наступил серьезный кризис.
Ему казалось, что он предает свою веру. Нечто подобное переживала и его жена Мэри, с которой Дэвид все минувшие годы делился своими открытиями и радостями. И тогда они решили бежать обратно в США, подальше от искушения. Их решимости
хватило только на год. А потом Хадсоны окончательно поняли, что ничего выше и прекраснее православия им никогда не найти. Что место, где они обрели настоящую веру, стало им слишком дорого. Они вернулись в Клуж, но уже не в качестве
миссионеров, а как частные лица и стали готовиться к принятию Святых Даров. Через два года на Пасху 1998 г. Дэвид, Мэри и их старшая дочь Хейди были приняты в Православную Церковь через таинство миропомазания. Спустя некоторое время к ним присоединилась
младшая дочь Ханна. Лишь средняя дочь Хэзер решила остаться протестанткой. А три с небольшим месяца назад Хадсон стал священником-миссионером Клужской архиепископии. Сейчас о.Дэвид готовится к назначению духовником местного отделения
Объединения православных студентов. * * * Мне думается, что именно честность привела эту семью в православие. Приехав обращать народы, которые верят дольше и глубже, сомнения
испытывают многие миссионеры. Но страх расстаться с привычным побеждает. Я вспоминаю своих знакомых проповедников, как они растерялись, получив предложение хоть немного познакомиться с традиционным христианством. Какая-то искра взаимопонимания пробежала
между нами... А потом ребята вдруг закрылись наглухо и с плохо приклеенными улыбками принялись за еду. Возможно, они были слишком молоды для этого разговора. Без страха и упрека Православная Церковь Америки прославила первого из своих епископов, рукоположенных на
американской земле, – владыку Рафаила. Почитание епископа Рафаила существовало давно, а особенно усилилось десять лет назад, когда были открыты его нетленные мощи. Жизнь этого пастыря трудно назвать заурядной. Он родился в 1960 году в
Бейруте в одной православной сирийской семье. Его мать была дочерью священника. Вскоре семейство вынуждено было бежать из столицы Ливана. В каком-то смысле это предопределило судьбу будущего святого. Он ни в одном городе надолго не задерживался. Юноша
окончил на Востоке богословскую школу, потом Киевскую духовную академию и стал представлять свою отчую Антиохийскую Церковь в России. Здесь ему удалось наладить обучение сирийских студентов, что стало большим облегчением для Антиохийского Патриархата,
который за недостатком образованных чад вынужден был призывать иерархов из других церквей. Один из таких архиереев, грек-киприот владыка Спиридон, купил должность антиохийского патриарха за 10 тысяч лир. Но Рафаил, к тому времени
архимандрит, отказался смириться с этим попранием правды и канонов. Целый ряд восточных патриархов обрушил на него свой гнев. Отцу Рафаилу запрещено было печататься в российской прессе. Однако в конце концов Патриарх Спиридон запросил мира и предложил
о.Рафаилу перейти в Русскую Церковь. Однако связи батюшки с православными сирийцами оставались крепкими. В 1895 году те из них, что переселились в Соединенные Штаты, пригласили архимандрита Рафаила окормлять арабское православное
сообщество. Так как США находились тогда под омофором Русской Церкви, это оказалось возможно, и отец Рафаил пересек океан, чтобы исполнить главное дело своей жизни. Здесь он рьяно занялся проповедованием, и хотя владыка о.Рафаил не
был узким борцом с иноверием, неразборчивость православных арабов в Америке его ужаснула. Не имея зачастую собственных церквей, множество из них посещало католические и протестантские храмы. Со временем эти люди теряли всякую связь с православием. О.Рафаил несколько раз пересек континент, посетив тридцать городов, множество поселений и отдаленных ферм, разыскивая православных христиан, просвещая и укрепляя их. Он крестил и венчал, отпевал и служил литургии, давал житейские и
вероучительные советы, находил людей, способных стать пастырями. В это время на континент прибыл новый глава православных американцев – епископ Тихон (Белавин), будущий русский Патриарх, с которым архимандрита Рафаила связали самые
дружеские узы. Еще одно радостное событие произошло на родине батюшки. После 168-летнего перерыва антиохийским Патриархом стал араб – владыка Мелеттий. Однако вернуться в Сирию о.Рафаилу не удалось. Он был слишком нужен в Америке. В 1903 году Святейший
Синод Русской Церкви единодушно определил поставить о.Рафаила во епископы. Сам Государь Николай II прислал ему в подарок архиерейское облачение. Так высоко ценили его в России. А на родине... Все прошения вернуться наталкивались на отказ. Борьбы со
стяжательством ему, очевидно, так и не простили. Между тем арабские общины в Соединенных Штатах крепли день ото дня, новый владыка создавал школы, издавал журнал, писал книги, непрестанно совершал миссионерские поездки. В этих трудах
он не щадил себя, и к 1912 году его здоровье было вконец подорвано. Он слег с сердцем, но уже через две недели поднялся с одра и совершил литургию. Спустя три года, 27 февраля 1915 года, владыка скончался. После его смерти сирио-арабская миссия
насчитывала 30 округов и 25 тысяч активных прихожан. Они запомнили епископа Рафаила как нежного любящего отца. 75 лет прошло с того дня, когда владыка отошел к Господу. И вот теперь он прославлен и на земле. Православной Церкви Чехии и Словакии удалось избежать раскола После смерти ее предстоятеля митрополита Дорофея не нашлось преемника, который бы устроил всех священнослужителей и
мирян. Большинство верующих выразило желание, чтобы Церковь возглавил известный ревнитель православия, 46-летний епископ Христофор, управитель Оломоуцко-Брненской епархии (Моравия). Однако, как сообщает агентство Благовест-инфо,
вступлению владыки Христофора на Пражскую кафедру энергично воспротивился другой претендент – 75-летний епископ города Марианске Лазне Симеон, викарий покойного митрополита Дорофея. Взгляды двоих этих архиереев на будущее Церкви
настолько различны, что противостояние приняло самый опасный характер. * * * Для того чтобы лучше понять суть этой проблемы, нам необходимо обратиться к истории. Чехо-Словацкая Православная Церковь была основана еще в IX веке во время миссии в эти земли святых Кирилла и Мефодия. Святой Мефодий был даже епископом в Моравии. Однако в средние века православие на чешских и словацких землях практически
исчезло и возродилось только в начале ХХ века. В 1923 году, когда во главе ЧСПЦ встал епископ Горазд (Павлик), позже казненный фашистами, она получила автономию от Сербской Церкви, а в 1951 г. – автокефалию от Московского Патриархата. В настоящее время в
Церкви Чехии и Словакии числятся от 30 до 200 тысяч верующих (надежной статистики нет) и около 200 приходов, объединенных в 4 епархии. Но десятивековая борьба между Римской Церковью и православием здесь все еще продолжается. Увы, как
часто христиане, проявляя беспримерное мужество в гонениях, начинают сами гнать, когда чувствуют свою силу! Достаточно вспомнить истребление католиками во время Второй мировой войны (среди палачей были и священники) сотен тысяч православных сербов. Сегодня католицизм остается господствующим вероисповеданием как Чехии, так и Словакии. Несколько лет назад униаты захватили большое число православных приходов в Словакии. Ватикан их действия молчаливо одобрил. Но там, где силой ничего не
решить, католики ведут себя более или менее прилично, настаивая лишь на диалоге. * * * В вопросе о том, как далеко можно зайти в этом диалоге, и разошлись владыки Христофор и
Симеон. Еще пять лет назад, когда епископ Симеон поцеловал на приеме руку Папы Иоанна Павла Второго, стало ясно, что Церковь ждут непростые времена. Ведь сторонники владыки Симеона являются в Чехии и Словакии влиятельной силой. И дело
здесь не только в их симпатиях к Риму, а в общей ориентации на «европейские ценности». Поэтому епископ Симеон пользуется симпатиями не только Ватикана, но и светских властей. Помимо целования Папы, ему ставятся в вину различные
канонические нарушения. Много говорится о том, что он, по крайней мере, однажды отпраздновал Пасху по Григорианскому календарю. Между тем в Чешской Церкви этим календарем разрешено пользоваться официально, наряду с Юлианским. Тем любопытнее, что это
может быть вменено здесь в вину. Ортодоксальные чехи и словаки по-прежнему, оказывается, чтут традиции, завещанные им Церквями Сербской и Русской. Католики, что забавно, заявили: никаких прокатолических настроений у епископа Симеона
нет, а о его симпатиях к Григорианскому календарю им ничего не известно, все это клевета оппонентов. И чем дальше они отстранялись от претендента, делая из него чуть ли не противника Рима и Папы, тем больше выдавали свою заинтересованность в нем.
Воистину медвежья услуга. Хотя, разумеется, не только это предопределило широкую поддержку епископа Христофора. В первую очередь здесь сыграл роль его просвещенный консерватизм. Владыка получил высшее богословское образование в Москве
и защитил докторскую диссертацию в Афинском университете. Он сдержанно относится к сближению с католиками, предпочитая налаживать отношения с гуситами и чешскими протестантами, а год назад выступил против политической линии властей, осудив бомбардировки
Сербии. Его позиция совпала с сердечным влечением митрополита Дорофея. В результате Православная Церковь Чехии и Словакии поддержала в тяжелый час братьев-сербов и спасла честь своих народов. Но и среди представителей власти, и среди единоверцев это
покушение на «европейские ценности» не всем пришлось по вкусу. * * * Поэтому нечего удивляться тому, что возможность возвышения епископа Христофора вызвала энергичные протесты
внутрицерковной оппозиции. Следует пояснить, что покойный митрополит Дорофей был одновременно предстоятелем Церкви и архиепископом Пражским. После его смерти в январе состоялись выборы нового архиепископа Праги. Предполагалось, что вместе с этим титулом
глава столичной кафедры получит право и на предстоятельство. Победил владыка Христофор, однако положенных двух третей голосов он не набрал. Интронизация, назначенная на 12 февраля, была отменена. 11 марта состоялись новые выборы, владыка Христофор
одержал еще более убедительную победу. Однако епископ Симеон не признал и этих выборов. И тогда, чтобы не допустить раскола, владыка Христофор совершил удивительный шаг – отказался от предстоятельства в пользу архиепископа
Михаловского (Словакия) Николая – человека, быть может, не столь выдающегося и образованного, но так же уважаемого среди православных. 25 марта епископ Христофор стал архиепископом Пражским, а четырнадцатого апреля архиепископ Николай был возведен в сан
митрополита и стал главой Церкви. Важно упомянуть, что день поставления епископа Христофора на столичную кафедру промыслительно совпал с годовщиной нападения НАТО на Югославию. Быть может, Господь таким образом прославил верность
своего избранника, осмелившегося восстать против убийц. После Божественной литургии по инициативе владыки Христофора были отслужены молебен на греческом языке и панихида по погибшим при бомбардировках Сербии.
eskom@vera.komi.ru
|