СТАРООБРЯДЧЕСТВО

БРАТСТВО ПО СУДЬБЕ

В Москве прошел XIX Всероссийский съезд старообрядцев РПСЦ

В начале мая мы стали свидетелями события, значение которого трудно пока оценить по достоинству. Вместе с Патриархом Алексием на инаугурации Президента России впервые присутствовал глава Русской Старообрядческой Церкви (РПСЦ) митрополит Алимпий.

Так совпало, что спустя несколько дней после этого чада РПСЦ собрались в Москве на свой съезд, первый после 1917 года. Присутствовало более 120 человек – архиереев, священников, мирян из России, а также Белоруссии, Молдавии, Австралии, Украины.Энергичные споры (очевидцы говорят, что обстановка иногда накалялась до предела) свидетельствовали, с одной стороны, о том, что РПСЦ не закоснела, не старается уйти от проблем. С другой стороны, чувствовался недостаток духа соборности, взаимопонимания.

Съезд высветил на мгновение, как вспышка, нечто из того, что происходит в недрах русского старообрядчества.

* * *

Главной темой стал вопрос о необходимости создания съездовского движения – это такая попытка объединить мирян в одно большое братство. Ради чего?

Как выразился секретарь главы Церкви митрополита Алимпия Андрей Езеров, «Одна из главных задач съездовского движения – духовное пробуждение русского народа от более чем 300-летней никонианской спячки».

Заявление, ко многому обязывающее. А как же прп. Серафим Саровский, прав.Иоанн Кронштадтский, расцвет монашества под влиянием учения св. Паисия Величковского? Многие староверы, кстати, это понимают, и успехи нашей Церкви воспринимают с уважением. Нужно оторваться от реальности и не вполне уважать свой народ, чтобы последние три века его истории воспринимать как духовный обморок, панацеей от которого может стать «съездовское движение» РПЦС.

Между тем разговоры на нем свелись к хозяйственно-финансовой деятельности. Такое впечатление, что разбежались на рубль, чтобы ударить на копейку. Надо заметить, что большая часть участников съезда это именно так и оценила.

Документ о создании съездовского движения планировалось принять 18 мая. Однако многие участники съезда высказались категорически против. Как сказал протоиерей Валерий Шабашов из Уральской епархии, в результате появится двоевластие, «авторитет съезда может оказаться не меньше авторитета иерархических структур».

Против выступило и немало мирян. Почему? Здесь можно, наверное, провести какие-то параллели с историей братств в Московской Патриархии. Потребность в них пошла на убыль после того, как стало понятно, что миряне не могут справиться со своими активистами. А окончательно братское движение надорвалось, когда выяснилось, что и священники, и архиереи тоже не могут с этими «пассионариями» поладить. Частные амбиции погубили большое, хорошее дело.

Андрей Езеров объяснил поражение сторонников создания «съездовского движения» тем, что в жизнь РПСЦ проникло свойственное господствующему исповеданию бюрократическое начало, которое выражается в прогрессирующем обособлении духовенства от мирян.

* * *

Еще накануне съезда возникли споры и в связи с вопросом, как относиться к принятию ИНН. Петербургский священник Геннадий Чунин признал, что внедрение ИНН служит делу тотального контроля и глобализации, но отметил, что эти номера не являются печатью антихриста. Достаточно резким было выступление по этому вопросу настоятеля Покровского кафедрального собора Москвы о.Леонида Гусева. В результате споров решили никакого решения пока не принимать.

* * *

Много говорилось о церковных хорах. Отец Леонтий Пименов рассказал, что до революции на Соборах РПСЦ горячо дискутировался вопрос о допустимости женского пения. Решено было их допустить, однако женские хоры должны были существовать отдельно от мужских. «Жизнь показала не стопроцентную полезность такого решения», – заявил о. Леонтий. А главный фактор, затрудняющий возрождение старообрядческого церковного пения в наши дни, о.Леонтий Пименов видит в «разрыве поколений – в том, что старые старообрядческие профессионалы с неохотой учили пению молодежь, видя в ней конкурента».

Выход, по мнению о.Леонтия, в создании певческого училища. В таком училище должны обучаться мужчины и девушки, которые могут стать матушками, женами священников.

* * *

О той же проблеме – разрыве между поколениями – говорил и священник о.Евгений Чунин из Ржева. Он сказал, что в нынешнем своем состоянии воскресные школы не могут справиться с воцерковлением детей. Между их церковной и мирской жизнью лежит сейчас пропасть. Он имеет возможность наблюдать это на примере школы при ржевском приходе, которая превратилась в воскресный клуб. Учебные занятия сведены в этой школе к минимуму – в основном дети общаются друг с другом, осваивают народные промыслы, совершают прогулки.

* * *

Удивительно, насколько схожи трудности, стоящие перед нашими Церквями, и как в целом мы похожи. Разница в том, что у нас больше дисциплины, а у староверов – свободы выражать свое мнение. Трудно сказать, что предпочтительнее. Во всяком случае, искушений в обоих случаях множество.

Но, конечно, это не повод для того, чтобы нам и дальше друг друга чураться. К сожалению, именно этой теме на съезде внимания не было уделено. Речь не идет о том, чтобы объединяться. Мы не знаем на этот счет промысла Божия. Но признать друг друга не только братьями по крови, но и по православному духу мы способны.

Хочется надеяться, что на Соборе РПСЦ в октябре этому вопросу будет, наконец, уделено должное внимание.

Г.Донаров
По материалам агентств ОРК и «Благовест-инфо»

sl.gif (1214
bytes)

назад

tchk.gif (991
bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru