КОВЧЕГ

 

«Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду»

рубрику ведет иеродиакон Варнава (Трудов)

Приветствую вас, дорогие братья и сестры, читатели газеты!

Прошу простить за нерегулярность выхода рубрики, возможности мои ограничены болезнью, но ваши письма заставили вновь сесть за работу.

В начале нашего сегодняшнего разговора хочу вот о чем сообщить. Христианское общественное объединение «Ковчег», стараясь идти в ногу со временем, провело свой опрос среди населения. Опрашивались жители пяти городов России. Вопрос задавался единственный: считаете ли вы себя грешником? Из 700 опрошенных грешниками в православном понимании этого слова считают себя 420 человек. Не без греха – 210, а безгрешными признали себя 45 человек, при этом половина из этих безгрешных никогда не была в храме и в Бога не верит.

Такая вот статистика. А теперь перейдем к основной теме. Должен предупредить обращающихся с просьбами о помощи, что нам придется некоторые письма проверять на достоверность информации, как это делают во всех изданиях, публикующих такие материалы. Это нормально, и вместе с редакцией газеты мы приняли такое решение. По этой причине возможна задержка с публикацией ваших писем. В этом выпуске я не буду называть ни имен людей, ни города, откуда получены эти письма, – читатели узнают себя в них сами, но разговор такой нужен, и помоги, Господи, чтобы от этого была только польза.

Позвонила мне как-то недавно женщина, назвавшаяся Галиной, и спрашивает, как ей быть. На все наши публикации о помощи она высылает денежные переводы, иногда большие суммы. От многих получает письма со словами благодарности и радуется, что смогла кому-то помочь, но с некоторых пор вместе с благодарностью в письмах стали появляться просьбы прислать еще денег на другие нужды, прислать дорогие лекарства. Женщина оказалась в трудном положении. Мало того, ее адрес распространился по селу, и стали просить у нее денег и другие жители села. Причем приходят письма от людей, о которых в рубрике не писали.

К сожалению, бывает и так. Случай этот не единственный, мне и раньше приходилось отвечать на телефонные звонки с такими просьбами. Неплохо бы этим просителям подумать и о том, что, возможно, человек прислал вам последнее, что имел, и вы поставили его своими просьбами в затруднительное положение. Не всегда те, кто жертвует, достаточно богаты, чтобы помочь всем, да и не нам с вами судить, кто богат, а кто беден, все относительно. Зачастую это еще и от наших запросов зависит. И уж совсем плохо, когда адреса таких благотворителей передаются знакомым и родным. Я бы посоветовал на такие просьбы не отвечать, а тем более не высылать ничего. Вот так, полагаясь на людей, эти просители сами отказываются от Божией помощи. Враг, своего добившись, празднует победу и, будьте уверены, создаст еще больше материальных проблем, заставляя вновь обращаться к людям.

Внешне вроде все правильно: есть нужда, значит, надо из нее выходить. Каждый из нас наверняка вспомнит хоть один случай из своей жизни, когда казалось, что беда неминуема. Какое смятение и ужас охватывают от кажущегося безвыходным положения! Верующий человек обратится к Богу, а неверующий купит конверт и напишет письмо незнакомому человеку, поплачется о своих нуждах – это же проще, чем вымолить у Бога. Только, если уповать не на Бога, а на человека, нужда не закончится никогда. Запомните эти слова: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6,8. В этом отношении нищий, собирающий в шапку медяки, честнее поступает, он не запрашивает у прохожих необходимую сумму, а терпеливо сидит и ждет, кто что даст. Следует понять и еще одну очень простую истину: это Господь благотворит через человека, Он дает эту возможность, но не всем, а только тем, кто призван к этому, тому дает и средства для этого, а раз так, то Он же может и лишить такой возможности.

Надо быть очень внимательным при раздаче милостыни. Согласитесь, ведь не одно и то же – подать нищему или отправить переводом запрашиваемую сумму. Дело не в том, что вас могут обмануть, а в том, что человек, обратившись к вам, решил обойтись без Бога. У кого-то из святых отцов я читал и запомнил такие слова: «Пусть ваша милостыня вспотеет в кулаке, прежде чем вы решите, тому ли подаете».

Правда, есть и другие примеры. Святой праведный Иоанн Кронштадтский подавал, не глядя на человека. Но надо согласиться с тем, что батюшка обладал огромным даром прозорливости. Вот что писал праведный Иоанн:

«Почему Господь попустил быть нищим? – Потому же, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог бы всех сделать богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножились бы гордость, зависть и прочее. И ты как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях. Обогати нищих, многие из них забудут и Бога, и благодетелей своих, погубят души в роскоши мира сего».

А еще его же слова: «Если воистину называешь Бога Отцем своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменного в любви Своей...»

Не понимая этого, можно вместо пользы нанести вред и себе, и тому, кому помощь адресована. Вместо того, чтобы приблизить человека к Богу, он отойдет от Него, перестанет молиться, а это уже серьезно и касается главного – спасения в Боге. Кто-то со мной, возможно, не согласится, но, прежде чем писать об этом, я советовался со многими авторитетными батюшками. Это вообще мое правило – не предлагать свое мнение как единственно правильное. Жизнь доказала: вымолишь, Господь дарует все потребное. Есть такой способ жизни – «ходить по водам», самый надежный, но трудный, требующий веры в Бога, в Его промысел. Мгновение безверия – и начнешь утопать, правда, не утонешь, Господь протянет руку, но, нахлебавшись, вразумишься.

В наш дом по-прежнему приходят за помощью. По силам стараемся помочь всем, и «дежурный» пакет с продуктами всегда на своем месте. Нередко приходят взрослые, просят что-нибудь, а получая это самое «что-нибудь», начинают просить еще что-нибудь из одежды, обуви, что-то особое из продуктов, как в «столе заказов». В таких случаях для вразумления я прошу или «огласить весь список» или оставить заявку и адрес. Как только наберем нужных вещей, сообщим. Человеку часто после этого становится стыдно, он начинает понимать, что это уже не «подайте Христа ради», а вымогательство.

Вот пришло письмо от женщины, в котором она пишет о своем тяжелом положении. Работает она в кафедральном соборе небедного города, а написать нам письмо о помощи будто бы благословил ее настоятель этого собора. Пишет она, что получает за труд уборщицы 250 рублей в месяц и иногда дают хлеб. Живет с малолетней дочерью на квартире, очень им тяжело.

Такое письмо я не могу сразу публиковать, надо проверить. Тут кому-то из двоих должно быть стыдно – или настоятелю, плохо пекущемуся о своем причте и благословившему ту женщину побираться, или если это не так, то женщине, мне написавшей...

А теперь скажу о человеке, который действительно нуждается в вашей поддержке. Раба Божия Ольга просит помочь в лечении сына Иоанна, который в результате родовой травмы постоянно нуждается в поддерживающих курсах лечения, а средств на это нет. Отец их оставил. По справке отдела социальной защиты месячный доход их чуть больше тысячи рублей. Автор просила не публиковать ее адреса в газете, а только банковские реквизиты р/счет 3022381095412000 0006; к/счет 30101810400000 000608 Промышленный филиал Сбербанка 8231/0270 РФ, БИК 043602608, ОКПО 33547104, ИНН 7707083893, счет № 4230181005412072 062001.

К письму приложены справки из поликлиники и из соцзащиты. Адрес и телефон у меня есть.

На этом и закончу. Храни Господь!

Во Христе – иеродиакон Варнава.

covchegv@online.ru

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта