СВЯТЫНИ

 

Оникеева келья

«...Это местечко так и называют – Келья. Находится оно на правом берегу Мезени, на самом стыке Коми и Архангельской области...»

Так начинался очерк нашего корреспондента, написанный им в первый год существования газеты (в ноябре 1991 г.). В ту пору на месте, издавна почитаемом как Келья монаха Иоанникия, стояла крохотная часовенка, более похожая на небольшой дровяник – из горбыля, крытая рубероидом.

Прошли годы... Не угасло почитание святого места с уходом в иной мир многих православных стариков и старух, и тому подтверждение - интерес школьницы к этой теме, написавшей о нем краеведческую работу... Ее зовут Ольга Лобанова, она восьмиклассница из с.Чернутьево Удорского района Республики Коми. Удивительно как чисто, по-детски она увидела эту святыню, с какой верой пишет о чудесах Оникиевой кельи. Печатаем фрагмент из ее работы.

На Мезени, в глухой тайге

oniky2.jpg (7662 bytes)В августе 1999 года я участвовала в историко-экологической экспедиции от Чернутьевской средней школы по реке Мезени. По пути исследования мы побывали в одном историческом местечке, которое называется Оникеева келья. Об этом месте существует множество легенд. В келью приезжают много людей из разных мест Республики Коми, Архангельской области и других городов России, приезжали даже из Киева и Финляндии...

Находится келья на правом берегу Мезени, на самом стыке Коми и Архангельской области. А на левом берегу, примерно в двух километрах, лежит деревенька Латьюга. Когда после долгого пути от Пыссы выходишь на обрывистый берег Мезени и видишь на противоположной стороне большие, в семь окон по фасаду рубленные избы, выстроившиеся рядами в широкие улицы, рядом сараи, бани и огороды, то кажется, что и людьми обильна таежная Латьюга. Но пустынна деревня. Редко-редко проковыляет по усадьбе старушка, собачонка сбрехнет сдуру, а так великая тишь и запустение поселились в неперспективной Латьюге.

Теперь уже никто из латьюжан и не помнит, ни в каком году, ни даже в каком веке пришли сюда из России странники-монахи: Ева, Иоанникий и Иуда. Ева, как доносит до нас предание, передохнув, отправилась дальше и, говорят, спасалась в лешуконских лесах. А братья во Христе Иоанникий и Иуда срубили келью на диком берегу Мезени и стали жить: трудиться, молиться, людей на путь истинный наставлять.

Место было выбрано на высокой перемычке, по одну сторону которой текла река, в ту пору обильная семгой, а по другую – находилось озеро, из которого сорогу да окуней можно было зюзьгой черпать. Ловили рыбу, обрабатывали пашню, зерно мололи. Досель сохранились обломки ручных жерновов, а пашня прежняя уже по второму кругу зарастает елями в полтора обхвата. Много воды в Мезени утекло с тех пор, а легенды о пустынножителях живы, даже полнятся в последние годы...

В обзаведении у монахов был чудесный конь. Говорят, к примеру, что конь ходил по реке, как по суше, перевозил монахов из кельи на пашню. А то рассказывают про такие чудеса: сидит безлошадный бедняк дома, кручинится, что не может вспахать свой надел. А от соседей помощи не дождешься. Вечером пожалуется бедняк на тяжелую судьбу свою, а утром его будит звон удил. Выглянет в окно, а там стоит пришедший на подмогу монашеский конь. Как он переплыл Мезень, в те времена глубокую, полноводную? Вряд ли это было под силу крестьянской «сивке».

Умер в свое время Иоанникий. Иуда похоронил его, крест поставил, а сам ушел, не выдержав одиночества, в Ценогору, в тамошний монастырь. А могилу подвижника местные жители не забывали, обихаживали, со временем часовню над ней построили. И распространился по округе слух, что на могиле монаха творятся чудеса. Рассказывали об исцелениях, об обретении пропаж, о всплывавших, по молитве к Иоанникию, утопленниках.

Лихолетье

Но пришли в Латьюгу безбожники: в рогатых шлемах, с кровавой звездой во лбу, со всегда готовой к действию трехлинейкой за плечами. Первым делом забрали и отправили куда-то священника, а за ним и весь причт. Только их и видели. Пришли к пожилой женщине, церковному сторожу, и потребовали ключи от церкви. Та наотрез отказалась, а ночью переправила церковные иконы в часовню под защиту Божьего угодника.

Но ни иконы не уберег исцелитель, ни саму женщину. Утром ее арестовали и как опасного контрреволюционера отправили в Кослан. Десять лет отвесил ей самый гуманный в мире суд. Но старую смиренную христианку не согнули и в лагерях. Вернулась она на родину уже в военную годину. К той поре спалили часовню, сгорели там и иконы, спасенные от безбожников. Про пожар тоже чудесная история. Деревенская молва утверждает, что поджог часовни совершил по наущению сельсовета тогдашний лесник. Случайно ли или по Божьему суду, но поджигателя тут же настиг паралич. Беспомощного мужика, как ребенка, повезли на Вашку, там он и умер.

Вернувшиеся с фронта мужики, израненные, хлебнувшие горя, снова построили на могиле угодника часовню. И опять ее спалили. На сей раз поджог совершил по собственному почину молодой безбожник, только что справивший совершеннолетие. И этот поджигатель больше не появился в деревне. Сгинул на чужой стороне – и ни слуху о нем ни духу. А бабушки вновь слепили часовенку над Оникеем, слепили из того, что оказалось под рукой: из горбыля и рубероида. Но простояла она около двух десятилетий.

За исцелениями от недугов

Теперь на могилой Оникея-угодника стоит новая красивая из бревен часовня. Построили ее в 1993 году под руководством тогдашнего главы администрации Пысского сельсовета А.В. Логинова. Местные жители сами собрали деньги на стройматериалы, бревна нарубили на месте. И продолжаются от могилы чудеса.

oniky3.jpg (10955 bytes)

Заболела в дальней деревне Политово годовалая девочка: опухоль закрыла детские глазки. Куда ни возили, где ни лечили, а все проку нет. И Иоанникий не сразу справился с хворью. Три раза носила ее мать в пестере за плечами за тридцать километров, но вымолила, выпросила девочке исцеление. Сорок лет минуло с тех пор, а все благодарит семья угодника Божия за исцеление от недуга. Та девочка и по сей день живет-здравствует в Сыктывкаре.

Вот еще история. Зрелый мужик, упорный атеист, как-то простудил горло. Случилось осложнение. И тоже у каких врачей только ни лечился – все без толку. Жена его чуть не каждый день уговаривала: попроси помощи у Оникия, помолись угоднику. Но гордый атеист не верил в Божью помощь, а надеялся на науку. И вот однажды ночью его так припекло, что стал задыхаться. Сдался гордец, взмолился: помоги, угодниче Божий. И тут же нарыв в горле прорвало, вышла болезнь гноем и кровью. В знак благодарности за исцеление поставил мужик крест на повороте тропы от Мезени к могиле праведника...

Но есть обязательное правило: прежде чем просить Иоанникия о помощи, надо дать обет – выполнить какое-нибудь богоугодное дело. И обещание это надо обязательно сдержать. А то рассказывают про бабушку, которая, потеряв корову-кормилицу, обратилась за помощью к угоднику и пообещала, если найдется «буренка», принести в часовню оковалок мяса, для дальних паломников. Корова нашлась, бабке же мяса стало жалко, и она «забыла» про обет. Вновь заблудилась ее буренка в лесу, и вновь горячо молила угодника бабка. И вновь, обретя скотинку, пожадничала, тогда пропала корова в третий раз и больше уже не нашлась.

Один из строителей новой часовни Г.М.Логинов вспомнил любопытный случай: «Будучи еще молодыми, пошли мы в Оникееву келью и забрали деньги, а потом вернулись в поселок Барма и пошли в магазин за водкой. Хватило на целый ящик. Идем мы к лодке веселые, осталось шагнуть через борт, как я поскользулся и со всего размаху трахнулся челюстью об уключину. Трех зубов как не бывало. Отплыли, приятель мой смеется и так, смеясь, идет с кормы, просит, чтобы я сменил его за рулем. И вдруг теряет равновесие, хватается за меня, мы вместе падаем на борт, лодка переворачивается. Ящик водки и прочий припас идут ко дну, мы воды нахлебались, намерзлись в Мезени, еле выплыли. И только молитва к Оникию спасла. С тех пор не только никогда не смел брать оставленное из кельи, но и сам не раз приносил, а потом построил новую часовню Оникию вместе с другими».

* * *

oniky1.jpg (11797 bytes)...мы проходим мимо обетного креста (на снимке слева), наши проводники рассказывают нам чудесные истории об исцелениях. Вот и келья Иоанникия. Внутри – иконы, кружка с древесным углем для каждения, подсвечник для церковных свечек. Над могилкой кто-то выжег портрет чудотворца. Местные люди говорят, что сам Господь Бог предоставил художнику образ угодника. Справа на полке сложены разные приношения людей: полотенца, одежда. На полках лежат деньги, которые приносят люди, а взамен берут свечки и ставят на могилку Оникия, молятся угоднику.

Мы обратили внимание, что внутри часовни очень чисто и аккуратно. Оказывается, за кельей присматривает женщина – латьюжанка Л.М. Логинова. Она же забирает приношения и отправляет их в Ульяновский монастырь, а там уже их распределяют нуждающимся...

ОТ РЕДАКЦИИ:

Святых мест, подобных келье монаха Иоанникия, немало в глухих уголках нашего Севера. Пишите нам о них – пусть это будет своеобразным продолжением православного краеведческого конкурса, причем для всех желающих, не обязательно для школьников. Условия этого конкурса будут опубликованы в ближайших номерах «ВЕРЫ», а победителей ждет ценный приз от редакции.


sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

на глав. страницу. Оглавление выпуска.о свт.стефане.о редакции.архив.почта