АЗ ВЕДИ


БЛАГОСЛОВЕНИЕ

     Из глубокой древности пришла к нам традиция благословения. Еще в первой библейской книге Бытия говорится, что Господь Бог, создав человека, благословил так: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Господь Иисус Христос перед чудесным насыщением народа в пустыне, воззрев на небо, благословил хлеба и рыбу. Благословение было последним действием Спасителя в минуты Его вознесения. Есть предание, что благословил он крестообразным движением рук – это и стало образцом того благословения, которое существует ныне в нашей Церкви.

     Источник всякого благословения у христиан – Бог, но во имя Божие благословлять может человек. «Не человек благословляет, – пишет Иоанн Златоуст, – а Бог его рукою и языком». Благословляя духовных чад своих, священник произносит имя Святой Троицы и, осеняя благословляемого знамением креста, призывает на него благодать Божию и крестную силу.

     Благочестивые христиане при встрече с батюшкой говорят обычно: «Благословите, батюшка», и при этом крестообразно – правую поверх левой – складывают руки ладонями вверх перед собой и, наклонив слегка голову, подносят их священнику под благословение.

     Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Для мирян-мужчин имеет место и другой вид благословения: принимающий его целует руку, щеку и опять руку священника. Также священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.

     В период от Пасхи до отдания праздника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: «Христос Воскресе», с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: «Воистину Воскресе». Благословляющий жест пои этом остается обычным.

     Распространенная ошибка людей малоцерковных – накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя («креститься на священника»).

     Священник благословляет верующих именем господа Иисуса Христа, поэтому пальцы правой руки складывает именословно, то есть так, что они изображают первый буквы IC – Иисус (указательный и средний пальцы) и ХС – Христос (безымянный и большой пальцы). Обычай этот перешел к нам в древности из Греческой церкви. Епископы также по традиции благословляют двумя руками, а также двусвещником и трисвещником на богослужениях.

     Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Общее правило таково, что берут благословение в первую очередь у протоиереев, затем у иереев (вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы? Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением – обязательно протоиерей, позолоченный – или протоиерей, или иерей, серебряный – иерей). Если вы видите, что взять благословение у всех почему-либо затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться «святой отец», как у католиков, но говорят «честный (с ударением на последнем слоге) отче».

     Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) – по старшинству, затем – женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее».

     Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной учреждения, магазине и т. п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

     При прощании, как и при встрече, миряне вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».

     Слово Божие учит, что большую силу имеет и благословение, которое преподается мирянами, например, родителями. По древней библейской традиции, берется благословение у родителей при вступлении в брак (оно предшествует благословению церковному), а также перед длительной разлукой. Существует традиция предсмертного благословения. Если родителей нет в живых, благословение на брак можно брать у людей, заменяющих их, любимых родственников.

     В церкви так же как знамения благословения используются кресты, иконы и другие священные вещи, – эти вещи на Руси называли благословленными и давались они на молитвенную память.

     В родительском благословении при вступлении детей в брак в России к благословению иконой добавлялось благословение хлебом-солью как символами домашнего счастья и благополучия.

(При подготовке использованы издания,
благословленные Святейшим Патриархом)

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru