РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ИСЦЕЛЕНИЕ «НЕДОСТОЙНЫХ» Чудеса исцеления Спасителем двух неизлечимых больных –прокаженного и парализованного Вслед за призванием четверых апостолов Спаситель, согласно евангелисту Луке (гл.5), совершил два чуда, каждое из которых знаменательно – исцеление прокаженного и исцеление расслабленного. Следует заметить, что Господь исцелял в те дни многих, но евангелисты остановились именно на этих двух событиях. И это совсем не случайно: Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Слова прокаженного полны смирения и подлинной веры. Он не требует, не умоляет, а полностью полагается на волю Божью, говорит «если хочешь». Именно так и учит нас Святая Церковь приносить Господу свои прошения. Скор как эхо, по словам одного богослова, был ответ Спасителя. Прикоснувшись к больному, Он сказал: Хочу, очистись. Достойный получил награду. Но не все так просто в этом событии. Дело в том, что иудейские законы воспрещали прикасаться к прокаженным, это влекло за собой обрядовое осквернение. И гностики договаривались позже до того, что раз Иисус нарушил установления Ветхого Завета, значит, они были вдохновлены сатаной. Совсем иначе подходят к этому православные богословы. Так, святой Исидор Пелусиот говорит, что здесь мы, наоборот, видим удивительное согласие двух заветов. Дело в том, что вслед за чудом Иисус посылает исцеленного показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей. А евангелист Марк даже усиливает это место, уточняя: тотчас отослал. То есть Спаситель не отменяет Ветхого Завета, а лишь переменяет плотское запрещение, которое носило своеобразный гигиенический характер, в нравственное. Отныне прикасаться нельзя лишь ко грехам – этой проказе души, которая довольно заразна, а не язвам телесным. У иудеев не было такого понятия – «смерть за други своя». Принуди их Господь к этому, они могли бы и вовсе отпасть. Ведь древние евреи не ведали о жизни после смерти. Они при этом, конечно же, не вовсе избегали больных проказой, это было бы уже совсем не по-Божески, но заставляли страждущего пройти сложный и долгий обряд очищения. Христианин же ради любви к ближнему может и пренебречь страхом перед заразой. Для него смерти не существует. И Он повелел ему никому не сказывать... Господь наказал облагодетельствованному Им человеку никому не сказывать о чуде. Просто пойти в Храм, где его должны были восстановить во всех правах – церковных и гражданских. Однако Его веление было вскоре нарушено. Исцеленный проговорился. Православные толкователи относятся к этому непослушанию снисходительно. Например, блаженный Феофилакт даже одобрительно высказался о том, что от полноты сердечной и любви ко Христу исцеленный проговорился. Протестанты же осуждают этот поступок, заявляя, что любое ослушание – грех. Это подход механический, не учитывающий, что Иисус мог наложить подобный запрет «по Своему смирению» (св.Феофилакт). Окончательного ответа православное богословие здесь не дает. Однако после того, как Господь исцелил прикосновением прокаженного, Он сам стал считаться нечистым. Как пишет св.Марк в первой главе, Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. Хотя народ уже настолько уверовал в Него, что не обращал внимания на мнимую нечистоту Спасителя, устремляясь к Нему толпами. * * * Следом за этим евангелист Лука описывает исцеление Христом расслабленного. Прикасаться к расслабленным было возможно по законам, однако, в отличие от прокаженного, этот новый больной был далеко не праведником – то есть был поражен как раз нравственной проказой. Быть может, именно вследствие невоздержанного образа жизни он и был парализован, так что не мог говорить и был в положении мертвого. Однако и он получил исцеление. Почему? Потому что у него нашлись замечательные друзья или родственники (св.Лука не уточняет). Они так искренне верили во Христа, что их не могли остановить никакие препятствия. Из-за многолюдства они не могли пронести больного в дверь, и тогда взобрались на плоскую крышу, разобрали черепичную кровлю и внесли несчастного в дом столь необычным путем. Как отнесся к этому Спаситель? И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Таким образом и многие недостойные из нас спасаются по молитвам ближних. Вот какая огромная сила в них заключена. Любовь так тесно иногда связывает людей, что праведный влечет на себе грешного, и ничто не может их разлучить. Следует добавить, что Спаситель исцелил страждущего, прежде отпустив ему грехи. То есть именно этот ядовитый корень в душе и был причиной болезни. И расслабленному это совершенно ясно дается понять, но в очень мягкой форме, так, чтобы не скомпрометировать его в глазах остальных. * * * Возможно, прокаженный добрался до Храма, где его рассказ о подробностях исцеления заинтересовал фарисеев и законоучителей. Обнаружив, что Христос «нарушил» закон, запрещающий касаться прокаженных, они устремились к Нему со всей Палестины, в надежде поймать Спасителя на новом «преступлении». Отпущение грехов расслабленному оправдало их ожидания. В тот момент, когда они начали обвинять Христа в богохульстве, больной еще лежал на своем одре, и со стороны не ясно было, что его ожидает. И вот в ответ на рассуждения фарисеев и законников: кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Господь вдруг обращается к ним и спрашивает: Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? И далее твердо говорит, что власть прощать грехи Он имеет. То есть подтверждает, что он Бог, и не только словами, но и делом. К ужасу одних и радостному удивлению других, расслабленный взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. В.Г. На глав. страницу .Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта |