ПЯТЬ ЛЕТ
В канун пятилетия Сыктывкарской епархии наш корреспондент
беседует с ее управляющим Преосвященным Питиримом
– Владыка Питирим, епархии исполняется пять лет. Какое главное достижение этих лет в канун пятилетия вы могли бы отметить?
– Главное наше достижение то, что сегодня можно сказать – епархия живет полной жизнью. Хотя инициаторами создания епархии были Московская Патриархия и
руководство республики, фактически епархия самовозрождалась – на внутреннюю жизнь епархии никакие деньги не выделялись. Большинство делали своими силами. Не все у нас есть. Дома епископа по-прежнему нет, строительство его было начато возле
возрождающегося Стефановского собора в 1996 году, но и по сей день мне приходится жить в государственной квартире на общих началах, что не соответствует положению о епископе. Но зато есть успехи в других областях. Например, в образовательной сфере – есть
возможность заполнять священнические вакансии своими силами, а не приглашать из других регионов.
– Какие основные вопросы стоят перед епархией на ближайшие годы?
– Проблем несколько. Во-первых, это выход из малоподходящих условий молитвенных домов, которые располагаются в бывших домах культуры, магазинах, отделениях связи – выход в храмы. Во-вторых, увеличение количества церквей в
городах.
В епархии за эти годы возведено более двух десятков новых храмов, множество часовен. Их недостаточно, особенно в Ухте и Воркуте – настоящих архитектурных религиозных сооружений.
Ну и, наконец, стремимся повысить образовательный уровень клириков – почти все они сейчас учатся.
– Сколько сейчас духовенства в епархии и достаточно ли
его?
– Сейчас у нас 105 священников и 70 приходов. По мере увеличения примерно на сто человек числа священников число приходов должно возрасти еще на 30. Об этом я, собственно, говорил сразу после
открытия епархии. Причем в жизни священнослужителей и монашествующих наблюдается стабильность – очень маленький отсев, в год 3-4 человека, это немного.
– Какова реальная отдача от духовного
училища?
– У нас было два выпуска, в год выпускаем в среднем по три священника. Дело в том, что у нас на курсе всего около 10 человек, из них половина девочек, а принимающих сан именно столько, –
некоторые уезжают поступать в Московскую духовную семинарию, чтобы вернуться впоследствии.
– Раньше, помнится, из Сыктывкарской епархии стремились поступить больше в Санкт-Петербургскую семинарию. В
последнее время интересы изменились, и вы туда более не посылаете?
– В Петербурге учатся у нас и в академии, и в семинарии, но если уж говорить о наших интересах, то мы делаем основную ставку на
наше духовное училище.
– В Сыктывкарской епархии действует православная гимназия. Дело это непростое – создать и поддерживать ее, о чем свидетельствует тот факт, что такие учебные заведения есть
далеко не во всякой епархии. Но вот дети, окончившие 4-летний цикл обучения в православной гимназии, нынче вынуждены были пойти в обычные средние школы... Думаю, им будет очень нелегко.
– Это для
нас не очень приятно, дети встретят в школах много дискомфорта. Думаю, проблема продолжения обучения в гимназии в старших классах решится. В этом году нам передали одно небольшое здание в районе лесозавода, там у гимназии теперь появился спортзал и
актовый зал. Но всех проблем с помещениями оно не решило.
– Деятельность какого епархиального отдела вы могли бы отметить особо?
– Можно
сказать о социальном отделе епархии, который возглавляет Ирина Логачева. Растет посещение нашими священнослужителями мест заключения, – нынче их будет, думаю, не одна сотня. Отправляем нуждающимся посылки. Это особенность нашего региона – множество
колоний, и за работу с ними прозвучала на прошедшем Соборе похвала в наш адрес из уст Патриарха.
Вообще же за эти годы наградами Святейшего Патриарха по моему ходатайству были отмечены многие клирики,
простые миряне, светские лица – и руководители крупных нефтяных предприятий, представители власти, бизнесмены. Например, был отмечен орденом уроженец Ухты Виктор Захаров (муж певицы Маши Распутиной) – он участвовал в возрождении церквей, ему обязан я и
росписями в Ульяновском монастыре.
– Действительно, нельзя не заметить, что в Сыктывкарской епархии, по сравнению со многими северными епархиями, клирикам и мирянам дается много Патриарших грамот,
орденов, других наград. Что это – ваша активность как архиерея или какое-то особое отношение Патриарха? И еще: не было ли среди этого множества наград таких, о которых вы впоследствии пожалели?
– Я
не жалею о наградах. Помню, еще несколько лет назад глава администрации одного из районов говорил священнику, пришедшему к нему в рясе: «Вы распугаете мне всех работников!» Действительно, появление священника в здании администрации у многих вызывало
удивление и даже испуг. Я думаю, в тех условиях сотрудничество с Церковью действительно было чем-то вроде подвига. Те, кто оказывал тогда, может быть, и незначительную помощь Церкви, были отмечены наградами – с готовностью преодолев барьер отчуждения,
они стали первопроходцами; впоследствии такие люди как бы отрабатывали свои награды. Награды не оправдали только священники, ушедшие в раскол – бывшие монахи Вотчинского монастыря. Они улыбались, благодарили за набедренники, за медали – но это оказалось
лицемерием.
– Предполагается ли Вотчинский женский монастырь, располагающийся сейчас в поселке Первомайский и созданный вместо распущенного мужского, перевести обратно в село Вотча?
– В п.Первомайском останется подворье, а монастырь будет строиться по всем канонам на историческом месте в Вотче – в бывшем братском корпусе будет сестрический корпус, а на красивой горке над рекой будет
монастырский храм.
– Насколько мне известно, ныне этот храм используют бывшие вотчинские монахи и не собираются его передавать епархии?
–
Да, храм продолжает находиться в оккупации, и мы не предпринимаем активных действий по его отнятию, хотя правда и на нашей стороне. Просто мы даем им самим увидеть ситуацию – народ ведь к ним не идет.
– За последний год очень изменился облик епархиального управления в Сыктывкаре: вокруг построена красивая ограда, возведена часовня-киоск, до сих пор в здании пахнет краской – буквально на днях завершен основательный ремонт самого здания... Кстати,
на чьи средства он сделан?
– Это помощь РАО «Газпром». В прошлом году заместитель РАО сопровождал Святейшего Патриарха, побывавшего в нашей епархии, они увидели состояние здания, и такая помощь
последовала.
– Сейчас в Сыктывкаре среди верующих много разговоров о том, что в кафедральном соборе очень сильно потемнела масляная роспись – а ей ведь всего пять лет. Люди вспоминают, что в этом же
храме плакали иконы... Следует рассматривать эти факты с духовной точки зрения, или это чисто техническая проблема?
– Думаю, на этом вопросе не нужно заострять особого внимания. Сейчас говорят, что
роспись потемнела, раньше говорили, что она сделана в западном стиле, и так далее. Подобные вопросы есть ведь и по некоторым другим храмам – Усть-Выми, например. Чтоб расписать Стефановский храм в Усть-Выми в древнем стиле, нужен миллион рублей. Та
роспись, сделанная украинцами, которая уже имеется, является духовно-назидательной и тоже помогает молитвенному настроению и на данном этапе играет положительную роль – не пустые же стены человек должен созерцать! Я буду только приветствовать, если
кто-то сможет собрать достаточно пожертвований и привести роспись в соответствие с древними образцами XIII века, скажем, – это будет радость. А голая критика – это не по-христиански.
– Минувшим
летом продолжилась роспись в соборном храме Ульяновского монастыря?..
– Да, добавили еще 130 квадратных метров в трапезном зале. Приезжали профессиональные художники-реставраторы из Болгарии, и из
сюжетов, которые они добавили, мне особенно понравились Успение Пресвятой Богородицы и сюжет приезда в монастырь в 1996 году Святейшего Патриарха. Кстати, рассчитался я с ними деньгами, полученными от продажи джипа, вокруг которого было так много
разговоров.
– У вас теперь нет машины?
– Я сменил джип на «Волгу», а на разницу и были сделаны росписи. Вообще эта мысль у меня была уже давно,
я просто не хотел оскорбить дарителя машины тем, что скоропалительно избавляюсь от нее. И вместо того, чтобы отказываться от подарка, как мне советовали некоторые, я с самого начала полагал, что он может послужить матери-Церкви.
– В этом году прошла очень радостно торжественная встреча Рождества Христова: несмотря на сильный мороз, состоялось представление во дворе епархиального управления, фейерверк, зажглась символическая звезда... Было ли это
приурочено только к юбилейному году (понятно, что это требует не только душевных сил, но и материальных затрат), или повторится при переходе в новое тысячелетие?
– Я считаю, такие почины сразу же
должны переходить в традицию. Если это у нас хорошо получилось, это следует продолжать хоть при мне, хоть после меня...
– Владыка, недавно вы вернулись с Собора. Ваше самое сильное впечатление за
эти дни?
– Более всего я был поражен самим Храмом Христа Спасителя. Когда мы встречали Святейшего, все архипастыри, пастыри и миряне выстроились под сводами и услышали колокольный звон... весь храм
был полностью пронизан этим звуком. Действительно, железобетонный монолит храма, соединенный воедино с башенками звонниц на храме, дал удивительный эффект – когда звучали колокола, ты оказывался как бы внутри звука. Если в других храмах слышишь
колокольный звон как бы из-за окон, то здесь звон плыл внутри, и этот эффект, наверное, более силен внутри храма, нежели вовне, потому что некоторые знатоки колокольного звона не отмечают звон Храма Христа Спасителя как выдающийся.
– Заседания Собора показывали по телевидению: каково ваше впечатление от Зала соборов, и не показалось ли пустынно внутри – слишком немного архиереев для такого огромного помещения?
– Некоторые выражали свой восторг от архитектуры этого сооружения, смешения разных стилей: старину напоминают колонны с росписью, в то же время потолок сделан по-современному, иллюминирован, будто множество звездочек
горит. Думаю, что если новизна в архитектуре храмов неуместна, то для прихрамовых помещений все это вполне может иметь место; главное, чтоб там удобно было работать.
– Официальные решения Собора
нам известны. А о чем шли разговоры между архиереями в кулуарах?
– Ни о чем не шли. Разногласных разговоров не было. В удивительном согласии во время перерывов архиереи говорили, как хорошо
поработала предсоборная комиссия. А то, что наши недруги видят какие-то недочеты в социальной концепции, или молодежной, или в Уставе Русской Православной Церкви, так я скажу, что это, может, только начало работы над документами, они будут и подработаны,
и, возможно, отменены частично. Действительно, за такой короткий срок, который у нас был, невозможно все посмотреть скрупулезно и досконально, но в общем наше отношение положительное. Я думаю, что, кроме того, что есть Собор, есть еще правящие архиереи
на местах, которые по-евангельски будут «править право», – я не думаю, что на жизни Церкви отразится какой-то не совсем еще откорректированный пункт принятых документов.
– Как шло обсуждение вопроса
о канонизации Царя Николая II и как вы относитесь к тому, что некоторые архиереи, например, Нижегородский, сейчас все же неодобрительно высказываются об этом акте?
– Вопрос о канонизации давно был
предрешен. И когда мы проголосовали единогласно и тут же нам раздали иконки Царя и новомучеников – понятно, что не спонтанно тут же во время Собора их выпустили. Что же касается разных заявлений, то я считаю, что если есть особое мнение – его можно
высказывать до Соборного постановления, а не после, если, тем более, сам голосовал «за».