УЛЬЯНОВСКИЕ СТРОИТЕЛИ Пять лет в Сыктывкарской епархии Возрождение православия в Республике Коми во многом началось с восстановления монашеской жизни в Троице-Стефано-Ульяновском монастыре. Прибывшие сюда 8 июня 1994 года из Печоры шестеро монахов и послушников во главе с игуменом Питиримом начали возрождать некогда прославленную северную обитель, основанную самим Стефаном Пермским. Первая Божественная литургия была отслужена уже через два дня в наскоро отремонтированной надвратной церкви Архангела Михаила. За прошедшие годы многое в обители восстановлено, сюда чудесно возвратились и главные монастырские святыни. 13 октября 1994 года были обретены мощи ульяновских строителей – Матфея, Паисия, Феофилакта и Амвросия. Затем были обретены и переданы монастырю: – образ Христа Спасителя на клеенке, чудесным образом первоначально обретенный старцами Паисием и Феофилактом в Москве (ныне он находится в иконостасе Успенской церкви); – ковчег святой мученицы Иулиании Никодимской, пострадавшей в 304 году (сейчас находится в Троицкой часовне); – напрестольный Крест, пожалованный обители в благословение митрополитом Московским и всея Руси Филаретом (Дроздовым) в 1867 году. По преданию, этот крест был прислан митрополиту из Иерусалима с Гроба Господня; – посох архимандрита Матфея и ковчег с его монашеским крестом и обувью. Эти святыни находятся рядом с мощами строителей. Вернулись прославленные чудотворные иконы преподобных Зосимы и Савватия и список с чудотворного образа Христа Спасителя. – Как живет обитель сегодня? Какие переживает трудности? Какие радости? Как отметила 5-летие епархии? – с этими вопросами я обратился во время своей последней поездки в Ульяновский монастырь к его игумену Роману (Овсиенко). – На пятилетие епархии у нас был праздник для детей, – рассказывает о.Роман. – На Покров к нам приезжали более двухсот детей, в том числе из сыктывкарского дома-интерната им. Католикова и из православной гимназии. Мы, честно говоря, ничего специально для этого не организовывали. Помещения постарались убрать, оштукатурить, еду им приготовили, лошадей запрягли, чтобы дети покатались. А так они сами подготовили концертные номера, в бывшей братской трапезной состоялся концерт, даже ансамбль «Сигудэк» приезжал. – Сколько сейчас братии в монастыре? – В постриге – 12 человек, с послушниками – 25. Количество постоянно меняется, потому что многих направляют служить на приходы. Иеромонах Антоний сейчас в Онежье служит, иеромонах Иоанн (Бугаев) в Нившере, о.Варфоломей в Вотчинском монастыре матушкам помогает, Афанасий (Шорохов) в Важкурью переведен, инок Уриил, наоборот, к нам с Вашкурьи пришел... – Какое хозяйство сейчас у монастыря? – Десять дойных коров свое молочко дают, 14 телят, две лошади, три овцы, коза, три собаки, две свиньи и один хряк. – Я слышал, что вы больше двух месяцев жили без света, потому что его отключили за неуплату. Сколько вы задолжали? – Больше ста тысяч. Август, сентябрь и часть октября до 12 числа мы жили без света. Специально прошение подавали в Министерство топлива и энергетики, чтобы нам дали свет и помогли рассчитаться с долгами. Моя мама в Москве сейчас живет, она там ходила к Чубайсу, искала это министерство. Оказалось, что они находятся в Кремле. После этого свет подключили, а ответа на прошение нам так и не было. – Как вам жилось без света? – Конечно, не готовы были к такому испытанию. И воду носить далеко, монастырь ведь на возвышенности, а воду мы качаем насосом, и хлеб мы печем в электрических печах. Сейчас вот специально кладем русскую печь, чтобы в ней хлеб печь. Поменяли электросчетчики, сняли трансформаторы, которые расход тока считали в двадцать раз больше. Такое количество электроэнергии, какое нам приписывают, мы никак не могли потребить. Свет в жилых помещениях и подсобном хозяйстве засчитывали как с производственных площадей. А у нас тут никакого производства нет: в кельях мы живем, в храмах служим, а коровы у нас, как у любого крестьянина, только для своего проживания. Сейчас мы проверяем наш настоящий расход энергии и подаем на перерасчет. – А как с дровами у вас? Заготовили на зиму? – Сюда, знаете, сколько дров надо? Нам выделили в лесу для дров специальную делянку, два добросовестных послушника из местных нам помогают, заготавливают дрова, привозят на тракторе. У нас есть свой старенький трактор, если он ломается, лошадей запрягаем, возим. В прошлом году было так: только успевали привезти, расколоть – и сразу же в печку, потому что старые уже кончались. – Был на богослужении, и мне показалось, что мало людей ходит. – Нет, нормально, 5-6 человек на каждую службу, еще одиннадцать детей из воскресной школы. У нас в Ульяново всего около двухсот жителей. В городе так же ходят. – Кто у вас воскресную школу ведет? – Мы с о.Сергием. Закон Божий преподаем, песнопения, молитвы разучиваем. Отец Сергий был последним послушником схимонаха Кирика, ухаживал за ним, когда тот помирал. Он попросил воскресную школу перевести в келью о.Кирика, в больничный корпус. Все-таки о.Кирик был и духовником монастыря, и долгое время сам был учителем. Помощь духовная от него и сейчас идет. – А как продвигается дело с канонизацией ульяновских строителей? – Потихоньку идет прославление. Сейчас просто не хватает документальных свидетельств. Для канонизации нужно не только письменное свидетельство, но еще чтобы была обязательно и медицинская справка, что исцеления с людьми происходили. А те, кто исцелился, не всегда сообщают об этом, тем более трудно взять справку у врача. Врачу легче сказать, что человек ничем не болел, чем согласиться дать справку, что он исцелился без его помощи. А угодники Божии многим помогают. Когда произошло обретение мощей, здесь была пенсионерка Лидия Ивановна с Вуктыла. У нее несколько раз в год опухали руки. При обретении, когда переносили ковчеги с мощами, она обращалась с молитвой к Матфею, Паисию, Амвросию и Феофилакту, после этого болезнь у нее прошла. Потом она приезжала в Ульяновский монастырь, благодарила угодников Божиих за исцеление. Очень долгое время от мощей угодников Божиих исходило благоухание, и многие это ощущали. Я тоже чувствовал, особенно от раки иеромонаха Паисия. У одной бабушки из Троицко-Печорска, Елены Александровны Ершовой, сильно болели ноги. Она не могла ходить, двигалась по квартире со стулом. Она заказывала молебны у мощей в Ульяновский монастырь, маслом из лампадок ульяновских строителей смазывала больные ноги. После этого ноги у нее перестали болеть, она стала ходить. У Павла Павловича Новицкого из Троицко-Печорска прошли гнойные язвы на руках и ногах, которые сильно болели. Он тоже приезжал в Ульяновский монастырь, молился, мазался маслом из лампадок от мощей. Дочь одного священника по молитвам угодников получила исцеление от заикания. Как духовник обители, я знаю немало случаев, когда угодники Божии многим из нашей братии помогли избавиться от уныния, худых наклонностей, разных страстей. Да и мне они постоянно помогают. Когда искушения в обители начинаются, терпения не хватает, подойдешь к мощам, обратишься к угодникам, помолишься: «Преподобные, помогите, что ж такое...» – и, глядишь, через некоторое время все налаживается. Однажды я в Москве был и никак не мог достать книг для библиотеки. И вот в самый уже последний день взмолился к ульяновским строителям – вспомнил, что они тоже ходили по Москве, много лет собирали пожертвования на монастырь, – неужели, думаю, они не помогут? И сразу же нашел магазин и нужные книги.
Этим летом удалось проехать с ковчегом со святыми мощами угодников Божиих по республике. Мы побывали в Ухте, Инте, Воркуте, во многих деревнях. В Воркуте были в здании шахты, где произошла авария. Все прикладывались к мощам, уходили радостные, довольные. Я прошу вас через газету дать объявление, чтобы написали нам в монастырь или епархию те, кто по молитвам ульяновских строителей Матфея, Паисия, Амвросия и Феофилакта получили исцеление. Только обязательно еще нужна медицинская справка. Это необходимо для их канонизации. * * * Эту просьбу о.Романа я с радостью выполняю, тем более, что и сам стал свидетелем чудесной помощи угодников Божиих. За четыре дня перед поездкой в монастырь у нас в редакции случилось несчастье. У заместителя редактора Михаила Сизова попал под машину восьмилетний сын Ваня. Четыря дня мальчик лежал без сознания в реанимации, врачи готовили родителей к худшему... Прежде Ванечка часто приходил в редакцию, он является нашим всеобщим любимцем, поэтому все мы приняли живое участие в этой беде. Обзвонили знакомых священнослужителей и всех просили молиться. Конечно, трудно определить, по чьим молитвам он спасся и пошел на поправку. Пользуясь случаем, мы вместе с родителями всем тем, кто откликнулся на наши просьбы, выражаем искреннюю признательность и благодарим их за участие. Но именно в тот день, когда начались молебны за болящего отрока Иоанна в Ульяновском монастыре перед мощами ульяновских строителей, Ванечка пришел в сознание, а через неделю, на удивление и радость всем, был выписан из больницы. Е.СУВОРОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |