ВЕСТИ ПО СЕВЕРУ
Вологда встречает Рождество Христово Власти Вологды намерены организовать большое Рождественское празднество на территории музея под открытым небом «Семенково». Этот историко-этнографический музей – филиал Вологодского музея-заповедника. Там уже проводились народные праздники, каким, например, был прошедший летом «Праздник топора», организованный для вологодских умельцев. Бог даст, и Рождественский праздник удастся. В третий раз будет организована в Вологде совместная елка: губернаторская и архиерейская. Идет восстановление каких-то давних, дореволюционных, традиций. Приглашены будут на эту елку дети из детских домов и малоимущих семей. Ученики воскресной школы готовят специальный рождественский концерт. Еще Вологда намерена ознаменовать 2000-летие Рождества Христова открытием духовно-просветительского центра «Северная Фиваида». Уже назначен его директор. Сейчас ускоренно ведутся завершающие работы. Расположен он будет в центре города, рядом с храмом Покрова-на-Торгу. Здесь же сосредоточится и молодежный православный центр, занятия которого прежде были разбросаны в разных частях города, где повезет. Здесь откроется духовная библиотека, будет вестись прсветительская и паломническая работа, сюда можно будет пригласить любого приехавшего в Вологду православного интересного человека. А.К. Сотворим достойный плод покаяния 23 ноября администрация Кирова выдала денежный кредит на окончание строительства храма во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Вокруг этого шага идет сейчас бурная дискуссия: имел ли право мэр города выделять такой кредит? Впереди выборы, и некоторые силы пытаются разыграть эту карту против нынешнего градоправителя. Между тем сейчас храм уже возведен под купола. Три из них уже установлены, идут работы на центральном куполе. Владыка благословил строительство, и вятичи надеются, что уже к Пасхе состоится первая служба. Строительство храма проходит под девизом «Сотворим достойный плод покаяния». Сейчас идет Рождественский пост, как раз время для покаяния. И архиепископ Вятский Хрисанф в канун третьего тысячелетия благословил призвать жителей Кирова сугубо исповедать грех противления Церкви и гонения на Церковь, чем отличался ХХ век, и покаяться в этом грехе. 27 декабря состоится пресс-конференция, которую проведут приход строящегося храма и секретариат епархии. Цель ее – довести призыв к покаянию до многих людей, верующих и неверующих. В.ЦИВУНИН Земля, политая кровью Региональная научная конференция «Политические репрессии в России, XX век» прошла в Сыктывкаре 7-8 декабря. Она объединила ученых-историков со всего севера России. Доктор исторических наук М.Мацук из Сыктывкара выдвинул спорную идею об общих закономерностях в репрессивной политике царского и советского правительств, по его мнению, «стремившихся превратить народ в безликую массу рабов для правящей элиты». Другой доктор истории, профессор Сануков К.Н. из Йошкар-Олы, проследил безрадостную картину полного уничтожения национальной интеллигенции среди финно-угорских народов в тридцатые годы. Однако большинство докладчиков согласилось с тем, что репрессии в первую очередь были направлены против лучших представителей русского народа: ученых, интеллигенции, и особенно духовенства и крестьян. Репрессии XX века связали между собой не только финно-угоские народы, но и весь север России, Урал и Сибирь в одну геополитическую зону, обильно политую кровью мучеников. Представлены были и стендовые доклады, в частности, о репрессиях против старообрядцев в 30-х (В.Власова), о жуткой фигуре палача Морица Мандельбаума (И.Жеребцов). В организации конференции объединились Фонд жертв репрессий «Покаяние», общество «Мемориал», академические институты и Министерство образования Республики Коми. Е. СУВОРОВ Сатанисты осуждены в Петербурге Городской суд Санкт-Петербурга 15 декабря приговорил 22-летнего уроженца Мурманской области Евгения Кондрашова к 24 годам лишения свободы и постановил взыскать с него в пользу родственников убитых 500 тыс. рублей. Он признан соучастником двух ритуальных убийств, связанных с так называемым культом смерти. Кондрашов вместе с другим, психически больным, человеком активно интересовался оккультизмом и ритуалами, имеющими целью завладение человеческой душой. Один из эпизодов, вмененных Кондрашову, – убийство некоего Васильева. Отрезав своей жертве голову и вырезав из его шеи кусок ткани, преступник поместил кожный лоскут во флакон из-под духов с тем, чтобы совершить сатанинский обряд. Позднее, переодевшись в женскую одежду, Кондрашов пытался покинуть Петербург, но был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Saint-petersburg.ru Шесть тропарей 2 января в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского на Леушинское подворье в Петербурге будет принесена ряса, в которой служил кронштадтский проповедник. Почитатели батюшки смогут приложиться к святыни. Настоятель подоворья иерей Геннадий Беловолов рассказал нашему корреспонденту: «Я уже видел эту рясу – и, глядя на нее, воочию убедился, что о. Иоанн был небольшого роста, подвижный и легкий. Мы надеемся, что с этой святыней наше подворье духовно посетит и сам батюшка». В этот день на подворье будут звучать шесть разных тропарей св. Иоанну Кронштадтскому, собранные леушинцами. Эти тропари были составлены в разное время, среди них и те, что написаны в Автокефальной Американской Церкви, на Афоне, в Руской Зарубежной Церкви. Последний тропарь был взят из акафиста, написанном известным географом иеросхим. Пахомием, подвизавшимся на Афоне. Отец Геннадий обнаружил акафист не так давно, работая в архивах Старого Валаама. Он был составлен в 1932 году и был благословлен на келейное чтение епископом Иоанном Печерским. Во второй половине дня состоится паломническая поездка в Кронштадт, в музей-квартиру, где будет отслужен молебен св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Спасенные на Горе Санкт-Петербургская региональная общественная организация помощи наркозависимым «Возвращение» 13-14 декабря в церкви Спаса Нерукотворного Образа, что на Конюшенной площади, провела конференцию «Церковь и социальное служение: реабилитационная помощь наркозависимым». Священники, медики делились опытом. Из наиболее реальных и действенных шагов этой общественной организации – создание Дома Надежды на Горе, реабилитационного центра для больных алкоголизмом и наркоманией в Ломоносовском районе Горской волости. За три года работы центра около 500 человек встали на путь выздоровления. И.ВЯЗОВСКИЙ Меньше, да лучше Установлен временный деревянный крест на Троицком соборе Антониево-Сийского монастыря. Он имеет около трех метров в высоту. Рубили его сами монахи. Что касается хозяйственной жизни монастыря, то здесь заканчивается строительство новой конюшни. Прежняя простояла больше ста лет, но этим летом, когда настоятель был в отъезде, сгорела. К счастью, лошади, овцы и козы находились на пастбище. Ущерб, тем не менее, значительный. Встал вопрос о восстановлении: кто поможет? Помогли зам. главы областной администрации Тамара Румянцева, Владлен Павловский (ОАО «Ремикс») и Соломбальский ЛДК. Строит новую конюшню известная бригада плотников Александра Антонова, которая рубила дома и церкви за рубежом, в Подмосковье, Кенозерском национальном парке. Конюшня будет в три раза меньше прежней, но красивее: двухэтажная, с сеновалом. Теперь осталось только настелить крышу и полы. Духовные краски В выставочном зале Союза художников Архангельска открылась экспозиция «Архангельские художники. Духовные традиции», на которой представлены портреты, изображения храмов, природы Русского Севера. 10 декабря выставку посетил владыка Тихон, познакомился с художниками, выслушал и сделал свои замечания. В некоторых работах, отметил он, явно видно желание самовыразиться при слабом знакомстве с православной традицией. Добрые отзывы получили работы Г.Елфимова – портреты архангельских иерархов Исидора и Ионафана, выполненные для епархиальной галереи. Понравилась картина С.Шадрунова «Затмение», в центре которой икона, покрытая толстым слоем черной копоти. Зрителю вслед за художником передается желание, чтобы образ просветлел. Любопытны графические листы на евангельские сюжеты Е. Зимирева. Приняли участие в выставке и иконописцы Антониево-Сийского монастыря – С.Егоров, Т.Трофимова и И.Лапин. В стенах обители у них есть своя мастерская. Соб. инф. Вятка Создается Общество православных вятских врачей. 26 ноября прошла учредительная конференция. Около 40 медиков приняло в ней участие. Сейчас оформляются необходимые для регистрации документы. Основные задачи, которые берут на себя вятские православные врачи, – это обострение внимания в обществе к проблеме абортов и борьбе с наркотиками. * * * До конца года должно получить лицензию на преподавание Вятское духовное училище. Раньше оно было только зарегистрировано. Существуют три ступени, повышающие государственный статус учебного заведения: регистрация, лицензия и аккредитация. И многие духовные училища по стране не имеют ни того, ни другого, ни третьего. Следует отметить, что аккредитацию у нас имеет пока только Московские духовная академия и семинария. * * * Начата работа к прославлению новых вятских святых. 26 декабря состоится заседание епархиального совета, на нем будет рассмотрен вопрос о сборе материалов для канонизации иеросхимонаха Иоанна Куртеева и матушки Февронии Изотовой. * * * У «Вятского епархиального вестника» появился новый редактор. Это о.Александр Перминов, в начале 90-х уже руководивший епархиальным изданием. Газета изменила формат и периодичность, усилилась ее миссионерская направленность, больше внимания уделяется проблемам сегодняшней жизни вятчан. * * * Владыка Хрисанф благословил провести единовременный учет всего церковного имущества в Вятской епархии. В недавно открывшихся храмах будут созданы описи имущества, а в остальных они будут уточняться. Эта текущая работа связана и с завершением года, и с переходом в новое тысячелетие, дабы епархия знала, чем у нас располагают приходы. * * * 19 октября в вятской православной гимназии прошел ставший уже традиционным вечер памяти педагога Аполлинарии Тепляшиной, ведшей уроки в той школе, которая ныне преобразована в православную гимназию. Одним из ее учеников был педагог-писатель Альберт Лиханов, председатель Российского детского фонда. По ходатайству Вятской епархии администрация Кирова учредила педагогическую премию имени Тепляшиной, которую второй год вручают лучшим учителям города. В выдаче премии активное участие принимает Вятская епархия. Подготовил В.ЦИВУНИН Возрождение древней столицы В 2003 году исполняется 1250 лет Старой Ладоге, которую называют первой столицей северной Руси. Этим объясняется то, что музей-заповедник «Старая Ладога» в этом году получил 3 млн. рублей из резервного фонда Президента России и 1 млн. рублей из федерального бюджета. Эти средства потрачены на восстановление храма святого Георгия Победоносца ХII века и храма Успения Пресвятой Богородицы – самого северного в России памятника византийской культуры. Правительство Ленинградской области намеревается выделить еще 600 тысяч рублей на восстановление школы на Малышевой горе, где учились дочери священников. Здесь планируется организовать музей иконографии и живописи. Всего на территории древней столицы расположено более 150 исторических памятников. Е.ЮГИНА Удел Богородицы на Неве 110-летие чудесного явления Божией Матери болящему отроку Николаю Грачеву отметил 16 декабря православный Санкт-Петербург. Чудо произошло 3 декабря 1890 года по старому стилю на Петроградской стороне, в здании на нынешней улице Воскова,1. Безнадежно больному мальчику не могли помочь земные врачи, и он молитвенно обратился к Врачу небесному. Явившаяся ему Пресвятая Богородица велела ехать на другой конец города к Своей чудотворной иконе «Всех скорбящих Радосте» (с грошиками), которая прославилась исцелениями больных. Помолившись у образа Богородицы, прикованный к коляске страдалец встал и пешком вернулся домой. Свидетелями чуда стали сотни людей, а врачи констатировали, что «болезнь прошла по неизвестной причине». Николай стал иеромонахом и служил в церкви на втором этаже дома, где ему явилась Царица Небесная. В 1900 году он основал здесь приют для тяжелобольных детей. Это место в городе верующие до сих пор называют «петербургским уделом Пресвятой Богородицы». Сейчас в здании находится музыкальный колледж. 10 лет назад в честь столетия чудесного явления его освятил приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Е.ЮГИНА Второй полумесяц на северной короне Мемориальная мечеть будет построена в Санкт-Петербурге на средства Совета муфтиев России. Комплекс площадью 3 тыс. кв. метров будет представлять собой композицию из невысоких храмовых сооружений и контрастно-вертикальных минаретов, расположенных полукольцом вокруг площади. Под строительство второй городской мечети, как сообщил городской Комитет по градостроительству и архитектуре, отведено 2 гектара земли на пересечении Лужской улицы и проспекта Луначарского. Строительство мемориала, которое обойдется в три миллиона долларов, посвящается памяти мусульман, участников Великой Отечественной войны, и приурочено к 300-летию Северной столицы. Исламский полумесяц впервые появился над Невой в 1913 году, когда с разрешения Императора Николая II вблизи Петропавловской крепости была построена Соборная мечеть. Ныне она отреставрирована мусульманской общиной города, в которой насчитывается до 300 тысяч прихожан. ИТАР-ТАСС СЛУЖЕНИЕ СЛОВА Больше всего аудиторию убеждают 19 декабря исполнилось пять лет хиротонии епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима (Волочкова). Накануне этой даты наш корреспондент встретился с владыкой и по такому случаю, отступив от журналистской традиции, попросил его самого выбрать тему для разговора. Подумав, владыка заговорил о лекции, буквально на днях прочитанной в Академии госслужбы при Главе Республики Коми. – Таких лекций в академии я должен прочитать нынче четыре. Следующая – в январе – будет посвящена Апокалипсису Иоанна Богослова. Темой же этой лекции были Нагорная проповедь и основные принципы учения Христа. Лекция длилась полтора часа в полной аудитории, и я увидел искренний интерес слушателей, среди которых были не только студенты, но и преподаватели. – Вы предварительно готовитесь или говорите ее по вдохновению, как с амвона? – К последней я готовился, пересмотрев десяток книг, и заготовил материал на пять часов. Потом отбирал из него то, что способно удерживать внимание аудитории. Принес с собой «наглядные пособия» – свечи, иконы, в конце и начале лекции включал аудиокассеты с песнопениями. – Но песнопения исполняются и в храме, есть там и свечи, и иконы. Вы пытаетесь перенести в учебную аудиторию своеобразную храмовую обстановку? В чем же тогда разница между лекцией и проповедью в храме? – Во-первых, в аудитории – диалог, а не монолог. То есть здесь надо смотреть, какая аудитория перед тобой, приспосабливать материал к ней, слушать ее реакцию, можно допускать определенные вольности в подаче материала. И жанр такой беседы мне близок. Когда же произносишь слово в храме, все это невозможно, там настрой строгий. В церкви это, можно сказать, часть богослужения, а в аудитории главное – усвоение материала учащимися, и для этого разные средства хороши. Здесь не проходит проповедь, но и чисто научное изложение материала не дает эффекта. Я заметил, что наиболее сильное впечатление производят, как это ни странно, примеры из житий. Вот говорю о милости и привожу пример святого: все свое он раздавал нуждающимся, отдал, наконец, и последнюю корову. А когда жена сказала ему, что без коровы будет трудно (не его семье!)... теленку, он спохватился: «Конечно, я совсем забыл, что у нас есть еще теленок, нужно и его отдать...» Вот такое христианское милосердие убеждает людей. – Лекции в академии – не единственный у вас опыт преподавания? – Еще три года назад я читал лекции в Сыктывкарском университете, езжу по республике и выступаю в самых разных аудиториях – от вузов до колоний. Сейчас параллельно читаю о христианской нравственности в сыктывкарском педколледже. Дело это вполне естественное, ведь мы – слуги Слова, и должны нести его людям. Записал И.ВЛАДИМИРОВ УХТА: город без литургии По распоряжению владыки Питирима до 6 января остановлены службы в храме Покрова Богородицы в Ухте. Благословлено только чтение молитв задержания и псалмов. Это явилось следствием письма министра культуры Республики Коми Светланы Горчаковой к епископу Сыктывкарскому Питириму. Предыстория подспудно назревающего конфликта такова. Храм Покрова Богородицы – сейчас единственный на 130-тысячный город. Находится он в здании бывшего ДК нефтяников. Силами епархии и прихода здание внутри отреставрировано, на это затрачены большие средства. Отремонтирована крыша и половина внутренних помещений. Сейчас там, кроме самого храма, располагаются также воскресная и хоровая школы, изостудия, учатся 50 детей плюс два воскресных класса для взрослых. И есть возможность расширять этот православный культурный центр в бывшем ДК, благо, размеры его велики – 2,5 тыс. кв. м. Новый же, только строящийся, храм в Ухте едва ли скоро откроется: на приходе висит долг за строительство в полтора миллиона рублей. Таким образом, храм Покрова, по всей вероятности, еще долго будет единственным в городе. Между тем здание не является собственностью епархии, а только арендуется, и срок аренды заканчивается в 2004 году. Сначала предполагалось отдать его в аренду на 75 лет, потом на 25, и наконец, остановились на 10 годах. Перед священноначалием и прихожанами стоит вопрос: не пропадут ли вложенные в ремонт и поддержание здания силы и средства после окончания срока аренды? То есть приход находится в подвешенном положении, люди гадают: отберут – не отберут. В республиканском Минимущества нашему корреспонденту сказали, что продлить срок аренды ничто не мешает позднее. Ничего не мешает, но ничего и не гарантирует, считают в епархии. Слишком многое у нас зависит от случайного порой волеизъявления, а то и просто от настроения тех или иных влиятельных лиц. Искрой, взорвавшей ситуацию, неожиданно стало недавнее письмо министра культуры, в целом благожелательное, ничем, казалось бы, не примечательное: «...Министерство считает необходимым поддержать мнение руководства города о передаче указанного здания в безвозмездное пользование Сыктывкарской епархии до (выделено мной – В.П.) завершения строительства Православного храма в Ухте согласно решению № 2 от 3 августа 1994 года Министерства по управлению госимуществом и приватизации республики Коми». Это «до» было воспринято как предупреждение о будущем отнятии здания в пользу Минкультуры, а значит, о закрытии храма. И вот в Ухте уже собираются подписи в адрес руководства республики и отправляются личные письма в адрес министра культуры Горчаковой, которой ставится в упрек, что она якобы намеревается отобрать здание у верующих. Однако дело в том, что и до передачи в аренду здание не принадлежало Министерству культуры, и сейчас оно находится в ведении республики. Более того, как памятник «охраняется государством» (как именно охранялось до его освящения под церковь – другой вопрос). Причем же тут Министерство культуры? Оказывается, при продлении аренды под документом среди прочих должна стоять и подпись министра культуры. По-видимому, прихожане из Ухты опасаются, что министр не поставит свою подпись. Нам хотелось бы успокоить прихожан: не стоит подозревать ближних в худших намерениях. Тем более, что Светлана Гениевна – сама прихожанка одного из сыктывкарских храмов, и подвоха от нее ожидать трудно. Может быть, она и сама еще выразит это публично? Ради тех православных ухтинцев, которые не могут в душевном смятении и без причастия св. Таин подойти ко святому Рождеству. В.ПЕТРИЧ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |