ВЗГЛЯД ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА «Коммерциализацией человеческих эмоций» назвал этот праздник видный православный священник. У Старого Света нет противоядия от американской традиции делать деньги на всем, даже на святых... День 14 февраля в сознании православных христиан ассоциируется с днем памяти святого мученика Трифона. Но во всем мире в этот день с шумом и помпой отмечают день другого святого – Валентина. Этот праздник из католического церковного календаря давно уже вышел за церковную ограду и превратился в сугубо светский. Причем шумный его характер никак не соответствует христианскому пониманию святости и величия церковного праздника. Во всех СМИ в день праздника наперебой излагают романтическую историю странствующего монаха, влюбившегося накануне своей казни в красавицу, дочь тюремщика. Газетные странички заполняются скабрезными картинками и анекдотами, а темы студенческих и школьных КВН крутятся вокруг «клубнички». Этот праздник, названный «днем влюбленных», можно смело назвать «днем блуда и непотребства». Но о каком же святом Валентине вспоминается в этот день? 14 февраля Католическая Церковь отмечает память двух соименных святых – пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба священномученика жили в III веке в Италии, и оба приняли мученическую смерть через отсечение главы. Так какой же из двух Валентинов является покровителем влюбленных? Одни источники отдают предпочтение пресвитеру, другие – епископу. Для верующего человека самый достоверный источник информации о святом – это его житие. О чем же повествует житие священномучеников, живших в первохристианские времена, когда Церковь была едина и не было разделения на православных и католиков? В житие пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 6/19 июля) рассказывается о том, как он, после обращения в христианскую веру императорского советника Астерия, был обезглавлен по приказу императора Клавдия. Никакого намека на романтическую историю о любви в житие святого нет. О Валентине, епископе Тернийском, в католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжелой болезни (в некоторых переводах написано – от жестокого хондроза), а затем был обезглавлен за распространение Христовой веры в городе Интерамне (современное название города – Терни). Житие католического святого епископа Валентина Тернийского во многом напоминает житие православного святого Валентина, епископа Интерамского (память 30 июля/12 августа). Совпадает также и время их мученической кончины. Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына ученого язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила так, что голова его согнулась до уровня колен, и он никак не мог выпрямиться (жестокий хондроз?) Причем излечился Херимон не столько врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной молитвой. После этого случая уверовали во Христа и сам Херимон, и его ученый отец, и множество обучавшихся у него учеников. Прослышав о массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть. В некоторых православных справочниках («Полный православный богословский энциклопедический словарь») епископы Валентин Тернийский и Валентин Интерамский приводятся как одно и то же лицо. В авторитетном же «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия указывается, что для идентичности святых нет достаточных оснований, и делается осторожная пометка: «вероятно, одно и то же лицо». Так или иначе, самоотверженная жизнь и мученическая смерть этих святых достойны уважения. Но опять же в их житиях мы не находим никаких намеков на историю с красавицей, которую мученик Валентин исцелил от слепоты и которой перед казнью написал любовное послание («валентинку»). Всех этих событий, заложивших основу романтичного праздника, в житиях ни одного из Валентинов не оказалось. И действительно, история о Валентине и «валентинках» поначалу никакого отношения к вышеназванным святым не имела. * * * История праздника уходит во времена американских поселенцев конца XVIII столетия. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого Света. Одной из таких легенд и была история римского патриция Валентина, тайного христианина, жившего в середине III века в период жестоких гонений на христиан. Валентин не только был сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды, во время тайного венчания его служанки с римским воином (император Клавдий II запрещал римским воинам связывать себя брачными узами), стражники задержали показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого Валентина из-за уважения к его званию. Всех задержанных обвинили в принадлежности к христианам и поместили в местную тюрьму. Патриций Валентин тщетно искал возможности поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой для них смертью, пока не повстречал дочь начальника тюрьмы – слепую некрасивую девочку, над которой все насмехались из-за ее недуга. Через нее-то и решил он отправить весточку в темницу. Поскольку передать письменное сообщение было опасно, патрицию пришла мысль отправить в тюрьму каждому из узников устное послание и вырезанное из бумаги сердечко, окрашенное в красный цвет как символ Божьей любви, которая укрепляет верующих во всех бедах и страданиях. Несколько таких сердечек с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в темнице христианам. Ободренные узники приготовились достойно встретить уготованную им смерть от диких зверей на арене цирка. Но неожиданно в тюрьму пришел сам патриций Валентин. Валентин предложил устроителям зрелища себя в обмен на свободу своих слуг. Кровавые сцены на аренах цирка, где голодные звери набрасывались на христиан, стали уже для жителей Рима обычным приевшимся развлечением. Но чтобы на арене оказался знатный патриций – это стоило многого. Всех христиан отпустили, а Валентин, передав красное сердечко («валентинку») слепой дочери тюремщика, шагнул навстречу смерти. Взяв в руки бумажное сердечко, потрясенная девочка вдруг прозрела и увидела свет. Окружающие же неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка прекрасна. Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного ребенка. Вот такая красивая, по своей сути христианская, история. * * * Есть основания предполагать, что первым письмо в виде «валентинки» написал в 1415 году Чарлз, герцог Орлеанский. Томящийся в тюрьме Тауэр принц послал письмо с признанием в любви своей любимой жене. Через несколько столетий в 1797 году в Англии было издано «Руководство для молодого человека по написанию «валентинок». Тем, у кого не хватало фантазии, предлагались на выбор любовные стишки. Эту традицию в Новый Свет и привезли с собой английские переселенцы. Трудно сказать, каким образом историю мужественного патриция приписали священнослужителю по имени Валентин, но из Америки в Европу эта легенда вернулась в несколько иной интерпретации вместе с шумным праздником. В американизированном варианте Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал влюбленные пары. Задержанный римскими властями, в тюрьме он излечил от слепоты дочку тюремщика и влюбился в нее. Перед казнью монах Валентин послал предмету своей любви письмо в форме сердечка («валентинку»), в котором восхищался ее красотой и молодостью. Вот этот-то факт и вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь приуготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской страстью? Немало было высказано и напечатано по этому поводу едкого, уходя от проблемы светского характера праздника к сомнению в святости самого мученика. Но, как оказалось, никто из священномучеников Валентинов – ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский, ни епископ Интерамский – к легенде, которая легла в основу праздника, не имеет никакого отношения. Шумный католический праздник, посвященный якобы покровителю влюбленных, докатился и до России. А ведь среди русских православных святых найдется немало примеров истинной самоотверженной любви. Удивительно романтична, к примеру, история благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских (память 25 июня/8 июля) – о ней «Вера» рассказывала в № 313, 1998 год. Излеченный дочерью пчеловода Февронией от проказы князь повенчался с ней, но гордые бояре, не потерпев княгини-простолюдинки, предложили князю отказаться от законной супруги. Не желая принести в жертву княжению свою любовь и клятву верности, князь предпочел изгнание. По требованию народа святые супруги были возвращены в Муром, где княжили справедливо, прожили жизнь долгую и счастливую и умерли в один день и час, приняв перед смертью иноческий постриг с именами Давид и Евфросиния. С тех пор родители просят у святых Петра и Февронии молитв перед Господом за своих детей, вступающих в брак. Благоверные Петр и Феврония Муромские – не единственные православные святые, которые являются покровителями счастливого брака. Если бы современная молодежь воспитывалась на святоотеческом наследии, а не на сомнительных легендах, то не было бы нужды в епархиальных управлениях заводить специальные бланки для написания просьб о расторжении церковного брака. Как часты в настоящее время венчания в храме, так же и часты просьбы эти церковные браки расторгнуть. А все потому, что в современное понятие любви нынче входит многое – от юношеской влюбленности до элементарного скотства, но вот о жертвенности ради любимого и близкого человека как-то забыли. Житие Петра и Февронии – достойный пример той жертвенности, которой была окрашена и легенда о римском патриции, мученике Валентине, и которая совершенно исчезла из американизированного ее варианта о монахе Валентине. * * * Возвращаясь к истории римского патриция Валентина, можно сказать, что истинное значение Дня святого Валентина – это готовность отдать себя ради тех, кого любишь, как около 2000 лет тому назад ради нашего спасения принес Себя в жертву Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос. Что же касается шумного светского характера Дня святого Валентина с его викторинами, шоу-программами и прочей пошлой мишурой, то за это стоит попросить прощения у всех святых мучеников с именем Валентин, отдавших свою жизнь за Христа, имена которых упоминаются всуе в день разгульного праздника, а также добрым словом помянуть мужественного патриция, сложившего свою голову «ради други своя». В.МЕЛЬНИКОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |