СЛОВО


БЕЗ ТРУДА НИЧЕГО НЕ ДАЕТСЯ.

И ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ТОЖЕ    

Проповедь, сказанная Иоанном Кронштадтским в 1903 г. своим землякам-северянам в селе Сура Архангельской губернии. Эта проповедь найдена в архиве нашим автором В. Мелейко.

Дорогие братья и сестры!

    Выслушайте слово не мое, а слово Божие, которое предложено сегодня во святом Евангелии. Господь и Спаситель наш говорит: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые... И так по плодам узнаете их». Это притча, загадка, которую нужно разгадать для нашей душевной пользы. Для того и говорит Иисус Христос притчами, чтобы мы старались проникнуть в Его святое учение, уразуметь его и приложить к своей жизни ежедневной.

    Что разумеется под деревом добрым? Душа человеческая, искупаемая Христом, делающая дела добрые, приносящая плоды веры нелицемерной, надежды на Бога твердой и любви совершенной, плоды правды, смирения, терпения, воздержания, кротости, мира, радости о Духе Святом, милосердия. Что такое дерево худое? Душа же человеческая, но помрачившая в себе образ Божий помышлениями, гордостью, нетерпеливостью, враждою, скупостью, завистью, блудом, прелюбодеянием, убийствами и подобными грехами, коих бесчисленное множество. Ныне часто христиане только по имени дозволяют себе различные тяжкие грехи, даже не считая их грехами, а просто покоряясь влечениям своей природы, о которых говорят, что они непреодолимы, что их вредно заглушать. Они судят приблизительно так: живи по влечению своего сердца, своей природы. Хочешь веровать по-своему – веруй, никого и ничего не спрашиваясь; хочешь разрушать, убивать – разрушай, убивай; хочешь пьянствовать – пьянствуй; хочешь блуд творить, прелюбодействовать – удовлетворяй своим похотениям плотским; хочешь наживать достаток, богатство – наживай всякими средствами и не смущайся слезами братьев твоих и ожиданием суда Божия. Так говорит наша грешная природа, помрачившая свое богоподобие. Говорят еще: трудно жить по Евангелию, трудно приносить плоды добрых дел, трудно спастись.

    Братья и сестры, дорогие! Без труда ничто не дается. И только употребляющие усиленные труды входят в Царствие Небесное. Посмотрите на святых древних и новых. Они имели такую же природу, но трудами целой жизни своей земной при помощи благодати Божией достигли того, что угодили Богу, и нам дали примеры различных добродетелей. Они старались побеждать влечения грешной своей природы. И всем нам, верующим христианам, помогает благодать Божия, данная при крещении нашем, питаемая словом Божиим, молитвою сердечной и таинствами. Оставим при ее помощи злые помыслы, безумство свое, неверие и слабоверие свое, гордость, злобу, блуд, нечистоту, скверность, прелюбодеяния, хуление и прочее. Постараемся приобрести и возлюбить искреннее благочестие, мир с Богом и между собою, смирение, терпение, великодушие, воздержание, целомудрие, кротость – словом, послушание Богу Спасителю, исполнение животворных Его заповедей.

    «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», – заключает Спаситель свою речь. Это значит: не всякий только называющийся Христовым учеником, носящий Его имя, не всякий даже молящийся достоин милости Его, Царства Небесного; но только тот, кто делом таков, кто трудится для спасения своего, сколько силы позволяют, при содействии благодати Христовой; кто подражает Ему и всем шедшим в мире сем грешном и прелюбодейном по стопам Его, кто любит Христа и Отца Его Небесного, кто делает дела Его. Аминь».

    Эта проповедь была произнесена прав. Иоанном Кронштадтским летом 1903 года, во время его поездки на родину, в с.Сура на реке Пинеге Архангельской губернии.

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


     eskom@vera.komi.ru