Комментарий

     После публикации первой части этого очерка по эл. почте пришел, в частности, такой отклик, от Дмитрия:

     «Я человек православный. Несмотря на откровенные проявления милости Божией ко мне, до сих пор пребываю в маловерии и сомнении. Особенно тяжело после прочтения таких статей... Деканонизация, отмененные решения собора. Читая это, еще сильней подвергаешься нападению унылых мыслей. Вы мне ответите "но ведь отмененные решения находятся за гранью здравого смысла"! Но ведь и те люди, которые "веруют в Бога, а в церковь не ходят, у которых Бог в душе", то же руководствуются здравым смыслом.
     Где же правда. Ведь не бывает так, что две правды.
     Один из оптинских старцев говорил: "В жизни не бывает случайгого сцепления обстоятельств, все промыслительно". Как же пониамать эти слова, когда читаешь о таких страшных вещах?»

nikon2.jpg (15220 bytes)
Так изобразил художник патриарха Никона
со единомышленниками
(они  слева).
Перед нами величественная фигура. Таким он и был, и отличался многими добродетелями. Нет ничего однозначного ни в истории, ни в отдельной человеческой личности...

     Думается, после прочтения второй части, наш читатель изменит мнение. Чего ж унывать? Лично меня (веб-мастера) очерк порадовал: какой страшный удар был нанесен по нашей Церкви, а ведь устояла и сколько святых впоследствии дала! И разве не радостно, что мы потихоньку начинаем возвращаться к русской старине, что недавно, в декабре, наш Патриарх служил в Кремлевском Успенском соборе по старым книгам? И чего ж тут унывать, когда мы знаем причину многих наших нынешних недостатков. Корни их там, в XVII веке. И если мы их знаем, то можем ведь изжить это из себя.
     ...О «двух правдах». Автор назвал так статью, чтобы подчеркнуть непримиримость случившегося раскола. А  Правда, конечно, у нас одна.
     Как уже упоминалось (в начале 1-й части), текст по просьбе автора дан без редакторской правки. В «бумажной» газете мы сгладили тон, чуть поугасили эмоции. Ведь в нашей Церкви есть и те, кто почитает патриарха Никона и даже ратует за его канонизацию.
     Лично я не согласен также с тем, что стремление «захватить Константинополь» было, как пишет автор, какой-то непонятной «манией». Что ж тут непонятного? Нам действительно нужно было «прорубить окно в Европу», ведь мы по происхождению своему европейцы и в изоляции не могли дальше развиваться. Вопрос – в какую сторону «рубить»? Через протестантскую Швецию, католическую Польшу, которые уже тогда сильно обмирщились и могли заразить нас всеми грехами западной цивилизации? Или через захваченный турками Константинополь – и далее через единокровные нам, православные земли болгар и сербов? Второй путь был труднее, но он – естественный для нас, думаю, Богом предначертанный. Еще в седой древности наши предки ходили по этому пути «из варяг в греки», и нашли на этой дороге великую ценность – православную веру.
     Тут дело не только в святости града Константинополя, а в географии. Взгляните на карту... Если б мы смогли «оседлать» пролив Босфор, то вся Европа – самый центр ее, Средиземноморье – были бы перед нами. Всего-то требовалось отвоевать у турок кусок земли, граничащий с Болгарией, чтобы создать себе тыл и закрепиться на проливе. И не нужно кивать на «неверность» болгар. Они изменяли и изменяют России только тогда, когда Россия сама оставляет их один на один с более сильными странами. Если бы мы присутствовали на Балканах и прикрывали их от турок, то более верного союзника трудно было б сыскать. Да, мы могли бы там встать прочно, навсегда! Не случайно англичане так боялись нашего проникновения на Балканы, и даже высаживали десант в Крыму – чтобы вообще пресечь движение русских в ту сторону.
      Даже Петр I, бредивший о Голандии, Германии, Англии, понимал, что будущее России лежит не там, а на юго-западе. И флот поначалу строил не для Балтийского, а для Азовского моря. Но ему не хватило настойчивости. После первого же поражения он повернул в другую сторону, в чухонские болота. И мы на многие столетия увязли в этом болоте... Да, получили там блага цивилизации. Но с какими издержками? Те же блага мы могли бы получить, торгуя с Западом не по Балтийскому, а по солнечному Средиземному морю.
    В последующие века мы смотрели одновременно и на запад, и на юг. А нужно, наверное, было сосредосточиться на одном направлении. Не сконцентрировав всех сил, сильную Османскую империю не возможно было победить. Надо было четко определиться в своем пути...
     Впрочем, это мои личные мысли, возможно, ошибочные. Ясно лишь одно: не попустил Господь нашим Государям отвоевать Константинополь. Не попустил объединить православные страны и стать величайшими императорами – удерживающими мир от зла. Может быть это сделано во благо нас же самих? Может на этом пути нас ждали ещё большие искушения, по сравнению с которыми протестантская зараза, обмирщение – то, что получили мы после Петра I, – сущие пустяки?
     Так что я согласен с Дмитрием: «В жизни не бывает случайгого сцепления обстоятельств, все промыслительно...»  Бог наказывает тех, кого любит. Именно НАКАЗЫВАЕТ (т.е. указывает), а не карает. Так и надо, наверное, принимать эту страшную беду – Раскол. Только бесчувственные, совершенно ослепшие люди не видят его последствий и не сознают Божьего НАКАЗА нам...

М.Сизов

(ещё один отклик, поступил 13 февраля)

О расколе

    Говорить о расколе сегодня назрела острая необходимость. Для того, чтобы понять глубину расколов, очень важно исследовать причины расколов уже бывших в истории Церкви.

    Одним из страшных расколов Церкви явился раскол 1054 года и отпадение от Нее латинян. Причинами отпадения латинян в ересь явилась гордость Римских первосвященников, вылившееся впоследствии в догмат о непогрешимости папы Римского.

    Еще ранее и еще страшнее раскол произошел в ветхозаветной Церкви, причиной которому стало распятие Христа первосвященниками. А точнее - гордость первосвященников ветхозаветной Церкви, пытающихся заслонить собою Бога.

    Еще ранее о расколе в Церкви говорил Сам Господь в притче о блудном сыне. В ней мы видим, что милостивый Отец, готов простить грех блуда младшему сыну, т.е. согрешившей части Церкви, и объединить всех своей любовью. Для этого Он и выходит на встречу блудному сыну. Но миру в Церкви не суждено осуществиться. Против мира восстал старший брат, не пожелавший поделиться с младшим богатствами своего Родителя. А еще ранее в книге «Бытие» написано, как восстал старший брат Каин на младшего Авеля: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4.8).

    А еще ранее против Бога поднял восстание наивысший и самый могущественный ангел Денница. Он не захотел исполнять волю Божию, не захотел служить Богу, а захотел сам стать, как Бог.

    Раскол в Церкви не уврачевал и пришедший на землю Христос: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10. 34). И это мы видим из истории Русской Церкви и русского народа. Революцию 1917 года, убийство Помазанника Божия и последующие кровавые события невозможно забыть и не обозначить их, как раскол. Пролетариат, возглавляемый иудеями, восстал против Бога и Его Помазанника, решил захватить власть в православном царстве. Православные храмы осквернялись и разрушались, кровь православных христиан лилась рекой ради создания нового мира без Христа. Как же повела себя церковная общественность? Большая ее часть (старший брат) поддержала революцию и молилась за «Богом данное временное правительство». Меньшая же часть - «младший брат» страдала в лагерях и принимала мученическую смерть. Младший брат в евангельской притче хотя и совершил грех блуда, но вернулся в объятия к Отцу. Так и меньшая часть народа православного, проливая мученическую кровь, соединилась с Христом в Царстве Небесном. Большая же часть искала компромиссы на земле сначала с временным правительством, затем с большевиками. Компромиссы вылились в декларацию митрополита Сергия Страгородского, что вызвало новый раскол. Декларацию не приняла та часть Церкви, что по слову Спасителя: «будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10, 23) - сбежала за рубеж. Образовалась Русская Зарубежная Церковь.

    У православных мирян и приходских священников обоих Церквей до сих пор нет, и никогда не было претензий друг к другу. Их разделяли амбиции иерархов. Амбиции первосвященников не смогла преодолеть и беда, обрушившаяся на Россию в 1941 году. Против фашистов объединились все силы. В первую очередь верующий народ встал на защиту Родины, но объединение Церквей не произошло. Зарубежные иерархи не простили российским сергианство, российские не простили зарубежным заигрывания с Германией. Вот так из поколения в поколение первосвященники участвуют в расколах. Паны дерутся, а у бедного народа чубы трещат. Нынешнее поколение первосвященников не изменилось, наоборот, восприняло и усугубило пороки своих предшественников.

    От латинян негласно восприняло и навязывает своей пастве догмат о непогрешимости патриарха, синода и епископата. От иудеев - гордость, заслоняющую собой Господа. От сергиан – политику компромиссов, приведшую к экуменизму.

    «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли» (Иезек. 34. 2,3).

    Как известно история повторяется, повторяется она и в Церкви. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Иоан.10. 11) - написано в Евангелии. Заметьте не овцы за пастыря, а пастырь душу свою полагает за овцы... Похоже, сегодня иные пастыри, напротив,  хотят положить своих овец за свои интересы. Они  не хотят противостоять влиянию мира. Они спокойно участвуют в глобализационных процессах сегодняшнего мира. Шаг за шагом потакают князю мира сего, участвуя в строительстве нового мирового порядка. Участие нашей Церкви во Всемирном Совете Церквей - наглядное тому доказательство.

    Новая вавилонская башня – это новый мировой порядок с единой территорией, единой религией и единым правительством во главе с антихристом. К сожалению, участие иерархов Русской Православной Церкви в этих процессах видно невооруженным взглядом. Это беда всей нашей Церкви. Мы от своей духовной слабости не способны обличить свое руководство. Мы спутали осуждение с обличением. Осуждение – это грех, т.к. судить может только Господь. Мы же должны обличить священноначалие ради его спасения.

    У нас еще есть время остановить новое Богоубийство. Тело Христа. Его Церковь вновь хотят распять богоборцы. Хотят пригвоздить к материи с помощью новых гвоздей, пронизывающих уже каждую Его клеточку, каждого православного человека. Новые гвозди – это идентификационные номера налогоплательщика. С их помощью, живую душу человеческую превращают в мертвый товар с инвентарным номером. Как духовные люди не видят этого? Наверное, их дух соответствует духу времени и не соответствует духу истины?

    Эта статья нужна нашей Церкви, чтобы поднять вопросы подчинения: кто кому служит, Церковь священноначалию или священноначалие Церкви? А власть в Церкви принадлежит не иерархии, как определил это последний архиерейский собор, а Христу. А так как Церковь – это Тело Христово, значит и власть в Церкви принадлежит самой Церкви в соборном Ее выражении. Иерархия – это исполнители соборного мнения всей полноты Церкви. Последний архиерейский собор, отменивший поместные соборы, не отличался соборностью. Решения принимались большинством голосов, как в светских собраниях. Мнения многих архиереев просто игнорировалось. Думаю, что эти ошибки исправит будущий поместный собор РПЦ. Заранее прошу прощения за краткость изложения материала, для меня главное – это поднять этот вопрос, от которого зависит существование Церкви, и как следствие – существование России, и как следствие – всего мира.

    «Народ русский,  – пишет новомученик о. Иоанн Восторгов, – есть народ православно-христианский, составляющий царство христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, призвание сохранить и распространить святую истину Православия: народ наш входит в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, следовательно, потрясение мира и человечества, есть умаление истины. Служить в этом смысле народу – значит служить Богу, Христу, Церкви, истине, Православию, спасению мира и человечества. Патриотизм и национализм тогда не цель, а средство для высшей цели, для служения истине. Здесь же и объяснение того, почему именно против Православия и против Церкви устремлены нападки революционных партий России, несомненно, в степени гораздо большего озлобления, чем даже против самодержавия».

    И так, раскол в Церкви, которым нас пугают первосвященники, уже на лицо. Для его преодоления необходима искренняя борьба за истину. Главное в ней – найти причину раскола. Остальное уже проще: принять всенародное покаяние или изгнать носителей раскола из Богом хранимой Церкви... Помоги нам Господи.

Р.Б.Королев

От редакции:

    Конечно, не со всем мы согласны в этом отклике. Ведь так можно соборность Церкви подменить демократией. И вряд ли нынешний «раскол» (по поводу ИНН) стоит сравнивать с расколом XVII века. Слава Богу, до этого еще не дошло...

    Я знаю людей, которые просто упиваются этим «раскольчиком»: вот, мол, мы борцы за чистоту Православия, мы в истине, а вы все погрязли во лжи. Борьба их бодрит, они вдруг обрели смысл своего существования. Даже какой-то угарной радостью отдает от этих людей. А ведь это беда. И старообрядцы так и переживали раскол – как беду. И не бросались они «на баррикады», а просто уходили в леса. У нас, в лесах нынешней Республики Коми, они гибли тысячами – от   голода и цинги. Это был просто уход, а не «борьба». В этом было их исповедание. Если сравнивать нынешних «раскольников» с теми священниками и мирянами, которые не приняли реформу Никона, то сразу же бросается в глаза существенное различие. Большинство борцов с ИНН, экуменизмом и т.д. (те, которых я знаю) даже не желают вникать в суть проблемы, не слушают противную сторону, мол, с  «мечеными» что говорить? В богословские диспуты они вступать не хотят. Старообрядцы же, напротив, были далеки от слепого протеста (всп. их «Поморские ответы»).

    В чем еще различие? В XVII веке наш народ был укоренён в Православии: традиция, вероучение входили в его плоть и кровь. И когда он обличал своих иерархов, то знал, что делал. Ныные же не только миряне, но даже священники – в большинстве все новообращенные. Все-таки мы ещё не достаточно окрепли для «расколов». Пока что наша историческая церковь держится исключительно священноначалием, и бездумно обличать архиереев – все равно что рубить столбы, подпирающие крышу дома. Время, конечно, не ждет, глобализация стремительно надвигается, и что-то делать надо... Но делать-то без горячки, с оглядкой на свою историю.

    Чего во все времена не хватает и не хватало – это любви. Вот сценка из сегодняшней жизни. Переписываются два православных человека, живущие в разных городах. Один из них ничтоже сумняшеся получил налоговый номер, а другой как раз был против ИНН. И вот этот противник стал в письмах имя друга писать в кавычках. Вроде того: «Здравствуй, "Василий", с приветом к тебе...» Кончилось тем, что они полностью разорвали отношения. В чем тут парадокс? А вот в какой странности... С одной стороны борец с ИНН много говорит о святости имени, о сакральности его, и тут кощунственно издевается над именем другого человека, облекая его в кавычки. Желание его понятно, так, издеваясь, он пытался «спасти» друга, чтобы тот отказался от «номера». Но дело-то сделано, не какие-то налоговики, а он сам лишил человека ИМЕНИ, сам совершил грех кощунства. Так и бывает: против чего дерёшься, того и наберёшься. И сколько ещё грязи осядет в его душе, пока он будет «бороться» за чистоту православия?

    Внутри Церкви не может быть «борьбы» вообще. Она уместна только в миру. Старообрядцы никогда не «боролись» (за редким исключением), они просто спасались. Поэтому и остались духовно живы до нашего времени – настолько, что могут делиться своим богатством с нами.

М.С.