ПАСХАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ


МАРИНА

С дырками незаштопанная шаль на детской головке девочки лет десяти, в клеточку пальтишко, на ногах – взрослые женские сапоги. Это Марина, приехала из Таджикистана: «Там война, с ружьями ходят, убивают».

– А это твоя мама с малышом на руках у входа в церковь сидит?

– Нет, это тетя, мама была, ушла. У нас четыре девочки и один мальчик, ему три года.

– Где вы живете сейчас?

– В палатках.

– А ты умеешь читать?

– Да, немножко.

– Кто научил?

– Мама.

Впрочем, знакомство с этой девочкой началось у нас совсем не так. Они появились возле церкви недавно. До этого храм был обычный, если можно так сказать, храм с обычными нищими, тихо сидящими возле ворот Божьего дома, просящими и получающими «милость», т.е. сострадание, снисходительность прихожан, которые сами просят того же у Господа за свои грехи. Тут же нищие, чаще дети, дети-цыгане буквально атакуют прохожих, едва завидя их, и требуют денег – не каждое сердце расположится на милость при такой встрече.

Сложные чувства были у меня, когда, не сумев удовлетворить просьбу неотступно следующей за мной девочки, дав ей вместо денег конфет, слышала вслед что-то вроде проклятия.

Придя через месяц в свою любимую церковь, я не узнала ту девочку. Я вышла с ребенком из храма на улицу во время службы, чтобы его успокоить, расплакавшегося, и увидела ее.marina.jpg (19562 bytes)

Она сразу подошла ко мне. Решив предупредить ее вопрос и с намерением дать ей немного денег, я начала было говорить, что сумка у меня осталась в храме, но она перебила меня на полуслове и спросила:

– Уснул?

Я не сразу поняла, что она говорит про младенца у меня на руках. Разговор завязался.

– А у меня есть знакомая тетя, она здесь живет, у нее такая шапочка, – девочка показала на голову, имея в виду монашескую камилавку. Только как зовут – забыла.

– А тебя как зовут?

– Марина.

Марина говорит с акцентом, и не все слова ей еще знакомы. Она спрашивала про близлежащие церкви, называя их «праздниками».

– А где еще праздники?

– Вот здесь недалеко есть еще церковь.

Марина замахала руками:

– Там нас гонят, там пьяные сидят нищие, кто собирает на вино, им не дают, а мы на хлеб собираем. Нам дают, а им не дают, они нас не пускают.

Тут заплакал малыш у женщины, сидевшей, кажется, на мокром талом снегу, вытянув ноги. Женщина, совсем молодая мама, пытается успокоить полуторагодовалого малыша взрослыми приемами. Ударила его по щеке, но малыш, судя по всему, устал, хотел спать и есть и не унимался. Тогда женщина начала бить его своими девчоночьими кулаками. Может быть, это был вовсе не ее малыш, но ребенок еще больше кричал. Я испугалась, подошла и дала ему знаменитое и любимое всеми современными детьми и мамами лакомство – конфету на палочке «Чупа-Чупс», человечек как с соской с ней, Слава Богу, заснул.

Я зашла в храм. Пели «Символ веры». Потом снова вышла. Марина тут же подошла ко мне. Наклонившись к своим сапогам, озабоченно спросила:

– Сапог у вас нет? Ноги промокли. Сказали – не промокают сапоги, а они промокли.

Она стала рассматривать тонкую подошву черного сапога, потом сняла его, и показалась нога в мужском не шерстяном носке, а я представила, как боялась обычно промокших ног, а если это случалось, хотелось поскорее прийти домой, переодеться в сухое, предварительно попарив ноги, но здесь это правило не действовало.

Я спросила, в чем они еще нуждаются?

– Папе нужны ботинки, 41-й, нет 43-й размер, рубашку надо папе. Одеяло, чайник, ведро, – медленно, с расстановкой, но бойко вспоминает Марина.

– Сколько тебе лет?

Марина по-детски сложила пальцы и, сосчитав, сказала:

– Десять.

Она старшая в семье, сама варит суп, купает младших вместе с мамой.

На ступенях храма Марина вдруг нашла 10 рублей, покрутила их с удивлением и радостью в руке. Я порадовалась тоже за нее, сказав: «Это Бог послал тебе, значит». Она посмотрела на небо, потом на ступени храма, ища ответа. «Это Бог послал», – повторила, веря и не веря.

– Ты крещеная?

– Брат крещеный.

В храме причастились. Уходим радостные домой. Марина еще будет стоять здесь. Она стоит здесь каждый раз часа по четыре: в дни праздников – благо, их у Церкви много – и в воскресные дни, но самое главное – она научилась здесь любить, т. к. здесь, в храме, все измеряется любовью.

Когда я пришла в следующий раз в церковь, Марины не было. У стоявших нищих там, среди которых была ее мама, я спросила о ней и узнала, что она заболела. От того, наверное, подумалось мне, что ноги промочила...

 

А.ИЗМАЙЛОВА
г.Санкт-Петербург

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


     eskom@vera.komi.ru