НА НИВЕ ХРИСТОВОЙ


«ГЛАВНОЕ – СОЗНАВАТЬ СВОЕ НЕДОСТОИНСТВО...»

...Монахи Герман и Савватий уже тринадцатый день в пути. А миссионерский путь их лежит из Соликамска на Красный Берег, где расположены сразу несколько колоний. Бережет их в дороге святитель Николай, резная икона которого, подаренная заключенными с Валая, находится в «уазике» вместе с образом Усть-Вымских святителей Стефана, Герасима, Питирима и Ионы. Чувствуется, оба сильно устали, хотя по внешнему виду не скажешь: такие два дюжие Пересвет и Ослябя. Особенно двухметровый великан – иеромонах Герман. Когда он служит в полном облачении, возвышаясь над заключенными, как Гулливер над лилипутами, сразу же чувствуешь торжество православия.

Батюшки перечисляют с десяток колоний, где им довелось побывать: Колва, Ныроб, Бубол, Белая Гора, Талый, Валай, Белый Лебедь... В некоторые отдаленные зоны добраться можно только по зимнику, в распутицу и летом они отрезаны от остального мира. Особенно им запомнилась колония на Вежае, расположенная в горах, где нет ни электричества, ни отопления. Барак и здание управления разморожены, в помещениях так же холодно, как на улице. Когда они приехали, мороз был минус 50. Люди спали во всем, что им удавалось натянуть на себя. Что удивительно – именно там очень сильная православная община.

Когда на Вежай приехали, нам заключенные говорят: «Мы вас ждали». Мы удивились, думали, что им кто-нибудь заранее сообщил, что мы приедем. «Нет, – говорят, – полгода назад к нам батюшка приезжал, и вот с того времени мы вас все ждали».

«Когда приезжаем по второму разу, уже чувствуется, что здесь начала образовываться община, люди нас ждут, уже хотят исповедоваться, причаститься, – вступает в разговор о.Герман. – Конечно, это в первую очередь наша вина, что мы мало к ним приезжаем. На Вежае в молитвенную комнату людей заселили. У них проблема с перенаселением. Староста там Михаил Круглов, очень авторитетный человек среди верующих, но его тогда не было, некому было противостоять...»

«У нас в этот раз в дороге все какие-то препятствия, – говорит, крутя баранку, о.Савватий, который во второй раз участвует в миссии. – То в болото провалились, слава Богу вылезли, за нами следом провалилась и другая машина , так сутки потом ее не могли вытащить, машины по обе стороны дороги не могли мимо нее никак проехать. То с моста упали – люди из соседнего села приехали, на руках нас на дорогу вытащили... Ну вот, опять началось!»

Внутри машины прямо на большой скорости что-то затарахтело, застучало, о.Савватий стал останавливать машину, но коробку скоростей заклинило, и он никак не мог переключить рычаг в нейтральное положение.

«Конечно, если так гонять, то обязательно чего-нибудь случится», – подумал я, приготовившись к самому худшему. Слава Богу, как-то о.Савватию удалось остановить машину. Он тут же залез под нее в чем был, сообщил, что с коробки скоростей по дороге вылетел шплинт, который теперь уже никак не найти. Но хорошо, что мы остановились около пропускного пункта. Там у военных нашелся гвоздь, который батюшка приспособил вместо шплинта. Через каких-нибудь пять минут, неисправность была устранена, и о.Савватий снова гнал по извилистой лесной дороге, на большой скорости едва вписываясь в крутые повороты.

* * *

nyrob1.jpg (6342 bytes)Красный Берег называется по красной глине, которая обнажается на высоких берегах Язьвы. Здесь – колония строгого режима АМ 244-7/8. Пока нам оформляются пропуска, начальник колонии пеняет нам, что мы, православные, очень сильно проигрываем сектантам: «Они к нам уже восемь раз в этом году приезжали со своими христианскими миссиями. Сам я уже здесь два года служу и еще ни разу не видел православных. Баптисты всегда привозят литературу, журнальчик каждому дадут. Американцы, канадцы приезжают. Они и псалмы поют, и пантомиму показывают из христианской жизни, с бубнами, с плясками. Один раз девчонки в коротких юбках после концерта стали с заключенными обниматься, думали, добром это не кончится. Нет, вся наша Православная Церковь сильно проигрывает им в пропаганде...»

Говорит он это с некоторой обидой за православных, и сам, видимо, не очень рад такой ситуации.

Отец Герман все-таки объяснил начальнику, кто такие сектанты и кто такие православные. Сказал, что батюшки потому мало ездят, что их поблизости просто нет, а за 200 километров из Соликамска трое священников много не наездят.

В эту колонию православная миссия приехала по приглашению старосты общины Николая Ребежа. Он встретил нас в молитвенной комнате. Небольшое помещение с любовью уставлено иконами. Тут же библиотека духовной литературы. Николай говорит, что сейчас в общине 15-20 человек постоянно собираются по воскресеньям на соборную молитву. Здесь, на зоне, рядом с управлением они хотят построить свою часовню, уже готов проект.

Но, по-видимому, просто построить часовню – мало. В одном из отрядов, в 50 километрах отсюда, есть своя часовня, возведенная стараниями верующего оперативника два года назад. Пока он там работал, в часовню ходили, молились, а перевели его, и часовня сейчас пустует, занесена снегом.

* * *

Чтобы продуктивнее прошла наша встреча, о.Савватий сразу же разделил людей. Те, кто хотел исповедываться, остались с о.Германом в молитвенной комнате, остальные пошли в актовый зал. Людей собралось много. Все разного возраста, но как на лицах стариков, так и на молодых лицах застыла печать страдания. Все с интересом выслушали мой рассказ о героях наших публикаций, таких же людях с трудной судьбой, как они, которые с помощью веры сумели встать на путь спасения. Отец Савватий на примере других колоний показал, как православные, объединившись, могут наладить жизнь в колонии и помогать друг другу. Много было вопросов о сектах. И такие вопросы задают в каждой колонии. Заключенные искренне не понимают, чем те же баптисты, которые тоже проповедуют Христа и христианские добродетели, отличаются от православных. Много вопросов задавали и после встречи, подходя к нам, спрашивали о наболевшем.

Тут же, за металлическим забором, другая колония – особого режима, для «полосатиков». Там осужденные сидят в режимном бараке, как в тюрьме, и никуда не выходят. «Отъявленные рецидивисты, которые имеют по семь-восемь ходок», – предупредили нас. Ни актового зала, ни молитвенной комнаты им не положено. Но зато есть небольшое помещение библиотеки. Удивительно то, что если на строгом режиме (где, кажется, меньше времени – ведь приходится работать) живо интересуются духовной литературой, просили у нас еще прислать Библии, то тут около тридцати книг Нового Завета лежат даже нетронутые в одной пачке.

Встреча наша проходила в узком барачном коридоре. Начальник выделил для о.Германа свой кабинет, где священник поодиночке исповедовал заключенных. «Отъявленные рецидивисты» смотрели на нас как на небожителей, разинув рты. Правда, некоторые совсем не могут слышать имени Божия, стараются уйти от такой беседы, и только окрики стражей порядка вынуждают их вернуться на свое место.

После встречи ко мне подошел пожилой человек очень болезненного вида и рассказал о том, что ему постоянно являются Пресвятая Богородица, святые. Он болеет дистрофией и дифтерией, знает, что скоро умрет, очень много молится, давно раскаялся. Все же я предостерегаю его от подобных искушений. Любой человек должен воспринимать подобные видения с большой осторожностью, чтобы не впасть в прелесть.

* * *

nyrob2.jpg (11114 bytes)Староста православной общины в колонии-поселении, куда ехать еще двенадцать километров, – Владимир Литвинов. Он и пригласил нас в гости. Интересный человек, он известен не только среди заключенных, но и как лекарь далеко за пределами колонии. К нему едут лечиться даже из Перми, многих он исцелил и среди заключенных. Бывшие его пациенты пишут благодарственные письма, зовут к себе после освобождения. В основном Владимир лечит остеохондрозы, радикулиты, которыми страдают почти все осужденные, потому что работают на морозе на лесоповале.

Владимир похож на корейца, 50 лет, восточный тип лица, философский склад ума, отстраненный взгляд. Раньше он был блатным авторитетом. Уже в тюрьме начал изучать восточную философию, занимался медитацией, йогой. Через все эти оккультные науки пришел к православию. Сам детдомовский, крещен в детстве.

Рассказывает, что лечит молитвой и наложением рук. «Жалко людей, – говорит, – мучаются. Исцеляю не я, исцеляет Господь, а я прошу у Господа Бога Иисуса Христа, чтобы он простил мои грехи, молюсь за того, кто ко мне пришел, чтобы Бог ему грехи простил и даровал исцеление. Каждому говорю: «Молись, чтобы тебе Господь грехи простил». Главное – осознавать свое недостоинство... А радикулит – страшная штука».

Владимир специально пригласил нас к себе, чтобы посоветоваться с православным батюшкой по поводу правильности своего лечения – как видно, какие-то сомнения у него есть. «Здесь и без того хватает страданий, а ты помогаешь людям исцелиться», – успокоил его о.Савватий. Я пребываю в некотором смущении, потому что знаю, что такое радикулит и остеохондроз, в эффективность лечения за один сеанс верится с трудом. Впрочем, никакой беды в его лечении я тоже не вижу. Думаю, что призыв Владимира к покаянию для его соузников несомненно важнее телесного целительства. Поскольку призывает к раскаянию.

Увидев у него на стене резную икону Божьей Матери, спрашиваю: «Сам делал?» – «Это резал один татарин однорукий. Он в 93-м году из одного кедра вырезал эту икону и изображение трех богатырей. Три богатыря потом лопнули, а Богородица осталась, как и была. Такое маленькое чудо».

– Говорят, тебе удается и рак лечить?

– Я так думаю, что все болезни реагируют на состояние человека. Больные раком на уровне подсознания хотят своей смерти и включают в своем теле механизм умирания. А я через Бога, через близких людей стараюсь включить обратный механизм, стремление к жизни. Ко мне вот один больной приехал из города с раком пищевода, даже два глотка воды сделать не мог. Ему считанные дни оставалось жить. Его привезла жена, верующая, крещеная. Я три дня с ними встречался, говорил ему: «Ты где-то сильно нагрешил, тебе надо каяться, просить у Бога прощения. Тебя, – сказал, – любовь жены твоей спасет». Попросил его покреститься, исповедаться у батюшки. Через три дня он начал есть, поправляться. Сейчас они уповают на Бога, ждут полного выздоровления.

* * *

На следующий день путь наш лежал в женскую колонию строго режима УТ-389/28, что расположена недалеко от г.Березняки. Эта колония переполнена более чем вдвое, вместо 800 человек там сидят 1700. В основном все молодые девчонки, много наркоманок. Наша встреча с ними проходит в большом актовом зале. Незадолго до нашего приезда у них здесь проходил конкурс красоты «Мисс Вселенная». На стенах плакаты, целующиеся сердечки. Фотографии конкурсанток в неуставной одежде. Много молодых, ядреных, которым рожать бы да воспитывать детей, а они вместо этого сидят за колючей проволокой, в переполненных казематах с двойными нарами по сто человек.

На встречу пришли человек 200, все в платках, черных фуфайках. «Пока подходят остальные, давайте помолимся, – предлагает о.Герман, – отслужим водосвятный молебен за здравие всех ваших родных и близких, которые остались на свободе, а затем отслужим панихиду по усопшим. Вот вам тетрадь, ручка, запишите имена». Все ринулись записывать имена. Нашли большое ведро воды, поставили на лавку перед собравшимися. Отец Герман начал службу: «А вы чего сидите, у нас в православии пока что молятся стоя!» Все как одна послушно встали, и наступила такая тишина, что стало каждому слышно свое дыхание. А когда началась служба, многие из женщин заплакали. После водосвятного молебна, окропленные святой водой, все стали радостные, моментально разобрали святую воду, наливали стаканами, чтобы всем хватило, но, конечно, всем не досталось. После службы длинная очередь вытянулась на исповедь. Хотя священник к ним в колонию приехал в первый раз, среди женщин много православных. Как говорит о.Герман, «все мы верующие и православные, только некоторые еще этого не знают».

Перед посещением колонии майор ФСБ предупредил нас, чтобы мы не отставали от сопровождающей. Год назад одна сатанистка, подговорив еще двух осужденных, совершила в сатанинский праздник жертвоприношение – чулком в сизо задушили сокамерницу. На лбу и на теле жертвы написали сатанинские символы, три шестерки.

На территории зоны за железной дверью в отдельном двухэтажном корпусе вич-больные и «Туботряд № 13».

– Сюда заходить не будем? – спрашивает нас сопровождающая.

– Почему не будем? – удивляется о.Савватий.

– Заразиться можно! – предупреждает сопровождающая.

– Заразиться можно везде, мы не боимся, мы с Богом.

Больных очень много, тоже в основном молодые девчонки. В каждом помещении иконки, молитвенный уголок. Внимательно слушают, как надо молиться, как креститься, какие молитвы читать. И каждый раз нас не отпускают, провожая до дверей. Но сопровождающая торопит: «Все, девочки, пора, время» – и ведет дальше.

В жилых бараках заключенные напиханы как селедки в бочку. Но везде чувствуется, что здесь живут женщины. Абсолютная чистота и порядок. На железных спинках двойных кроватей висят узорчатые занавесочки. «Они у нас мастерицы, все умеют делать», – сопровождающая приводит нас в комнату отдыха, где на стенках демонстрирует детскую одежду, ползунки, распашонки, шлепанцы, с любовью вышитые и связанные обитательницами бараков. За десятилетия заключения они только так могут проявлять свои несбывшиеся материнские чувства: «У многих из них ребятишки дома сиротами остались».

Нет, проповедовать покаяние здесь должны женщины, а не мужчины, и о.Савватий обещает, что к ним будут приезжать монахини из женского монастыря...

* * *

Освятив после посещения колонии по просьбе начальника управления его кабинет, мы едем в Усольский монастырь, к матушке Ариадне.

Усолье – это бывшая усадьба Строгановых. Величественный архитектурный комплекс из десятков уникальных по красоте зданий и храмовых сооружений, расположенных на острове Камского водохранилища. Сестры впятером живут в двухкомнатной квартире на втором этаже неблагоустроенного дома. Но матушки Ариадны нет, уехала в Пермь по делам. Послушницы подходят под благословение к о.Герману, усаживают нас кормить.

Мы рассказываем им о тех духовных проблемах, которые существуют в женской колонии. Ситуация непростая: сестры и сами новоначальные, сами нуждаются в духовной помощи, да и дел по благоустроению обители хоть отбавляй. Только что им передали храм Николая Чудотворца, который предстоит реставрировать, и вот матушка Ариадна и ездит по добрым людям, ищет помощников. Но они откликнулись на наш призыв и согласились посещать женскую колонию.

Спросив наши имена, сестры записывают их в свой помянник. Время уже позднее, пора возвращаться в монастырь.

Е.СУВОРОВ,
наш спец.корр.

Пермская область


sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru