ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ
Со временем, когда в памяти зрения, слуха, сердца и разума отстоятся впечатления поездки, то, может, даст Бог что-то написать подробнее. Пока же вот о чем хочется сказать. Это было и очень тяжело, и очень радостно, так как страны, где мы побывали, так или иначе связаны с жизнью Спасителя, Его Пречистой Матери, пророков и первых апостолов. Незабываемо ночное восхождение на Синай – гору, где пророк Моисей получил скрижали Завета от Господа. Ясные и краткие: не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца своего и мать... Эти заповеди могли бы спасти людей, привести их к благоденствию и долгоденствию, если бы... соблюдались. Увы. Вспоминаю поездку, и рядом с высокой чистой нотой, звучащей у Гроба Господня, над Элеоном и Фавором, над струями Иордана, над пещерами святого Иоанна Богослова на Патмосе, над обителями святой горы Афон, над горными монастырями Метеоры – рядом со всем этим звучит низкая, грубая нота жадности и корысти. Вспоминаю груды, целые горы чемоданов на теплоходе и в аэропорту, вспоминаю, как большая часть паломников оживлялась лишь при слове «шоппинг», то есть времени посещения магазинов. Вспоминаю полчища назойливых продавцов, хватающих вас за руки в самых святых местах, вспоминаю шум и гам торговцев у храмов и уже почти в храмах, и такая странная мысль приходит в голову: зачем православным ездить в паломничества? Чтобы приобщиться к святости, оказаться поближе к Господу, ступая по тем же улицам, что и Спаситель? Да. Но не только для этого. А также для того, чтобы еще и «намолить» это место. Представьте, какие огромные стада людей, обвешанных кинофотоаппаратурой, каждый день, скучая, проходят по этой земле. С каким равнодушием, не испытывая никакого чувства благоговения, щелкают они «кодаками», снимая позирующих «на фоне» Гроба Господня своих приятелей и подружек. Да после таких равнодушных полчищ сколько монахов нужно, чтобы отмолить все это! К счастью, и среди туристов встречаются настоящие, молитвенно настроенные паломники. Если б не они, то эти места окончательно бы превратились в туристские объекты. Когда видишь в Иерусалиме наших православных прихожан, которым совершенно безразлично, к которой конфессии и кому сейчас принадлежит то или иное святое место – католикам-францисканцам, бенедиктианцам, грекам, русским, – а важнее им, как это место связано со Спасителем, то сердце радуется. Жива Святая земля, поскольку еще приезжают сюда живые люди. Мы ведь и в храм приходим не только за дарами Св. Духа, но также чтобы СВОЙ дар принести – молитву и поклонение. Без этого «багажа» нет смысла отправляться за тридевять земель к святыне. Владимир КРУПИН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |