ВРЕМЕНА


ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Папа Иоанн Павел Второй продолжает «поход мира».
На очереди Украина

Дранг нах Остен (Натиск на Восток)

Намерение львовских властей разрушить православный храм в городе обещает стать символом визита Папы Римского на Украину.

Речь идет о деревянной Свято-Владимирской церковке, которую президент Кучма назвал сараем. Она стоит на площади, которую намерен посетить Иоанн Павел Второй. Его будущий приезд стал поводом для греко-католиков потребовать сноса храма. Они называют его невзрачным, и это правда.

Из десятков православных церквей в городе были захвачены все, кроме двух самых плохоньких. Однако сейчас униаты считают, что нам довольно и одной. Участок, на котором стоит Свято-Владимирская церковь, планируется после ее уничтожения передать раскольникам из «Киевского Патриархата».

* * *

В России или во Франции православный и католик способны найти общий язык. Католические писатели, такие, как Честертон или Грэм Грин, режиссеры, подобные Занусси, любимы и в православном мире. В годы гонений отец Дмитрий Дудко, строгий консерватор, публично восхищался подвигом матери Терезы. Миллионы ее единоверцев и сегодня продолжают оставаться честными христианами.

Но нам никуда не уйти от памяти о той тысячелетней войне, которую Ватикан ведет с православием. От памяти о предательском захвате Константинополя и учреждения там Латинского Патриархата. О крестовых походах на Новгород и Псков и помощи туркам-мусульманам в борьбе с восточными христианами. О многовековом насилии римо-католиков над Западной Русью и австрийской частью Балкан, концлагерях Хорватии, где многие палачи имели сан священника Римской Церкви.

Это малая часть преступлений, которые иногда вызывали ответную реакцию православных властителей. Но именно ответную и не идущую ни в какое сравнение по масштабам.

И если Папа Римский действительно хотел бы мира, то он счел бы нужным покаяться в наши дни не только перед греками. Впрочем, даже этот шаг его буквально вынудил совершить Архиепископ Элладский Христодул. Именно так – прямым текстом – предложил попросить прощение.

И вот без всякого энтузиазма Иоанн Павел Второй произнес свое «простите», как на исповеди иногда проговаривается скороговоркой «грешен во всем».

Он как бы не догадывается, что наши старые раны и сегодня тревожат ежечасно пасомые им чада.

* * *

Два года назад Папа начал свой «поход мира» по православным странам, оставляя ощущение, что ступает по головам.

Даже в Румынии, где Папу встретили довольно тепло, послевкусие от его посещения было не самым приятным. Обострились отношения православных с униатами.

Пространства СНГ понтифик долго не решался почтить своим вниманием. Он даже дал обещание, что пока Русская Церковь будет против, он воздержится от поездок по бывшим советским республикам.

Но потом передумал. И когда Шеварднадзе пригласил Папу в Грузию – понтифик согласился. Патриарх Илия сначала был против. Ведь это был удар по его авторитету среди верующих, которые резко отрицательно относятся к подобным экуменическим шоу. Но затем Патриарх как бы смирился, не желая публично ссориться с президентом.

Папа приехал, уехал. В целом был весьма разочарован. Кавказцы в принципе гостеприимные люди, но не тогда, когда гостя им навязывают силой. В соборе Светицховели, по личному распоряжению Илии Второго, Папе преградили путь в алтарь.

Выводов из этого Ватикан не сделал. За Грузией последовала Греция, и вот теперь на очереди Украина. Предстоятели этих Церквей уже гласно просили не приезжать. И уже слепому видно, как иерархам выкручивают руки власти.

Приезд на Украину – это вообще серьезный удар по православию. Попытка уничтожения львовского храма – только малая часть беды. Принимая Иоанна Павла Второго, государство как бы де-факто смиряется с разбоем униатов на Западенщине, разгромом православных епархий, избиениями православных, одного из которых – церковного сторожа – греко-католики закололи вилами.

Добавим, что если Элладская Церковь в конце концов согласилась на приезд Папы, то Русская Церковь однозначно высказалась против.

Здесь следует отметить печальную тенденцию. Каждое последующее посещение Иоанном Павлом Вторым православных стран было скандальнее предыдущего. Приезд на Украину обещает вылиться в открытое противостояние.

Речь идет о том, что набирает полный ход новый крестовый поход против православия. Года три назад подобное развитие событий могло показаться невероятным. Но эти годы уже прошли. Это тем печальнее, что Иоанн Павел II является тем человеком, который вобрал в себя все лучшее, что есть в католицизме.

* * *

Основных причин, почему Иоанн Павел Второй так поступает, – две.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Европа стремительно расстается с католическими убеждениями. Закрываются, переоборудуются, сносятся храмы. Тысячи европейцев, не желая платить десятину, примыкают к менее требовательным конфессиям. Но дело не столько в деньгах, сколько в разочаровании. Одни обвиняют Ватикан, что его доктрина устарела, другие – что она слишком явно стремится модернизироваться. Правы, наверное, и те, и другие. Свежие заплаты нелепо смотрятся на старых, пусть и грандиозных мехах.

В этой ситуации люди, не желающие терять отношений с Богом, избирают либо ислам, либо православие. Известный византолог сэр Стивен Рансиман в интервью греческому журналу «Пэмптусия» заявил:

«Иногда, как бы это сказать, чувствую себя очень разочарованным в Западных Церквах. Однако радуюсь при мысли о том, что в будущие 100 лет Православие останется единственной исторической Церковью, которая будет иметь силу. Англиканская Церковь – в очень скверном положении, Римско-Католическая постоянно теряет свои позиции.

Но, к счастью, есть Православная Церковь. На меня производит большое впечатление увеличивающееся число тех, кто принимает Православие в Великобритании. Я верю, что оно предлагает человеку подлинную духовность, которую другие Церкви больше не могут передавать. Все это приводит меня к выводу, что Православие продолжит существовать, в отличие от других».

Католическая Церковь выработала несколько методов защиты от православия. Наиболее значимы попытки размыть ортодоксальное вероучение. С этой целью такие издательства, как «Жизнь с Богом», экспортируют на Восток тонны псевдоправославной литературы. В качестве примера можно назвать «Молитвенник», где нам предлагают поминать Папу Римского, а в толкованиях на Символ Веры опущено обсуждение догмата об исхождении Духа Святого.

Есть и другие методы. Каждый раз, когда мы жертвуем чистотой веры, то роняем престиж православия не только в России или Греции, но и в Западной Европе, которая устала от церковных новаций.

Следует уточнить, что миссионерская деятельность Православных Церквей Западной Европы равна нулю. Люди идут в православные храмы, званные лишь Богом. Поэтому контрудары, которые Ватикан наносит по нам, – это тяжба с Небесами, с Христом, спасающим Европу от полного безразличия к вере и исламизации.

* * *

ВТОРАЯ ПРИЧИНА, по которой Папа совершает свои визиты в православные страны, носит чисто политический характер. В годы холодной войны Иоанн Павел Второй был одной из самых влительных фигур в мировой политике, успешно расшатывая социалистический лагерь. Однако в последнее время Папа как политик оставался почти невостребован.

Поэтому он добивается права считаться лидером мирового христианства, человеком, способным реально воздействовать на политику таких стран, как, например, Украина или Румыния.

И ему это удается. Протестов православных мировая общественность в лучшем случае не замечает, в худшем – называет их одиозными. Зато встреча с Шеварднадзе или пышный прием в Бухаресте производят сильное впечатление. А посещение Украины может стать политическим триумфом Иоанна Павла Второго в глазах Запада.

Ответ православных

Впрочем, не было бы счастья, да несчастье помогло.

ax.jpg (6665 bytes)Итогом визита Папы в Грецию стала поездка главы Элладской Церкви Архиепископа Христодула в Москву. Это событие чрезвычайной важности. С 1922 года наши отношения с братьями-греками были далеки от идеальных. Тогда Вселенский Патриархат поддержал российских раскольников-обновленцев. После Второй мировой войны православных решил объединить Сталин, но это привело к еще большему отчуждению Церквей.

В последние годы мы вообще вплотную подошли к разрыву. Были опасения, что Элладская Церковь может одобрить планы Константинопольского Патриарха Варфоломея по захвату наших приходов на Украине.

И вдруг этой весной положение резко изменилось. После майской встречи Патриарха Алексия Второго и Архиепископа Христодула славяне и греки вдруг обнаружили, что стоят на пороге подлинного, полузабытого единства православного мира.

* * *

Расскажем подробнее о том, как это происходило.

Решение пригласить Папу в Грецию принял 24 января этого года президент Греции Стефанопулос. Он сделал это во время беседы с понтификом в Риме, причем даже сопровождавших президента журналистов это предложение застало врасплох.

Зам.министра иностранных дел Григорий Ньотис был так растерян, что заметил – выходка Стефанополуса не была согласована с правительством. Впрочем, в последующие дни премьер-министр и министр иностранных дел подтвердили, что приглашение остается в силе. Церковь немедленно выразила протест. Нашествие католиков-миссионеров на Грецию и деятельность униатов десятилетиями уничтожали все возможности для общения. В середине 70-х годов Архиепископ Серафим заявил, что не допустит появления в стране официальных представителей Ватикана. А в 92-м он же объявил персоной нон-грата папского нунция в Греции. Сегодня ситуация резко изменилась. Вступление Греческой Республики в Европейской Сообщество ограничило возможности сопротивления.

Что, впрочем, поначалу не помешало Архиепископу Христодулу заявить о возможном приезде Папы: «Если такой визит состоится... он будет безрезультатным. Более того, он приведет к усугублению сложившейся ситуации».

afp.jpg (15151 bytes)Особенно резкой была реакция Св.Горы Афон. 10 апреля все двадцать монастырей «монашеской республики» призвали православных всего мира молиться о том, чтобы нога Папы никогда не ступила на землю Эллады.

В самой Греции многие священнослужители дали обещание, что во время визита Папы церкви и монастыри будут убраны черными полотнищами, и колокола будут звонить в знак траура.

Однако давление на Церковь со стороны правительства оказалось слишком велико. По сути, приглашение Папы было крупномасштабной провокацией греческих властей, которые добиваются сейчас отделения Церкви от государства. Отказ Архиепископа Христодула принять Папу мог быть использован как свидетельство того, что Церковь в силу своей отсталости связывает руки правительству.

* * *

В итоге Христодул согласился встретиться с Папой, но при этом полностью, по всем пунктам переиграл своих прогрессивных противников. Он подчеркнул, что не допустит в ходе визита понтифика совместных молитв и прочих акций, не согласных с православным учением, тем самым превратив встречу с Иоанном Павлом Вторым в исповедание православных канонов.

Но особую ярость властей вызывало то, что Архиепископ Христодул предложил Папе попросить прощения у православных. Обычно такая инициатива исходит от самого Иоанна Павла Второго. В данном случае формально-вежливого жеста доброй воли не получилось. Понтифик потерял контроль над ситуацией.

Помимо этого, согласившись встретиться с Папой на своих условия, Архиепископ открыл себе двери в Западную Европу. Он доказал, что является крупнейшим политиком в Греции, способным подняться над общественными страстями, продолжая владеть положением дел. А страсти разгорелись нешуточные. Многие здания в Афинах были обклеены плакатами, в которых Иоанн Павел Второй назван не иначе как «апокалиптическим зверем». В центре столицы состоялась демонстрация, участники которой скандировали: «Папа, вон!» и несли различные антикатолические лозунги. Наиболее радикально, как ни странно, отнеслись к приезду Папы в Грецию анархисты. Они взорвали бомбу в Афинах. Ответственность взяла на себя группировка «Борьба против власти», которая считает, что престарелый понтифик ответственен «за бойню на Балканах». Особого ущерба, как и было запланировано, взрыв столице не нанес.

Власти пытались уверить гостей, что протестуют группы экстремистов, но даже государственное телевидение Италии отметило, что население Афин встретило Папу очень холодно.

Самой живописной подробностью приезда Иоанна Павла Второго в Грецию стал эпизод с целованием земли. Понтифик делает это во всех странах, куда прибывает с визитом. Однако на этот раз было специально оговорено, что целования не будет.

Папа согласился, но все равно поступил по-своему. В аэропорту к нему подбежала некая монахиня Анна с землей на блюде, и Иоанн Павел Второй ее, как бы в забытьи, уважил. Нет никаких сомнений, что случившееся заранее было спланировано Римской курией. В Афинах Папу охраняли, как нигде, и какие-либо нежелательные сюрпризы были в принципе невозможны. Кого-то эта шутка в духе «ни голая, ни одетая», наверное, развеселила.

* * *

Довольно любопытно вел себя в дни визита Папы Вселенский Патриарх Варфоломей – один из самых горячих сторонников диалога с Католической Церковью.

Приехав в Грецию, он посетил те епархии, которые номинально ему подчиняются, пригласив на встречу в городке Ксанти всех греческих архиереев. Из 30 человек приехали 13. Несчастливое число.

Странное путешествие Патриарха Варфоломея по северу Греции сопровождалось резкими нападками на предстоятеля Элладской Церкви и попыткой убедить журналистов, что именно он – Патриарх Варфоломей – является главой православного мира.

Церковные круги оценили это как обиду на то, что многие из международных информационных агентств представляли Блаженнейшего Христодула лидером православных.

Кроме того, Патриарха задел тот факт, что Папа пригласил Архиепископа Христодула в Рим, пообещав передать ему частицу мощей святого апостола Петра.

Варфоломей попытался напомнить миру, что именно «Вселенская Патриархия была основоположником так называемого экуменического движения, которое стремится к приближению и сотрудничеству пока еще разделенных, к сожалению, христиан».

В Афинах Варфоломей так и не рискнул появиться, а Архиепископ Христодул от общения с ним уклонился, узнав, что Константинопольский Патриарх публично его распекает.

5 мая Блаженнейший Христодул был уже в России.

* * *

В Москве Предстоятель Элладской Церкви окончательно определил свое отношение к Вселенскому престолу. На пресс-конфренции в Москве Блаженнейший Христодул четко и ясно дал понять, что действия Патриарха Варфоломея, вторжение на каноническую территорию Русской Церкви в Эстонии и планы по Украине являются нарушением православных канонов.

Узы крови, которые связывают Архиепископа Христодула с Патриархом Варфоломеем, уступили место пониманию того, что нам, православным, объявлена война.

Светские лидеры, Ватикан, Вселенская Патриархия откровенно сплотились в первые дни мая, чтобы дать бой «православному фундаментализму» в Греции.

Та же история, с тем же раскладом сил должна повториться в июне на Украине.

То есть объектом нападения избрана не конкретно Элладская или Русская Церкви – а Православная Церковь в целом.

* * *

Посещение Архиепископом Христодулом России длилось беспрецедентно долго – 9 дней. На встрече с Патриархом Алексием предстоятели высказали общую позицию по балканской проблеме, договорились активизировать обмен студентами, признав равными дипломы учебных заведений обеих Церквей, и т.д.

Затем глава православных греков встретился с Президентом Путиным и принял участие в праздновании Дня Победы, отметив:

«В годы второй мировой войны Русская Православная Церковь возглавила борьбу своего народа с фашистскими захватчиками. Элладская Церковь и греческий народ воздают честь и славу защитникам России».

То, что демонстрация единства между греческой и славянской ветвями православия совпала с днями празднования Победы над нацизмом, – весьма символично. Чем сильнее нас бьют, тем крепче мы становимся.

В.М.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru