МЕСЯЦЕСЛОВ

КУСОЧКИ ХЛЕБА

«Родимый Батюшка, что посоветуешь нам ныне? Ведь ты на небесах, а мы, как прежде, – здесь. Оставив нас, растаял ты в глубинной, прозрачной синеве небес...» – такие слова сложили духовные дети о протоиерее Валентине Мордасове (1918-1998), чью память мы отмечаем 19 июля. «Ушел Батюшка, – вздыхает одна его духовная дочь. – Но с нами он по-прежнему. Теперь в этих батюшкиных тетрадках. Здесь батюшкин хлеб, кусочек за кусочком, сколько удалось собрать...»
     Проповеди, стихи о.Валентина из этих сохранившихся тетрадок наша газета публиковала и раньше. Сегодня печатаем его избранные слова на евангельские чтения за полугодие – с июля по декабрь. Сказаны они были совсем незадолго до смерти.

hleb.jpg (11234 bytes)Отверстые врата

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В сегодняшнем Евангелии говорилось о том, как Господь в пустыне благовествовал и учил, а народ слушал Его весь день. Ни зной, ни холод, ни голод не отвлекали их. И тогда Господь сотворил чудо пяти хлебов.

Бывает, что люди тяготятся проповедью, зевают, занимаются другими делами, а здесь большая толпа слушала весь день. Ныне же люди говорят, что это мука. Проповедник, говорят, себя мучает и других. А ведь это хлеб нашей души! Даже если слушающие или читающие проповедь не понимают ее смысл, они получают освящение, страх Божий, научаются. Это заставляет думать о Боге, умягчает сердце, исправляет нрав, прогоняет бесов. Понимая Слово, нужно нести его жаждущим. Наказание последним людям будет лишение Слова Божия.

Простой народ с утра до вечера слушал Слово Христа. А потом, как говорится в Евангелии, слушавшие Слово и вкусившие хлеба Господня бережливо собрали 12 корзин кусков. Вот и нам нужно собирать в наши корзины пищу нетленную: чтением Евангелия, молитвой, чтением Псалтири.

Обратите внимание на пищу, дарованную Господом. Это просто хлеб и рыба, а не фрукты, арбузы, ягоды, торты, шоколады, от которых одно услаждение греховное, а пользы мало. Грех сосать всякие сладости (леденцы) – это гортанобесие. Не объедайся едой, оставляй место Святому Духу.

Хлеб, мед и навоз вкушаются. Мед вкушают молящиеся, хлеб – молчащие, навоз – ворчащие и осуждающие. Не забывай по трапезе говорить: «Господи, спасибо, другие этого не имеют». Император, вкусивший сухарика у святого подвижника, восхитился чудесным его вкусом. А почему? Сухарик был приправлен молитвою и благостию. Имей бережливость в питье, одежде, пище. Вот пример Божьей копилки: жена просит на покупки у мужа столько-то, он дает немного меньше, остальное – в копилку. И так во всем, где можно, всю жизнь. А перед смертью этот хозяин позвал священника, отдал копилку. На эти деньги построили больницу. И с этим добрым делом он предстал пред Господом.

Вот сколько уроков дает нам сегодняшнее Евангелие. Аминь.

Июль. Праздник Ап.Петра и Павла.Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Сегодня мы читали, как Иисус Христос беседовал с лодки с людьми. По окончании беседы Он велел Петру закинуть сети. Взяли столько рыбы, что не могли поместить в лодку. Перед этим ап. Петр сказал: «Господи, мы сегодня трудились всю ночь, но напрасно, но по Твоему слову закинем сети». Так и в нашей земной жизни бывает. Прожил человек, протрудился, а пришел с пустыми руками, и вот открывается перед ним Вечность, но закрывается Царство Божие. Трудятся напрасно и иноверцы, т.к. одна истина, один Бог, одна вера. Князь литовский Вита-католик видим был в аду. Случается, однако, что и не православный человек может получить спасение за дело милосердия. Известен один магометанин, который был милосердным: он выпускал птиц, купленных на рынке, выкупал христиан из неволи и др. Вот этот человек, хоть в Рай не попал, но от мук избавлен. Верующий, только соблюдающий обряды, или верующий только в душе, не церковный человек, – для него закрыто Царство Небесное. Ропот в церкви перечеркивает все труды. Исповедь – хорошее дело, но сокрытие грехов ведет к осуждению. Племянница игуменьи, молодая, красивая, благочестивая, внезапно скончалась и попала в ад за неисповеданные блудные мечтания. Прозорливый священник видел при исповеди, как змеи падали изо рта у человека, но одна большая то показывалась, то уходила обратно, так и осталась, потому что грех этот не исповедался. Будем же жить и трудиться не напрасно. Аминь.

20 июля.Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Сегодня в Евангелии читалось, как Иисус Христос идет к озеру и Его встречают двое бесноватых. В них был легион злых духов – до 6 тысяч. Они имели огромную силу, разрывали цепи, не пропускали людей ходить к селению. Злым духам хотелось остаться на земле, а не идти в преисподнюю, и они просились войти в свиней. Иисус Христос позволил им это для наказания иудеев, разводивших свиней вопреки закону. Когда духи были изгнаны, человеки исцелились. Но люди были очень корыстны и просили Господа уйти от них.

Святые Отцы предсказывают, что в конце времен силы сатанинские воз-растут. Бесноватые будут в семьях, даже среди служителей церкви и в их семьях, среди учащихся духовных училищ. Это усиливается из-за отсутствия веры среди людей, колдовства, заговоров и пр. Бесы приблизились настолько, что сливаются с человечеством. Наседает враг, постоянно возбуждает злые мысли, чувства, творит зло через людей злых. Подвижники боролись с раздражительностью молчанием, с гордостью – смирением, с рассеянностью – чтением Слова Божия, со скукой – молитвой, со смехом – поклонами, также они хороши и при расслаблении, дремоте. Оскорбление от людей врачуется молитвой за обидчика, стыд на исповеди – открытием помыслов... Потому и нам следует не просит Господа отойти, подобно жителям Гадары, но, наоборот, приблизиться и спасти нас, чтобы не погибнуть нам, как свиньям Гадаринским. Аминь.

Колесница на Небо

Август. Сегодня первый день Успенского поста. Пост нужен и полезен: обуздывает грех, изгоняет бесов. Пост и молитва делают человека небесным, радуют ангелов.

Внимай себе, постись со смирением, после еды ощущай голод. Постись глазами, языком, слухом, ходи чаще в храм, внимай себе в мыслях, словах – это оружие разит злобу, это колесница на Небо, умилостивление Господа. Безумен постящийся телесно, но не воздерживающийся в злости. Берегись измерять пост воздержанием от пищи. Диавол тоже не ест, но грешит. Владея желудком, владей языком. Хлеб и вода никому не вредны. Кто не в силах поститься – возмещай духовным деланием. Цель поста – частое причащение Христовых Таин. Сам Господь постился тайно. Пост уменьшает силу греха, живущего в теле. Постом мы доказываем, что больше любим Бога, чем плоть. Пост – это пища для души. Не забудь спросить, чему научил тебя этот пост. Аминь.

Август. Успенский пост.В сегодняшнем Евангелии рассказывается случай об исцелении бесноватого отрока. Отец его приводил к ученикам, но они ничего не могли поделать: он падает в огонь и воду, мучается. Когда привели его, Господь исцелил и сказал: «О роде, неверный и развращенный». Остановимся на этих словах. Почему «неверный»? Потому, что веры мало. Мы теряем веру, потому злой дух овладевает людьми.

Избегай общения с неверующим. Как заговорят плохо – беги. Даже посещать больных надо умело, чтобы не причинить себе вред, духовный убыток, опасайся духовной заразы. С кем поведешься: со святым – освятишься, с развращенным – развратишься. Бог – церковь, мир – сатана.

Когда вода течет по соли или краске, то становится соленой или окрашенной. Так и человек впитывает в себя все из окружающих. Потому бесы и говорят, что в последние времена дети будут развращеннее родителей. В детской исповеди дети теперь каются в таких же грехах, как и взрослые. Кино, телевизор их развратили. Люди стали беззащитны от бесов, болеют почти все. Что же делать? Как защититься?

Святыня защитит от беса и колдуна, а жизнь безгрешная – защита главная. Сейчас даже отчитка не помогает, если не исправляется жизнь. Вера и добрые дела спасут. Защита в Иисусовой молитве, Святом Евангелии, святынях (святая вода, масло, икона и др.). Псалтырь – бесов изгоняет, как и труд. Праздного искушают 100 бесов. Храм Божий, крест – броня для человека от бесов. Вот что главное для укрепления веры и что поможет нам всем спастись. Аминь.

Август. Успение Пресвятой Богородицы. От каждого праздника мы берем пример для подражания. От кого же нам поучиться, как исполнять заповеди и волю Божию, как не от Матери Божией. Чем же Она привлекла внимание Отца Небеснаго? С 3-х лет Она жила и воспитывалась в храме. Чем же Она занималась? Делом дел – молитвой, в ней главная сила, занималась также и чтением священных книг, трудилась, шила одежды, рукодельничала, работала в послушании, беседовала со служителями храма. Она мыслила о Боге и была трудолюбива.

Матерь Божия дала обет девства и хранила его всю жизнь. Была довольна жизнью – это главная добродетель. Благодарила Господа. Вот бы и нам не жаловаться и быть довольными.

Третья добродетель – смирение. На него Господь и призрел. Совершенство без смирения невозможно. Бог судит нас не по делам, а как мы их делаем – по смирению, мыслям, чувствам, с которыми работаем. Она же славила Господа: «Величит душа Моя Господа». Это высшая добродетель. Есть три степени молитвы: прошение, покаяние, благодарение. Благодарение – высшая степень. Сколько Она страдала, терпела, переносила напраслину? И мы, живущие в последние времена, только терпением спасаемся.

Она сострадала бедным – по Ее просьбе было совершено в Канне чудо. Незадолго до смерти Она завещала Свою одежду вдовицам и сиротам. Вот и нам надо стараться при жизни творить милостыню, которая на мытарствах поможет нам. Вот так Святая Дева учит нас жить и умирать. Аминь.

Август. Воскресенье. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Всю эту неделю до следующего воскресенья празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Мы брали уроки нравственности из жизни Пр. Богородицы, сегодня поговорим о Ее погребении. В наше время мы видим, что при погребении усопших не соблюдают поста, пьют водку и пр. Посмотрим, как же происходило погребение Божией Матери. Одр с телом подняли, и шествие пошло к месту погребения. Первым шел Иоанн Богослов, неся пальмовую ветвь, далее шли верующие со свечами, пели псалмы. Положили одр во гроб, продолжая песнопения. Древний обычай – нести тело усопшего на руках – соблюдается и у нас. Это выражение любви к усопшему. Народ собирается для молитвы и прощания с усопшим. Ныне не так. Похороны великолепны, богаты, как у Евангельского богача, не он не получил желаемого. Ныне гробы украшают охапками цветов, а у Матери Божией – пальмовая ветвь несена пред гробом. Недостойно украшение гробов цветами, лучше молитва, милостыня, дела милосердия за усопшего. Самому также надо готовиться к смерти благотворением. Крест на могиле освящает ее. Праведник не нуждается в памятнике, нужны икона и свеча, но не фотография. Благочестивая жизнь и заканчивается благочестивым погребением. Аминь.

Крест

Сентябрь. Праздник Воздвижения Креста Господня.Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Слава, Господи, Кресту Твоему честному. Сегодня один из самых больших праздников. В первые века и мысли не было найти древо Креста Господня, т.к. сразу началось гонение христиан. В 326 г. Господь внушил царице Елене мысль отыскать Крест Господень.

Теперь человек, крещаясь, получает крест, умирая – тоже крест. На церкви крест. Если нет креста, она не живет. Все таинства совершаются крестом: миропомазание, покаяние, евхаристия, соборование. Чем мы отличаемся от неверующих? Мы освящаем себя крестным знамением, тогда Иисус Христос встает между нами и Отцом Небесным, и на исповеди прощаются нам грехи. Многие стесняются носить крест на шее, пришивают к одежде, прячут, не стесняясь при этом блуда и греха. В бане верующая сняла крест. Рядом мылась колдунья, заметила, предложила потереть спинку. Пролежала верующая двое суток от порчи, без движения. Опасно даже минуту быть без креста. Еда без креста и молитвы может быть опасной.

Крестное знамение надо накладывать аккуратно, благоговейно. Иоанн Златоуст говорит, кто суетно творит знамение, такому маханию бесы радуются, а правильный крест видят ангелы и веселятся. Каждое утро и вечер освящай крестным знамением каждый член свой с молитвой Иисусовой, а сердце во Имя Отца и Сына и Святаго Духа трижды. Итак, мы теперь знаем, кто хочет Царствие Божие стяжать, должен почитать Крест Господень. Аминь.

kldc.jpg (3840 bytes)Веревка разума

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святая Церковь в первые века наставлялась святителем Иоанном Златоустом. Он родился в 347 г. в Антиохии. Мать его – вдова с 22 лет, все положила на воспитание сына. Она понимала, что главное – вечная жизнь, и потому воспитала сына в вере и благочестии. Иоанн Златоуст сделался чтецом, потом диаконом, потом архиепископом. Имея хорошее воспитание, он и сам обладал даром наставника, был замечательным проповедником. Много претерпел скорбей и скончался в день воздвижения Креста Господня. «Слава Богу за все» – его последние слова, он благодарил Бога за все гонения и переживания. Некто из священников хотел узнать, где Иоанн Златоуст находится по смерти. Он увидел всех святителей, но Златоуста среди них не было. И Ангел Господень сказал: «его нельзя видеть: он у Престола Господня, там, где Херувимы и Серафимы, за перенесение скорбей с благодарением».

12 томов написано святителем, и мы обращаемся к нему для духовного просвещения и в молитвах. Один верующий подарил батюшке том сочинений Иоанна Златоуста, сказав, что сам пытался читать, но ничего не понимал. Воистину слово твое, как колодец, но веревка нашего разума коротка. И все же надо черпать из этого источника мудрости. Аминь.

Октябрь. Праздник Покрова Божией Матери. Ни о ком так не печется Божия Матерь, как о России, за ее простоту и любовь ко Господу. Отсюда мы можем взять урок, как молиться, чтобы молитва дошла до Господа. Нужно молиться дома и по пути в церковь. Подойдя к храму, сделай 3 поклона: «Вниду в дом Твой, поклонюся Храму Твоему Святому». Ангел церковный записывает к началу пришедшего и до конца достоявшего. Придя, поклонись: в будни земным поклоном, в праздники – поясным. Кланяйся не показно, с молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго, без числа согреших – прости», с Иисусовой молитвой и т.п.

Не беспокой молящихся, не толкайся, к иконам подходи в перерыв (до начала или после службы), не ходи по храму и к иконам во время проповеди, причастия. После службы из храма беги, чтобы не нагрешить. Не суди, по дороге не пустословь, не заходи никуда. Придя домой, хорошо почитать, не сразу приниматься за мирское. Не ходи в магазин, на базар – сразу уничтожишь молитву. В Божией Церкви не поднимай очей своих. Когда приходят посторонние мысли – щипни себя. Кто ропщет на длительные службы, уподобляется допотопным людям. Хочешь чисто молиться – не знай новостей, не хвались, соблюдай глаза, молись в сокрушении. Если нет возможности быть в церкви, то молись дома часа два, пока идет служба в церкви (воскресные или праздничные дни). Читай 40 раз «Господи помилуй». Вспомни все заповеди – тебе молиться о них. На Херувимской не стой на коленях, поклон клади при входе и выходе священника. Не выделяйся показным благочестием. Перед входом в церковь «правило» читать обязательно.

«Убедись,что ты зол»

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Уже мы знаем, как молиться в церкви, но есть такой грех, который уничтожает и молитву, и добрые дела. Это осуждение, как ржа. По какой причине я осуждаю? Потому что не познал себя. Безумно оставить мертвеца (душу) и плакать о чужом мертвеце. Когда мы покроем согрешение брата, и Бог нас покроет, и наоборот. Короткий путь покаяния. В чем кого осудишь, в том и сам побудешь. Язык осуждающего – злее ада, т.к. ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых, и добрых. Заниматься своей душой, узнать самого себя – самое трудное и полезное. Много хотим знать: что делается в другом городе, стране и т.д., а в себе не разбираемся.

Если хочешь быть добрым, убедись, что ты зол. Следить надо за мыслями, чувствами и желаниями своими, как корнями наших злых слов и дел. Кто не обращает внимания на свои грехи, тот разузнает о чужих грехах. Берегись осуждающего, как моровой язвы, чтобы не погибнуть.

Как же отучиться от осуждения? Для этого есть молитва Ефрема Сирина, читаемая в Великом Посту. Вот и читай ее каждый день утром и вечером, полностью и по частям, в любое время, особо «Даждь мне, Господи, зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен во веки веков». Назначай поклоны себе в осуждение за этот грех, помолись об осужденном тобою, гордость свою уничижи укорением, воспоминанием своих грехов. Так вот и должны победить эту страсть к осуждению, уничтожающую нашу молитву и добрые дела. Аминь.

Октябрь. Суббота. Сегодняшнее Евангелие рассказывает, как Господь наш Иисус Христос видел Левия на мытнице. У него была должность мытаря – сборщика налогов. Мытари брали больше положенного, делали неправду и за счет этого обогащались. Господь пришел спасти грешников, и вот Левий-Матвей сделался Евангелистом.

Мы тоже нынче работаем на разных должностях, потому что человек должен приносить пользу людям. Хорошо работать в церкви или возле нее, но, работая в Храме, не возносись. Вот некие певчие решили, что если они поют, то им райские места уготованы, но этого мало, надо и жить по-райски. Из одного источника не может истекать горькая и сладкая вода, так и из одних уст не может истекать молитва и сквернословие. Потому, занимая святую должность, будь свят, следи за собой, своевременно кайся при согрешении.

Легкое иго

Ноябрь. Праздник Казанской Божией Матери. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Матерь Божия произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди». Почему же Она удостоилась быть Матерью всего рода человеческого? За смирение. Если и бесу дать смирение, он станет Ангелом. Как может спастись старый, бессильный, нищий, неграмотный, слабый здоровьем человек? Смирением. Это величайшее благо. Треть ангелов отпала через гордость, первые люди согрешили через гордость. Сам Господь Иисус Христос смирил себя аж до смерти крестной; умывал ноги своим ученикам. Матерь Божия была смиренна. Иоанн Креститель считал себя недостойным развязать сапог на ноге Иисуса Христа, когда Он пришел креститься. Ап. Павел, когда тонул в лодке, сказал Господу: «Выйди от меня, я человек грешный». Сотник, большой начальник, считал себя недостойным принять Господа в доме своем. Жена Хананейская считала себя наравне со псами, блудный сын признал себя недостойным названия сына, сказал отцу: «Сотвори меня как наемника». Ап. Павел считал себя наименьшим апостолом и первым грешником. Апостолы не приписывали никогда себе исцеления, все творил Господь их руками. Макарий говорит нам о царедворце, который приготовил прекрасный обед, но не посолил. Мы также можем делать хорошие дела без смирения. Это все равно, что обед без соли.

Ноябрь. Суббота.Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В сегодняшнем Евангелии Господь беседовал с народом о жизни вечной, когда пришли Мать Его и братья к Нему. Ему передали это. Тогда Иисус Христос не прекратил беседу, но показал на народ и сказал: кто слушает Меня и исполняет волю Божию, тот Мне брат и сестра, и мать.

Мы все любим родственников, но бывает любовь законопреступная, когда в угоду им мы нарушаем Закон Божий. Например, срочно съездить повидаться с родственниками в С.-Петербург в посту, встретить Новый год, где обязательно застолье, водка, песни, пляски и т.д. «Кто любит их, тот не достоин Меня. Я для таких принес меч – отделить мать от дочери» и т.п. Вот эти слова Господа надо помнить. Идет разделение в семьях из-за веры: зачем ходить в церковь? Читать? Молиться? Через родственников действует враг, и родственники делаются врагами, т.к. они предлагают свою волю вопреки воле Божией, стремятся подчинить нас своей воле. К детям пришла мать вечером. Сидят, смотрят телевизор, в раковине – гора грязной посуды. Мать вымыла, вошла в комнату. «Как хорошо, мамочка, что ты пришла, а нам все некогда». Слово за слово. Ссора. Бывает и наоборот. Излишняя привязанность к родителям, требующим исполнять их греховные желания, толкает человека на грех: поиграй с нами в карты, пойди с нами в кино и пр. Исполняй желания родителей, но не во вред душе и воле Божией. Если беседа уклоняет от Богомыслия, найди предлог прекратить ее. Пусть все оставят тебя, только бы Бог не оставил, не лишил вечного блаженства. «Не вас бегаю, но дел ваших», – говорил монах Арсений. На небе одна воля, а здесь тысячи воль. Враги человека – домашние его. Аминь.

Ноябрь. Суббота.Часто спрашивают: как спастись, как угодить Богу? Царствие Божие нудится – встань рано с постели. Ты недоволен: в толпе трудно молиться, или плохо поют, или другие мысли – помни, Царство Божие нудится. Дома, если что-то сказано или сделано неприятное, вспомни – Царствие Божие нудится. В домашних что-то неприятное – прикажи себе возлюбить их. Примирись с товарищем, обуздай сердце гордое. Если никто не замечает трудов твоих, еще и выговор получаешь, вспомни, что все доброе и честное идет с трудом – Царствие Божие нудится. Если ты учитель и ученики твои плохо учатся, не печалься, трудись, наставляй, не поднимай сердца на гнев, с кротостию и любовью просвещай и наставляй – помни, Царствие Божие нудится. Трудящимся дается Царствие Божие. Борись. Воинствуй. Побеждай. Только когда умрешь, увидишь, как легко твое иго было.

Ноябрь.Не раз мы говорили и верующие знают о законе «по нужде». Возьмите, например: помер младенец некрещенный, но можно было покрестить. По нужде это можно и в больнице любому человеку, но правильно. Причастить перед смертью не могли из-за рвоты, но по нужде можно причастить и малой частицей и исповедать. В поезде верующий заменяет утреннее и вечернее правило Иисусовой молитвой или другими по нужде. В опасности, скорби, болезни можно причаститься и по первому дню говения – по нужде. Земные поклоны при болезни можно заменить поясными. Работать в праздник по нужде тоже приходится: покормить скотину, за больным убрать и т.п. И на работе можно, но высчитай заработанное и отдай на нужды храма или бедному. Проспал утром – читай правило по дороге по нужде. Если в церковь не ездил по нужде (в праздник), молись два часа дома. Часто по нужде прерываются молитвы (открыть дверь, кто-то пришел и др.), тогда остановись, а потом продолжи с того же места. Фотографии ради славы и самолюбия греховны, но по нужде – на документы – можно сфотографироваться. Брюки женщинам по нужде можно надеть, например, работает на высоте. Даже обман иногда допускается по нужде, если он может предотвратить спор, ругань, драку. Но вот что главное. Там, где нет нужды – там все исполняй в точности, ни чем не оправдаешься, если не исполнишь. Аминь.

Увидеть незримое

Ноябрь. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодняпраздник Арх. Михаила и прочих небесных сил бесплотных. В этот день мы чтим своих Ангелов-Хранителей, во св. Крещении Господом нам дарованных. Наш Ангел-Хранитель всегда с нами, если мы не отгоняем его смрадом грехов своих. Мы молимся ему утром и вечером. Он дает нам ответы на все наши вопросы и недоумения, как поступить, и если мы его послушаем, то исполним волю Пославшего его, и в душе воцарятся мир, покой, благодать (так мы познаем на земле Царство Небесное). По нашей кончине Ангел встречает нас, чтобы проводить по мытарствам. В житиях святых мы читаем, что Ангелы – это первые и лучшие духосовершенные творения Божии: они бестелесны, невидимы, но достойным могут явиться на короткое время видимо. Их бесчисленное множество, они не равны, но все довольны своим положением, и низшие безропотно повинуются высшим, и все повинуются арх. Михаилу, князю Ангелов. Неплохо бы и нам перенять такое устройство, тогда бы не было возмущений в нашем обществе ни против правительства, ни друг против друга. Ангелы без дела не бывают. Они постоянно славят Бога, слушают наши молитвы, приносят их к Господу, они служат Ему, охраняя города, страны и нас, грешных.

Послушаемся Ангела – отвратимся от зла. Если же не послушаемся, то вспомним юношу, который скрылся в дверях непотребного дома, оставив у дверей его своего Ангела, а тот стоял и плакал. Ангел – не ответчик за наши грехи. Когда мы предстанем перед Богом, то самим придется отвечать и за грехи, и за то, что Ангела своего не слушали.

Можно ли собственным опытом убедиться в своем Ангеле-Хранителе? Многие знают о нем и желают видеть его из любопытства, но союза с ним не ощущают. Причина тому – невнимание. Церковь учит нас призывать Ангела-Хранителя молитвой (их много). 1-ый день недели – понедельник – посвящается призыванию Ангела-Хранителя (молитвы Ангелам на каждый день читайте наследующей странице). Удаление от грехов привлекает Ангела-Хранителя, укрепляет его живой союз с человеком. Ангел может отогнать опасность, предостеречь, озарить ум тайной мыслью, утешить. Помнить о нем, общаться, достигнуть союза нужно поддерживанием чистой совести и духа. Однако нельзя искушать Господа безмерным упованием на Ангела-Хранителя, как пытался враг человеческий искусить Господа нашего Иисуса Христа, поставив Его на высокой башне. Теряет человек своего Ангела, если он падает, ожесточается в злобе и нераскаянии. Тогда к нему открывается доступ ангелов тьмы. Но и в этом случае можно вернуть своего Ангела искренним раскаянием. Тогда радость великая на небесах. Увидим своего Ангела-Хранителя в смертный час. Каждая душа тогда узнает его. Для одних это радость, для других – печаль и угрызения совести. Возблагодарим же Господа за то, что, как к малым детям, приставил Он к нам Своих небесных служителей. Возблагодарим, чтобы свидание с ними было нам на радость и утешение. Аминь.

* * *

Спрашивает человек Батюшку: «Батюшка, а ты видел Бога?» – «Глазами не видел, но человек не видит воздух, а жить без него не может, так и я не могу жить без Бога».

О мудрости

Декабрь. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В сегодняшний день Св. Церковь вспоминаетСв. Вмчц. Екатерину. Красной нитью в житии ее проходит то, что у нее была мудрость. Споря с 52 мудрецами, она превзошла их. Есть мудрость мирская, она не одобряется, ибо сказано: будь юродив. Мирской мудрец считает: если человек ходит в церковь – делать нечего; подает милостыню – деньги девать некуда и т.д. Некогда спорили старцы: какая из добродетелей высшая: вера, надежда, терпение, пост, смирение? Св. Антоний сказал, что все они важны, но каждая из них нуждается в рассуждении, т.е. в мудрости.

Мудрость творит добро. Из 10-ти дев в брачный чертог вошли только пять, имевших мудрость и рассуждение. Св. Пимен говорит, что один рубит дерево целый день, другой срубает его враз. Св. Филарет, митр. Московский, на просьбу братьев дать им монаха в настоятели монастыря сказал, что не может, т.к. не имеет человека, духовно мудрого. Монахиня обратилась к прп. Герасиму, сокрушаясь, что не имеет духовного опыта и рассуждения. Ответил он ей, что это приобретается как наука: начиная с азов до высших понятий. Нужно читать, общаться с мудрыми. Сейчас много хорошего молодого священства. Умны, начитанны, но пока не мудры. Мудрость – уметь вовремя сказать и промолчать. Воздержание – признак мудрости. Мудрость нужна в деле спасения. Мудрость в смирении. В одном монастыре сказали братья: «Наши уста смердят от поста, Псалтырь мы знаем наизусть, но что требует Бог, не имеем (мудрого смирения)». Мудрость в мире с ближним. Мудрость во многом совете. Раньше неграмотные люди спасались советами мудрых, духовно опытных старцев. Важно все делать с рассуждением. Если нет старцев, книгами святыми наставляйся. Совет с 2-3 разумными поможет найти правильное решение. Зло не примет мудрости. Кротким дается благодать.

Иногда знание в погибель человеку. Много знаем таких ученых, которые все знают об устройстве мира и Вселенной, а о своей душе – ничего. Всю жизнь учись мудрости. Не имей старца прозорливого, но опытного, и тот научит, как избавиться от вечных мук и достигнуть блаженного спасения.

В храмах стоят простые люди. Однажды спросили у бесноватой: «Кого боишься здесь?» – «Не люблю и боюсь здесь Наталью». А Наталья – простенькая, добрая, скромная старушка, ничем на вид не примечательная. Мирская образованность (ничто в глазах Божиих) не дает нам право получить Царство Божие. Если ты грамотен, образован, используй это во славу Божию. «Самое большое доброе дело в твоей жизни – ты подал Евангелие страннику», – сказал Ангел человеку.

Знание воли Божией выше всех земных знаний, а исполнение ее – самое высшее благо жизни.

Живая вода

Очень большая сила у Евангелия. Это живая вода, источник жизни, духовное утешение. Строки Евангелия наполняют душу блаженством. Оно хранится в алтаре на Престоле, читают его стоя, на середине храма, ему поклоняются. Оно живет и пребывает вовеки. Ни одна книга так не согревает душу, как Евангелие. Оно имеет силу, теплоту, которая через ум очаровывает сердце соприкосновением с Христом. Мы слышим речь Господа с каждой страницы. Освященное сердце познает красоту добра. Кто не читает Евангелия, тот не знает Христа.

Мой духовный о.Евгений рассказывал: «Пришел человек, говорит: Я не верю в Бога, хоть и хочу быть верующим». О.Евгений благословил на прочтение Евангелия. Пришел снова, принес Евангелие, говорит: «Все равно не верю, но что-то там есть». Благословил второй раз и в третий также, но когда пришел уже в четвертый раз, сказал: «Вот, теперь верю». Так Евангелие изгнало беса неверия. Ранее Евангелие учили наизусть, носили на шее, потому что оно говорит нам о самом главном – о Царствии Небесном. Мы часто проявляем интерес к газетам, журналам, романам и не интересуемся книгой, по которой будем судимы. Читая его утром после молитв, мы увеличивает силу благодати, исцеляем душу. Некоторые говорят: одно и то же, зачем читать повторно. Но хлеб же мы едим ежедневно тот же и не ропщем. Читай Евангелие медленно, в молитвенном настроении, читай его в нужде, т.к. оно имеет силу утешать, изливает отраду в сердце, дает совет самый полезный, указывает путь ко спасению. Аминь.

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

eskom@vera.komi.ru