ВОПРОС-ОТВЕТ



 ГОСПОДЬ НАКАЗЫВАЕТ,
ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИТ

pafn.jpg (4807 bytes)На вопросы читателей сегодня мы попросили ответить директора православной гимназии, старшего священника сыктывкарского храма Рождества Христова о.Пафнутия Жукова.

Первый вопрос наш корреспондент задал на волнующую всех тему: как он, будучи священником, относится к трагическим событиям в Америке?

– Терроризм – это наиболее подлое насилие, которому подвергаются невинные люди, – ответил батюшка. – Он отвратителен и неприемлем во всех его формах. Но это – по меркам западной цивилизации. А фундаменталистский и ваххабистский «джихад» – это отказ христианскому миру в праве на существование. Об этом открыто заявляют лидеры исламистов. Они призывают к войне с безоружными людьми. И для меня, честно скажу, самыми страшными были не кадры руин в Нью-Йорке, а сцены праздника в Палестине, когда, узнав о гибели десятков тысяч мирных граждан, палестинцы пели и танцевали от радости. Для меня это стало знаком войны двух цивилизаций.

И, конечно, в борьбе с международным терроризмом, на который должны быть подняты международные же силы, методы непротивления неприемлемы. Терроризм должен уничтожаться везде и всюду. Это условие выживания мировой цивилизации в XXI веке. Вопрос только в том, как в борьбе с этой чумой XXI века нам самим не встать на путь террора и необдуманными действиями не привести к глобальным конфликтам. Рассуждения президента США Джорджа Буша меня в этом смысле беспокоят. Из беды нужно извлекать нравственную пользу. Это – то полезное, что можно приобрести, когда безопасности и благополучию нанесен тяжелый ущерб.

Террористические акты в Америке – это не только крупнейшая в мире катастрофа и гибель тысяч мирных жителей, но и акт войны, которую объявил мир исламского фундаментализма (уже практически вытеснивший традиционный ислам) западной христианской цивилизации. Мы с вами живем в эпоху третьей мировой войны. Для нас она началась в Афганистане и, подобно раковой опухоли, сейчас расползлась по горячим точкам.

Александра Ильинична Громова из деревни Слуда Вологодской области спрашивает: «Как надо относиться христианину к участию в спортивных соревнованиях? Ведь спортсмен меньше всего думает о духовности, изнуряя себя, загоняя иногда до смерти в стремлении победить любой ценой. Почему Патриарх Алексий благословляет спортсменов на Олимпиады?»

– Для многих Олимпийские игры – это просто праздник, я на это так смотрю. Вообще ведь спорт православным людям не возбраняется, просто занятия им не нужно делать целью своей жизни. Главная цель христианской жизни – это стяжание Святого Духа. А среди святых, мы знаем, были и спортсмены. Тот же самый Нестор – борец, который победил в единоборстве язычника – силача Лия. Многие православные святые не были чужды ни физическому труду, ни физическим упражнениям.

– Александра Ильинична также просит разъяснить, что значит Страстная Божия Матерь. Священник посоветовал ей молиться этой иконе, но она под словом «страстная» понимает «страсти», «грехи».

– Страстная Божия Матерь – это значит страждущая, видящая мучения Сына Своего на Кресте. Это отображено и в акафисте этой иконе. Страсть здесь означает страдание. Католики, к примеру, так и называют свои мессы – «страстями»: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну». В них запечатлены страдания Иисуса Христа, Его крестные муки за грехи людей.

Некоторые ревнители меня спрашивают, можно ли употреблять слова с приставкой бес-, якобы в таких словах присутствует нечистая сила. Я привожу им пример: вот наши батюшки только что сходили на демонстрацию фильма о благочестивой семье Царя-батюшки. Что же, раз они были на ДЕМОНстрации – все попали под влияние демона? А если посмотрели бы БЕСплатно, то что – они бесновались бы?

– Кстати, как вы относитесь к этому фильму (речь идет о фильме «Романовы. Венценосная Семья»)?

– Фильма я не смотрел, ничего сказать о его художественных достоинствах не могу. А вот о том, что Государева Семья была образцом христианской семьи, я знаю точно от своего предка Ивана Кузьмича Вевякина, который служил личным секретарем Государыни на яхте «Штандарт». Он оставил в нашем роду воспоминания о Царской Семье, как о людях благочестивых, высоконравственных и высокодуховных.

– Александр Петров из Сыктывкара просит разъяснить, чем христиане отличаются от каннибалов, потому что христиане, по его мнению, едят тело и кровь своего Бога?

– Так могут говорить только язычники или мусульмане, которые все понимают буквально. Тело и кровь Христову мы вкушаем под видом хлеба и вина. Так преподал Сам Господь на Тайной Вечери, прежде чем отдал Себя в жертву ради искупления грехов всего человечества. Он преломил хлеб и дал ученикам, сказав: «Приимите, ядите – сие есть Тело Мое», а дав им чашу, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Хлеб и вино претворяются в плоть и кровь Господню во время литургии по молитве священника, всех предстоящих и верующих в храме Божием. Господь желает спасти нас, поэтому и нисходит в Святые Дары, чтобы каждый из нас мог принять в себя Бога.

Следует понять, что, помимо внешней части таинства, когда человек вкушает святыню, в сокровенном его значении происходит как бы обратное: Бог Сам впитывает в себя наше человеческое несовершенство, чтобы Своим всемогуществом усовершенствовать и преобразить человеческую природу. Об этом апостол Павел говорит: «Не я живу, а живет во мне Христос».

Под видом хлеба и вина в нас входит благодать Святого Духа, которая соединяется с нашим телом и нашей кровью. Мы знаем, что Святые Дары для обличения маловерных людей иногда принимали вид человеческой крови и мяса, – кто не верил, что это действительно Тело и Кровь Христовы. Такие случаи описаны в житиях многих святых. У праведного Иоанна Кронштадтского описан подобный случай, когда один студент с неверием и усмешкой приступал к Святым Дарам, – на глазах они превратились в настоящие тело и кровь, и только по молитве праведника произошло их обратное превращение.

Настоящие Тело и Кровь Христовы никто из христиан не мог бы воспринять. Это таинство – великая тайна Божьего претворения, и говорить-то о нем надо шепотом.

Надежда Молоковская из деревни Усть-Вага Архангельской области прислала целый список волнующих ее вопросов, на которые просит ответить священника. Она спрашивает: «Можно ли про себя молиться перед и после приема пищи, чтобы не шокировать гостей или мужа, и надо ли креститься?»

– В окружении язычников христианин не должен противопоставлятьсебя другим. А с другой стороны, Господь говорит: «Кто отвержется от Меня перед людьми, того отвергнусь и Я перед Отцом Моим». Мы должны понимать, что исповедовать Христа – это обязанность христианина, и что, неся в мир слово Божие, проповедуя своим христианским благочестием Христа, мы всегда вызываем ненависть у неверующих, потому что мы «не от мира сего». Все по словам Божиим: «Будете ненавидимы за имя Мое». Стыдиться веры мы не должны, но чтобы лишний раз не заострять на себе внимания, можно прочитать молитву про себя. Но при этом нужно обязательно перекреститься, видимым образом наложить на себя крестное знамение.

– Если муж категорически против моих молитв утром и вечером, можно ли не молиться и будет ли это грех?

– Можно помолиться про себя: тихонечко отойти в угол и помолиться. Можно и не на коленочках.

– Можно ли дома молиться с непокрытой головой и в «трудные дни» у женщин?

– Молиться можно везде и всегда: и сидя в ванне, и лежа на кровати, и на работе. «Молитесь непрестанно», – говорит апостол. Для этого необязательно каждый раз надевать платок. Быть без платка – не помеха для молитвы. Но когда вы встаете на утреннее и вечернее правило, желательно вставать с покрытой головой.

– Какие обязательные молитвы надо читать утром и вечером? Можно ли читать не все?

– Можно читать не все, если времени действительно в обрез. Но желательно, чтобы были прочитаны молитвы Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю и чтобы прозвучало, по крайней мере, исповедание повседневных грехов.

– Что делать, когда ребенок бьется в истерике из-за чего-то и тебя даже не слышит?

– Действительно, есть такие состояния у детей, когда они ничего не слышат и не видят. Мы сами, взрослые, будучи в истерике, не слышим ни вопросов, ни вразумлений. Поэтому надо оставить его и отойти, пока он не успокоится и не будет в ином состоянии. Когда ему можно будет что-то говорить, тогда все с любовью и объясните.

– У меня дочери два с половиной годика. Хочу спросить – как с малого возраста воспитывать детей? Можно ли их бить рукой, наказывая за непослушание? Как воспитать детей в порядке и уважении?

– Разумеется, мы должны воспитывать детей любовью, но Господь тоже нас наказывает – именно потому, что любит. Поэтому наказывать – это обязанность родителей. Но ведь наказывать можно не только поркой, наказывать можно ограничением в общении, запрещением любимых игр, сладостей, развлечений. А есть еще наказание – ожиданием наказания. Мы говорим ребеночку: «Сегодня вечером ты будешь наказан, если не исправишься». Это переживание для ребенка бывает важней наказания. У меня как-то дети спрашивают: «Где у человека находится совесть?» Дети все воспринимают буквально, им все надо увидеть, пощупать. Раз у человека есть совесть – значит, она где-то должна быть. Даже из Писания мы знаем, что совесть находится в груди. Когда люди каялись, то они ударяли себя в грудь, как тот мытарь, который ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Но также мы знаем, что для пробуждения совести у детей иногда надо им всыпать совсем по другому месту.

Следующий вопрос у Надежды как раз про себя: как удержать себя от гнева, если даже не можешь уйти и помолиться, – так тебя «заносит»?

– Вот как раз по этому поводу святые отцы говорят: «Когда остывает печь, на нее сползает змея». Кто не читает постоянно молитву, тот подвержен всем страстям. Нужно непрестанно творить молитву Иисусову и прежде чем ответить, нужно помолиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешную», – глядишь, и гнев пройдет, и ответ будет умудренным. Когда гнев постоянно живет в сердце, туда и молитва не входит.

– Можно ли в Великий пост на дне рождения у подруги есть «запрещенные» продукты животного происхождения? Грех ли это?

– Грех рисоваться в гостях, отказываться от угощения. Если хозяева не христиане, то, может быть, и не нужно смущать их своим поведением, потому что, отказавшись от блюда, которое подруга специально готовила для гостей, вы можете сильно обидеть ее. Так же и в дороге нет греха для непостной пищи. А вот у себя дома нужно соблюдать пост со всей строгостью.

– Можно ли на исповеди отдать священнику записку с перечислением грехов, не произнося их? Что будет, если ты забудешь во время исповеди про какой-то грех? Простится ли он тебе, или надо снова потом каяться?

– Бывает, что люди забывают какие-то грехи и пишут на бумажке. Конечно, если вместо вас их прочитает священник, греха в этом нет. Если забылся какой-то грех, его нужно исповедовать снова, чтобы он не остался на совести.

– Можно ли стричь волосы девушке и красить их? Грех ли это? Или челку одну остричь, а остальное растить? – задает последний вопрос Надежда Молоковская.

– Стричь волосы можно, лишь бы соблюдать в этом меру и не уподобляться дикарям, изменяя свой естественный облик. Как раз окраска волос в неестественные цвета неприемлема для христиан. Это показывает наше неуважение к тому образу, к которому мы призваны Богом. А стрижка – это естественное дело. Если мы обрастем и перестанем следить за собой, перестанем причесывать волосы и мыть их, то это ведь тоже не будет угодно Богу.

Записал Е.СУВОРОВ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru