ПОДРОБНОСТИ

 

НА ПРАЗДНИКЕ СИЛ НЕБЕСНЫХ

На необычном празднике в Норвегии побывал на днях настоятель
Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии
архимандрит Трифон (Плотников).

trifon.jpg (8986 bytes)– Лютеранский пастор Стейен Овесен посетил наш монастырь в прошлом году, – рассказывает о. Трифон. – Поэтому мой визит в норвежский город Вардё в области Финнмарк, где пастор является благочинным, можно назвать ответным. Из России на праздник пригласили также хор из преподавателей и учащихся музучилища Мурманска. Кое-кто из них поет в православном храме.

Вообще у Архангельска давние связи с городом-побратимом Вардё. Городок этот небольшой – около 3 тысяч жителей. Почти пятьдесят из них – русские. Именно этот факт стал для меня, человека в общем-то не очень любящего разъезжать по заграницам, решающим. Кстати, в семье бывшего советского офицера, норвежца по корням, Владимира Ивановича и его супруги Александры Тимофеевны Гонипровских и довелось мне прожить эти дни с 28 сентября по 1 октября.

Проводить праздник в честь Архангела Михаила решили здесь еще в прошлом году, назначив для этого день 29 сентября.

Чтобы понять, сколь необычен такой праздник для норвежцев, нужно вспомнить, что в лютеранстве почти нет почитания святых и Небесных сил. Если об их покровительстве и говорят, то чисто символически. А нынче, возможно, немалую роль сыграл искренний интерес норвежского пастора к православию – совсем недавно он побывал в греческом монастыре Метеора, подвижническая жизнь в котором – на скалах – произвела на него большое впечатление. Думаю, не случайно в своем богослужении Стейен использовал православное кадило с ладаном, что уж совершенно необычно для протестантов.

Особый смысл празднованию святому Архангелу Михаилу придали и обсуждающиеся в Вардё планы объявить город норвежской «столицей ведьм». Дело в том, что рядом находится гора Думен, где, по преданию, когда-то собиралась на шабаш нечистая сила и где в средние века сожгли 80 «ведьм». Теперь все это предполагается использовать в целях привлечения туристов, потому как морские лайнеры с туристами причаливают здесь дважды на день – утром и вечером.

Вероятно, пастор Стейен имел в виду установлением христианской традиции празднования Небесному Воинству как раз противостоять этим планам.

– Что было в программе праздника?

– Состоялась небольшая конференция – на ней мною сделан непродолжительный доклад о православной традиции почитания ангелов и архангелов. Присутствовал на специальном богослужении по случаю праздника, на котором читались места из Библии, касающиеся ангелов... Но, понятное дело, традиций какого-то народного празднования в Вардё нет, традиция только создается. И, видимо, решили, что пригодится и православный опыт.

– Вы общались с русскими там? Это православные люди?

– Назвать их верующими пока сложно – они тянутся к вере. Но были среди них те, кто пожелал исповедаться. Много расспрашивали меня о православии: почему так часто крестятся на православном богослужении (у протестантов пастор только один раз – в конце богослужения – осеняет крестом). Когда для русских жителей Вардё мы стали совершать богослужение – поставили стол, иконы, хор пришел, – спрашивали, как молиться: стоя или сидя? То есть это, на первый взгляд, простой вопрос – конечно, во время богослужения в русских церквях стоят. А когда на службе множество норвежцев, привыкших молиться сидя, а ты вроде как у них в гостях?..

– И как вы вышли из положения?

– Договорились, что по моему знаку в тех местах, где можно, молящиеся будут садиться.

– Совместные богослужения были?

– Не было. Хотя, конечно, ехал в Норвегию с определенными опасениями, как бы, в шутку говоря, «на заклание»: можно было предположить, что предложат такое совместное служение (толком программы пребывания до самого приезда не знал). А мой отказ могли воспринять как невежливость...

– Ваше общее впечатление от наших северных соседей?

– Впечатление двоякое. С одной стороны – опрятность, чистота. Даже там, где развал, развалено это аккуратно, достаток, по нашим меркам, чувствуется везде. К этому быстро привыкаешь и по возвращении, конечно, видишь разницу. Принимали очень доброжелательно, кстати сказать, я всюду был в подряснике, и хотя такое у них не очень принято, люди хорошо к этому были расположены. С другой стороны – все-таки земля чужая, чужбина...

В целом от знакомства с Норвегией впечатление такое, что это государство родственной нам христианской культуры. Те же этические, христианские, общекультурные истоки, что и у нас. Может быть, сказывается и то, что связи между Северной Норвегией и Поморьем имеют очень давние корни. Во всяком случае, когда уже в России на мой рассказ о поездке кто-то высказал мысль, что вместо «столицы ведьм» в Вардё достопримечательностью могла бы стать новопостроенная православная деревянная церковь в честь Михаила Архангела, это не показалось мне таким уж несбыточным.

Записал И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru