СЛОВО ТАЙНА СВЯТОГО ГРААЛЯ Святой Грааль – одна из наиболее возвышенных и прекрасных средневековых легенд, сложенных на христианском Западе о чудесной Чаше счастья и бессмертия, которую охраняют бесстрашные рыцари. Рыцарем Святого Грааля был и легендарный Лоэнгрин, спасший от смерти прекрасную принцессу Эльзу фон Трабан. Согласно легенде, Святой Грааль – это чудесный храм-дворец, в котором хранится Великая Святыня Мира – Чаша, содержащая Кровь Иисуса Христа, собранную ангелами при Его страданиях на Кресте. Воспетая первоначально в творчестве уличных жонглеров и трубадуров, в средневековой литературе легенда о Граале появляется в рыцарских романах Вальтера Мапа и стихотворном романе Робера де Борона о рыцаре Парсифале. Легенда сообщает и о чудесном городе святых, в котором хранится Великая Святыня Мира, и о мудром пресвитере Иоанне, который правит этим городом.Теперь поговорим о том, что в этой легенде правда, а что вымысел. Правда то, что Святой Грааль есть и что он – Великая Святыня Мира. Правда, что Его хранят святые и ангелы, вооруженные огненными мечами, – отсюда и возник романтический образ хранителя Грааля – доброго рыцаря Лоэнгрина, неизвестно откуда являющегося на призыв о защите чести и справедливости. Правда то, что Чаша Грааля дарует бессмертие и хранит Святыню Мира – спасительную Кровь Самого Иисуса Христа. А неправда в том, что Святой Грааль до сих пор не найден. Великую Святыню Мира видели многие христиане и даже не только видели, но и причащались из Нее, о чем говорится в пророческом псалме царя Давида: «Чашу Спасения прииму и Имя Господне призову» (Пс. 115, 4). Это пророческое песнопение звучит на каждой литургии, в каждом православном храме. В том, что православные христиане причащаются ТОЙ САМОЙ спасительной Святыни, которая была пролита за нас на Кресте, нет никакого сомнения. Об этом мы имеем свидетельства не только апостольские, но и Самого Иисуса Христа, совершившего с учениками первое таинство Священной Евхаристии и сказавшего им: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). И для нас народная легенда о Святом Граале, несомненно, лишь возвышает значение этого величайшего из таинств. Вспомним и то, что для рядовых католиков причащение спасительной Крови Христовой до сих пор является проблемой. Но остается нерешенным вопрос о том, кто же послужил прообразом того самого легендарного «пресвитера Иоанна», возглавляющего «город святых»? Поскольку легенду о Святом Граале мы можем уверенно датировать ранним средневековьем, то, вероятнее всего, источником ее возникновения могли послужить рассказы западных путешественников и участников первых крестовых походов о Святом Граде, основанном Константином Великим. Крестовые походы, воодушевляемые идеей освобождения Гроба Господня из рук сарацин, как известно, начались в конце XI века. Именно в это время европейское рыцарство получает мощнейший импульс христианской романтики, который, обрастая причудливыми легендами, сохранился на многие века. И до времени своего падения в XIII веке Царьград (тот же Константинополь) оставался признанным мировым центром христианства и поражал воображение великолепием множества уникальных храмов. А наиболее прославленным из предстоятелей Константинопольской Церкви был, несомненно, один из создателей Священной литургии, великий отец Церкви, святитель Иоанн Златоуст (347-407 гг. от Р.Х.), на боговдохновенные проповеди и огласительные беседы которого собирались многие тысячи людей, разнося по всему миру в своих умах и сердцах возвышенные отзвуки его учения о Чаше Спасения. Как мы знаем из Жития великого святителя, будучи истинным выразителем духа Христова, он в качестве пастыря особенно бережно заботился о тех труждающихся и обремененных, которых с безграничной любовью призывал к Себе Сам Спаситель. Вероятно, именно память о великом учителе Церкви, ставшем для многих поколений христиан удивительным примером пастырской мудрости и милосердной любви, бережно сохранялась в сердцах простых людей христианской Европы, постепенно преображаясь в народную легенду о пресвитере Иоанне. Думается, что сегодня, когда страны Запада вновь вдыхают полной грудью воздух рыцарской романтики крестовых походов и уже указывают обнаженным мечом на «проклятых сарацин», нам особенно важно постараться раскрыть значение древних символов. И, быть может, не нужно будет в поисках счастья и благоденствия уничтожать половину мира, ибо то, что мы ищем, может оказаться совсем рядом. Вспомним, что сказано: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Священник ПАФНУТИЙ Жуков На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |