СЛОВО

ТАЙНА СВЯТОГО ГРААЛЯ

Святой Грааль – одна из наиболее возвышенных и прекрасных средневековых легенд, сложенных на христианском Западе о чудесной Чаше счастья и бессмертия, которую охраняют бесстрашные рыцари. Рыцарем Святого Грааля был и легендарный Лоэнгрин, спасший от смерти прекрасную принцессу Эльзу фон Трабан. Согласно легенде, Святой Грааль – это чудесный храм-дворец, в котором хранится Великая Святыня Мира – Чаша, содержащая Кровь Иисуса Христа, собранную ангелами при Его страданиях на Кресте. Воспетая первоначально в творчестве уличных жонглеров и трубадуров, в средневековой литературе легенда о Граале появляется в рыцарских романах Вальтера Мапа и стихотворном романе Робера де Борона о рыцаре Парсифале. Легенда сообщает и о чудесном городе святых, в котором хранится Великая Святыня Мира, и о мудром пресвитере Иоанне, который правит этим городом.

Теперь поговорим о том, что в этой легенде правда, а что вымысел. Правда то, что Святой Грааль есть и что он – Великая Святыня Мира. Правда, что Его хранят святые и ангелы, вооруженные огненными мечами, – отсюда и возник романтический образ хранителя Грааля – доброго рыцаря Лоэнгрина, неизвестно откуда являющегося на призыв о защите чести и справедливости. Правда то, что Чаша Грааля дарует бессмертие и хранит Святыню Мира – спасительную Кровь Самого Иисуса Христа. А неправда в том, что Святой Грааль до сих пор не найден. Великую Святыню Мира видели многие христиане и даже не только видели, но и причащались из Нее, о чем говорится в пророческом псалме царя Давида: «Чашу Спасения прииму и Имя Господне призову» (Пс. 115, 4). Это пророческое песнопение звучит на каждой литургии, в каждом православном храме.

graal.jpg (3294 bytes)В том, что православные христиане причащаются ТОЙ САМОЙ спасительной Святыни, которая была пролита за нас на Кресте, нет никакого сомнения. Об этом мы имеем свидетельства не только апостольские, но и Самого Иисуса Христа, совершившего с учениками первое таинство Священной Евхаристии и сказавшего им: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). И для нас народная легенда о Святом Граале, несомненно, лишь возвышает значение этого величайшего из таинств. Вспомним и то, что для рядовых католиков причащение спасительной Крови Христовой до сих пор является проблемой.

Но остается нерешенным вопрос о том, кто же послужил прообразом того самого легендарного «пресвитера Иоанна», возглавляющего «город святых»? Поскольку легенду о Святом Граале мы можем уверенно датировать ранним средневековьем, то, вероятнее всего, источником ее возникновения могли послужить рассказы западных путешественников и участников первых крестовых походов о Святом Граде, основанном Константином Великим. Крестовые походы, воодушевляемые идеей освобождения Гроба Господня из рук сарацин, как известно, начались в конце XI века. Именно в это время европейское рыцарство получает мощнейший импульс христианской романтики, который, обрастая причудливыми легендами, сохранился на многие века. И до времени своего падения в XIII веке Царьград (тот же Константинополь) оставался признанным мировым центром христианства и поражал воображение великолепием множества уникальных храмов.

А наиболее прославленным из предстоятелей Константинопольской Церкви был, несомненно, один из создателей Священной литургии, великий отец Церкви, святитель Иоанн Златоуст (347-407 гг. от Р.Х.), на боговдохновенные проповеди и огласительные беседы которого собирались многие тысячи людей, разнося по всему миру в своих умах и сердцах возвышенные отзвуки его учения о Чаше Спасения. Как мы знаем из Жития великого святителя, будучи истинным выразителем духа Христова, он в качестве пастыря особенно бережно заботился о тех труждающихся и обремененных, которых с безграничной любовью призывал к Себе Сам Спаситель. Вероятно, именно память о великом учителе Церкви, ставшем для многих поколений христиан удивительным примером пастырской мудрости и милосердной любви, бережно сохранялась в сердцах простых людей христианской Европы, постепенно преображаясь в народную легенду о пресвитере Иоанне.

Думается, что сегодня, когда страны Запада вновь вдыхают полной грудью воздух рыцарской романтики крестовых походов и уже указывают обнаженным мечом на «проклятых сарацин», нам особенно важно постараться раскрыть значение древних символов. И, быть может, не нужно будет в поисках счастья и благоденствия уничтожать половину мира, ибо то, что мы ищем, может оказаться совсем рядом. Вспомним, что сказано: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Священник ПАФНУТИЙ Жуков

sl.gif (1638 bytes)

назад

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

eskom@vera.komi.ru