ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
«ЖИВИ РЯДОМ – И СПАСЕШЬСЯ»В ответ на статью о блаженной Марии Хотольской, опубликованной в прошлом номере газеты, в редакцию на имя автора пришло письмо от Аллы Спиридоновой из Воркуты, с чьих слов и был записан этот рассказ о старице. В письме она дополняет публикацию и вносит некоторые уточнения.
«Спаси тебя, Господи, за публикацию о Марии Хотольской. Но в твоей статье есть некоторые неточности, возможно, из-за моей забывчивости и из-за спешки, с которой происходил наш разговор.
Владыка Лев неоднократно приезжал к матушке, и по его указанию ей привозили мешки с сахаром, крупами, мукой – может, и сам привозил. Возле матушки спасалось множество людей, всех надо было кормить, каждому паломнику она что-то давала от себя с христианской любовью. Хотя все ей что-нибудь да привозили.
Иноки приезжали по благословению из Иверского монастыря, что под Валдаем, на озере Валдайском Новгородской епархии, и из Святогорского и Псково-Печерского монастырей Псковской епархии поучиться у матушки терпению и смирению.
Икона Иверской Божией Матери греческого письма мироточила в доме матушки пять раз, вся она была в маслянистых подтеках и постоянно благоухала. Говорят, что эта икона из часовни, в которой жила матушка, когда была молодой, с монашкой. В настоящее время эта чудотворная икона в епархии у владыки.
Полное имя блаженной – Леонтьева Мария Павловна, а почила она 11 декабря 1998 года, вероятно, на 93-м году жизни. Даты рождения не знаю.
В последние годы к матушке многие обращались с вопросом: «Как спастись?» Она отвечала: «Оставь суету, приезжай сюда, живи рядом – и спасешься». Думаю, что мысль поставить такую келью из досок была Свыше, чтобы показать приезжающим в автобусах паломникам пример смирения и терпения. За все старица говорила: «Слава Богу». На фотографии в газете, где я с матушкой, на подушке виден зонтик. Им защищали матушку от дождя, поскольку крыша из досок вся протекала. Как-то я спрашиваю матушку: «А ты видела ангелов или Богородицу?» – «Нет, не видела. Видела много света, столько, что и смотреть не могла, и аромат сильный». – «А бесов?» – «Этого добра сколько угодно». – «Страшные?» – «Мерзкие, только я их не боюсь. Они ко мне не заходят, я их через дверь вижу (т.е.через простынь, которой была ее келья занавешена), а если заглянут, я их Иисусовой молитвой гоню. Они не всегда страшные – и красивые бывают. Сегодня заглядывал красивый, а я-то знаю, что нечистый».
Старица не пользовалась электричеством. Еду готовили во дворе на огне, в ее келье стояла буржуйка, освещение было от керосинового фонаря или от свечи. Она считала электричество «сатанинским огнем» или «бликом».
Матушка с трепетом в голосе вспоминала времена Иоанна Кронштадтского, хотя сама его никогда не видела, и очень радовалась просфорам и свечкам, которые я ей привозила из монастыря на Карповке, где почивают мощи праведного Иоанна Кронштадтского.
Похоронена Мария на кладбище Хутынского монастыря недалеко от родителей владыки Льва, но не рядом. Свое монашеское правило (четыреста Иисусовых молитв) она исполняла несколько раз в день по четкам, которые на фотографии видны на потолке кельи. Четки представляли из себя пластинку, на которую наклеены кусочки черной ткани в десять рядов по десять штук.
В Хотолях сейчас живут по благословению владыки Льва Ирина, Сергей и Василий, они хранят это святое место как память о матушке.
С любовью о Господе, Алла».