ВЗГЛЯД ОГОРОДНЫЕ СНЫ26 октября Президент России подписал Земельный кодекс. Закон о продаже и покупке земли вступил в силу Итак, 1 миллиард 709 миллионов гектаров государственной земли России (12,5 процента обжитой территории всей планеты Земля) теперь могут быть поделены на отдельные участки и проданы навсегда любому гражданину нашей страны, а также иностранцу, у которого есть деньги ее купить. Права землевладельца практически безграничны. Вот несколько положений кодекса. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка (ст. 261 п.3), в том числе лес, водоемы, природные недра. | | Прокладка эксплуатационных линий, линий электропередачи и связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения и мелиорация без согласия хозяина земли запрещена (ст. 274). | | Землевладелец получает право возвести или разрушить на своем участке любую постройку (ст. 263, 272). | | Никто, даже местная и верховная власть, не сумеет изъять или выкупить землю у собственника, если он этого не захочет. Цену и все условия выкупа земли всегда определяет владелец (ст.279-282). | На самом деле – это переворот. Наверное, не сразу и не так явно, но многое в нашей жизни изменится. Переиначится отношение к той самой земле, по которой мы ходим, на которой живем. Плохо это или хорошо? Не знаю... Лично для меня очевидно только одно: переворот происходит при полном равнодушии большинства россиян, будто происходящее их не касается. Конечно, можно объяснить это телевизионным внушением. Когда «продавливали» закон в Думе, то с голубых экранов всячески успокаивали население: купля-продажа затронет лишь несколько процентов площади России, в них не входят пахотные земли и т.д. Это действительно убаюкивало, и уходило сознание того, что за «а» последует «б», что решается главный, принципиальный вопрос: чья она, земля, отныне – Божья, народная или чья-то частная. Но не стоит преувеличивать могущество «пиара». Большинству-то и в самом деле все равно. Если честно признаться, меня тоже как-то не очень трогает происходящее. И этого я боюсь... Факт: если меня не греет мысль о частной собственности, то эта самая собственность обойдет меня стороной. Не я, а кто-то другой станет драться за кусок России. И, скорее всего, это будет капиталист-иностранец или какой-нибудь выходец из южной республики, где еще сохранились традиции частного владения. Они, что ли, станут хозяевами земли, по которой я хожу? * * * Однажды в архиве ФСБ я просматривал дела репрессированных священников и мирян. Обратил внимание на вырезки из газет в какой-то папке. Это была любовно подобранная коллекция сообщений о земельной политике. В одной статье от 8 апреля 1918 года, написанной белогвардейским журналистом, говорилось о земельной реформе «белого» Всероссийского правительства: «Такая большая реформа может быть проведена волею всего народа... по окончании междоусобной братоубийственной гражданской войны». Были там вырезки и из советских газет. Собирал их сыктывкарец, прихожанин Стефановского собора. Земельная реформа для него не была пустым звуком, за что и поплатился. «Коллекция» стала вещественным доказательством его преступления против советской власти. Помнится, я тогда подумал, что не понимаю этого православного человека. Как не понимаю своего деда Филиппа Воробьева, рязанского крестьянина. Он справно воевал против германца в Первую мировую, но когда услышал, что на его рязанщине землю дают, воткнул штык в галицийскую землю и пошел домой. Земли он не получил, напротив, лишился всей собственности, и лошади, и коров. В 50-е годы всей собственностью в семье Воробьевых была одна коза, которая кормила младенца – моего старшего брата. У матери-то молока не было из-за послевоенного голода. Во двор приходили уполномоченные и требовали налог на «частную собственность». Налог был столь велик, что казалось, легче зарезать козу. Дед мой был еще жив, сидел посреди двора, заросший бородой, и, подслеповато щурясь (глаза были испорчены еще немецкими газовыми атаками), говорил: «Ты не спорь, Дуняша, с властями нельзя спорить...» Мать моя уехала на Север, завербовавшись на ЛДК. Здесь не было мягкой рязанской земли-матушки, только одни камни. Не было собственности. Квартира – казенная, овощи – магазинные. Огороды иметь не разрешалось, поскольку поселок был «городского типа». Здесь я родился. И что же такое для меня «частная собственность на землю»? Пустой звук. Я не знаю, с чем это едят. И таких, как я, – миллионы. Между тем надо как-то определяться... Мир меняется, и нам в нем жить. Что же такое частная собственность, как ее согласовать со своей совестью, волей, верой? * * * То, чего нет в житейском опыте, можно пополнить книжным знанием. Обратился я к русским религиозным философам. В статье «О частной собственности» И.Ильин пишет: «Частная собственность вызывает в человеке инстинктивные побуждения и духовные мотивы для напряженного труда, она развязывает личную инициативу и тем укрепляет характер... Частная собственность научает человека творчески любить труд и землю, свой очаг и родину. Она выражает и закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура. Она единит семью, вовлекая ее в собственность. Она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному приятию природы и мира». Прекрасные слова! Листаю дальше книжки православных авторов и натыкаюсь... на совершенно противоположное мнение. Ф.Эрн цитирует слова из «Учения 12-ти апостолов», в котором описываются имущественные отношения в первохристианской общине: «Разделяй все с братом твоим и не говори, что это твоя собственность, ибо если вы имеете общение в бессмертном, не тем ли паче в смертных вещах». Тут же приводится выдержка из апостольских Деяний: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44-45). Впрочем, Эрн оговаривает, что христианство отвергает собственность только внутри общины, а в миру, в обществе ей разрешается быть. «В общине все СВОИ, – пишет он. – В обществе тоже есть свои, но еще больше чужих. Это и меняет все дело, и общественные отношения для христианского сознания всегда будут чуждой внешней стихией... Как же к этой чуждой и темной стихии должно относиться христианство, активно или пассивно?» Ответ – активно. То есть, грубо говоря, с волками жить – по-волчьи выть. Как соединить несоединимое: «мое» и «общее»? Ответа у философов я так и не нашел. * * * В августе, когда еще продолжалась «санобработка» населения за принятие Земельного кодекса, гостил я дома. Мать попросила помочь сторожить огород. Несколько соток нам дали еще в разгар перестройки, когда и сельчане, и горожане повсеместно переходили на «подножный корм». Все бы хорошо, да место под огороды выделили далеко за поселком, в безлюдье. Когда по огородам прошелся первый рейд собирателей чужих урожаев, мать была поражена: «Да как же они посмели?! Это же не их земля!» Я только удивлялся, с какой энергией она взялась за оборону «собственности». В нашем огороде (единственном с навесом от дождя) был создан штаб охраны. Мы да еще две семьи (остальные отказались) стали по очереди патрулировать местность. Ох, как не любил я эти дежурства, особенно ночные. Сидишь с дубиной в руках, клюешь носом, проваливаясь в сон, – и вдруг вздрагиваешь от шороха. Ничего глупее представить нельзя. Из-за какого-то клочка земли столько мытарств, уж лучше картошку в магазине покупать! Так продолжалось несколько лет. Самое обидное, что сторожить приходилось всего-то из-за трех-четырех пьяниц-воров. Нынешним летом в один из вечеров к нам стучатся. – Тетя Дуся дома? В дверях стоит один из этих воров, Сашка Бондин. Ну, думаю, спустить его с лестницы, что ли? – Проходи, Саша, чего тебе? – приглашает мать. – Да вот хлеба, луковиц... Мать собирает ему продукты. – Мам, ты что?! – накинулся я, когда обидчик наш ушел. – Он же огород наш чистит! – Да кляп с ним, с этим огородом. – Не-е, мать, сочувствие воров развращает. – Да ему уж все равно, больной он человек. И рассказала она страшные вещи. Как голодает старушка-мать этого Сашки. Как он буквально все пропил, и квартира стоит совершенно пустая, и столом им служит сломанный холодильник, который никто не покупает. Как он вынул стекла из своих оконных рам и отвез городским дачникам – на теплицы. Мол, зачем мне двойные стекла в окнах, можно обойтись и одним стеклом. И многое другое рассказала... Оказывается, есть пьяницы, есть алкоголики, а есть просто конченые люди. «Интересно, – подумал я, – поднимется у меня рука огреть его дубиной, когда застукаю его в нашем огороде?» Будь эта земля действительно частной, я имел бы полное право. Ступил на МОЮ территорию? Получай! А ведь можно иначе. Любить свою землю, дорожить ею, считать своей родовой. Но уметь и отказаться от нее. «Кляп с ним, с этим огородом». Только как это прописать в Земельном кодексе, какой строкой? Можно ли это юридически оформить? Вряд ли. А нынче в августе мне так и не пришлось огороды патрулировать. Мать решила снять картошку раньше срока. «Хоть и мелкая, зато целая, – говорит. – Да и в лес схожу. Из-за этого сторожения чернику пропустила, а тут хоть клюковку застану». Уж чего, а ягод всем достанется. К счастью, лес у нас пока не поделили. М.ВЫГИН Что говорят о пользе нового кодекса?«Крестный отец» земельной реформы, глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что «на сегодня в России 63% сельхозугодий находятся в частной собственности, и закрывать земельный вопрос, – значит, идти на деприватизацию». Министр подчеркнул, что закон «открывает новую цивилизованную эру в сфере земельных правоотношений в стране». По его словам, он положит «конец чиновничьему беспределу, который творится сейчас при распределении земли. Кодекс – крайне важный документ в первую очередь для более чем 40 млн. россиян – пользователей садово-дачных участков, которые получили защищенные права собственности». Других доводов министр не нашел. И получается, что на одной чаше весов – решение частных проблем (наведение порядка в процедуре получения садовых участков), а на другой – коренная ломка всего жизнеустройства страны. Что говорят против? Многочисленные критики реформы, в том числе академик РАН Л.В.Милов, приводят множество доводов против. Частная собственность, настаивают они, – это далеко не единственная форма отношений на рынке земли. Существуют и другие. К примеру, пожизненная аренда с правом наследства, но без права смены характера землепользования. Не хочешь быть фермером – получи деньги за свой участок и передай его другому. В Голландии так и делают. В Англии по трехсотлетней традиции все фермеры арендуют землю у лордов. В Китае также не спешат продавать землю, считая, что развитие «рыночных отношений» успешно может происходить на условиях аренды государственной земли. У нас на Руси богатый опыт такой аренды. Земля, принадлежавшая боярам-помещикам, фактически была «служебной» – она давалась при условии, если землевладелец будет платить налоги в казну, отправлять детей на государеву службу. После того, как Петр I превратил эту землю в частную помещичью, начались крестьянские волнения, а потом и революции. Другой довод против: «нувориши все скупят», поскольку численность малоимущего населения (живущих ниже прожиточного минимума) в конце 2000 года составила более 39 млн. человек, то есть 30 процентов от общей численности населения. Александр Солженицын в интервью британской газете «The Times» заявил, что землю надо вернуть крестьянам, но при этом подверг критике планы приватизации российских пахотных земель, сравнимых по площади со всей территорией США. Он подчеркнул, что в результате приватизации значительная часть российских земель окажется в руках «хищников» и «жадных грабителей». Ислам – «за» В середине августа агентство Islam.ru опубликовало фетву (вероучительное разъяснение муфтия), касающуюся земельной реформы. В ней говорится: «Ислам предусматривает частную собственность на землю. В этом отношении земля приравнивается к любому другому имуществу. Единственные требования, которые необходимо учитывать при коммерческих операциях с землей, это: 1. Земля должна приобретаться дозволенным путем; 2. В частной собственности не может быть земли «вакф» (отведенной под конкретные религиозные цели) и земли «харим» (земли общественного назначения)». Позиция Церкви Весной мы уже сообщали, что необычный пасхальный подарок сделал архиепископу Екатеринбургскому Викентию глава администрации Каменского района. Он передал владыке документы на 200 гектаров земли в аренду на 49 лет. По словам главы администрации, как только будет принят Земельный кодекс, эта земля обязательно перейдет в частную собственность епархии. Владыка тепло поблагодарил дарителя за «понимание нужд церкви и общества». Этот факт не единичен, и в будущем, возможно, РПЦ станет крупным землевладельцем. Между тем Святейший Патриарх осторожен в оценках реформы. Еще 13 июля на запрос руководителя Аграрной партии России М.Лапшина он ответил: «Для Церкви ни один из видов собственности не является безусловно приоритетным... она признает многообразие форм собственности, включая государственную, общественную, частную и смешанную. Частная собственность на землю существовала в дореволюционной России и сегодня наличествует во многих православных странах. Государственная, или коллективная, форма собственности сама по себе не гарантирует разумного и бережного отношения к земле, ее эффективного использования. Неопределенность правового статуса земель порождает немало конфликтов и сковывает процессы хозяйствования. Одновременно Церковь убеждена, что христианин призван воспринимать собственность как дар Божий, данный для употребления на пользу не только себе, но и ближним. Хозяину земли надлежит помнить: земля, по слову Псалмопевца, есть Господня (Пс. 23, 1). Сельскохозяйственные угодья должны использоваться строго по назначению, на благо всех россиян, а не только собственника... Нельзя допустить бесконтрольной скупки российских земель иностранцами и превращения сельскохозяйственной земли в предмет постоянных спекуляций, препятствующих нормальному течению крестьянского труда. Несомненно, в государственной и муниципальной собственности должна остаться значительная часть земельных ресурсов, национальные парки и заповедники». | eskom@vera.komi.ru
|