1 

   Тайны Божии (чудотворения, откровения, невидимый мир)


CОННЫЕ ВИДЕНИЯ КРЕСТЬЯНИНА C.УСТЬ-КУЛОМ ИВАНА РАССЫХАЕВА

Пять лет назад мы впервые публиковали некоторые страницы из дневниковых записей православного коми крестьянина, устькуломца Ивана Степановича Рассыхаева (“Моя жизнь” – “Вера”, №99 1993 г.). Интерес к этому удивительному бытописателю среди ученых, краеведов и просто любителей старины не иссякал все эти годы.Различные издания также публиковали что-то, но основные его труды в самиздатовском варианте до сих пор доступны только узкому кругу специалистов.

В Москве под редакцией доцента СГУ Т.Ф.Волковой только что вышло Собрание его сочинений, но оно также неполное. Наверное, много еще времени пройдет, прежде чем мы сможем прочитать его всего. И сегодня продолжаем рассказ об этом человеке и публикуем отрывки (о сонных видениях), которые наверняка будут интересны православному читателю.

 

ЗЫРЯНСКИЙ ЛОМОНОСОВ

Свою жизнь и необыкновенные сонные видения Иван Степанович Рассыхаев описал в дневниковых заметках, которые вел на протяжении десятилетий и которые к концу жизни оформил в виде нескольких книг под разной редакцией. А скончался он, будучи девяностолетним старцем, в 1968 году.

Иван Степанович всю свою жизнь служил Богу. С детских лет и до самого закрытия церквей пел в церковном хоре. После закрытия церквей продолжал славить Господа, собирал людей на богослужения у себя дома, продолжал отмечать вместе с односельчанами все религиозные праздники. И когда в округе не стало ни одного священника, стал совершать церковные требы: крестил детей, отпевал умерших. Через всю жизнь пронес он особое молитвенное правило, которое взял по обету во время первой мировой войны перед тяжелым ранением, когда о грядущем несчастии его заблаговременно предупредил Ангел Хранитель.

Имея четырехклассное образование Начального училища и пытливый ум, Иван Степанович написал около двадцати книг на разные темы, большей частью по богословию и истории, которые сам же и издал в единственном экземпляре в рукописном варианте.

“Краткая всеобщая история”, “Краткая история России”, “Краткая география всеобщая и русская”, “Зырянский край”, “Зырянский язык”, “Зырянская азбука” с зырянскими загадками и поговорками и их переводами на русский язык, “Сокращенное христианское Богословие”, “Записки о моем родословии”, “Простые народные песни” и “Разные церковные пения” с зырянскими переводами, “Описание Усть-Куломских церквей и Петропавловской церкви” с рисунками вида церквей; учебники по: изучении Библейской истории, зоологии, ботаники, арифметики, природы Зырянского Края; несколько переведенных на коми язык и оригинально переработанных произведений художественной литературы, в том числе сочинения А.С.Пушкина – вот далеко не полный перечень всего того, что было написано зырянским Ломоносовым..

Но наибольший интерес в творческом наследии крестьянина-самоучки представляют не его научные работы и художественные произведения, созданные в основном на основе уже известных произведений, а его откровения, данные ему в период воинственного уничтожения православной веры богоборческой Советской властью. Насколько они истинны – судить не нам. Но видится, что Господь, как и во время Своего Пришествия, избрал для своих откровений не известных ученых мужей, изолгавшихся в богохульных книжных премудростях, а никому не известного, чистого сердцем и праведного душой, простого крестьянина из далекого северного селения... Всего таких откровений, записанных Иваном Рассыхаевым, мною выявлено более двадцати. Приведу лишь некоторые из них. Орфография автора, по возможности, сохранена.

 

ЯВЛЕНИЕ СУДА НАД СПАСИТЕЛЕМ

“25 сентября 1924 года я поступил на службу в Устькуломскую уездную Приходо-Расходную кассу и меня назначили на должность делопроизводителя, с содержанием по 15 рублей в месяц. В этот год перед Покровом Пресвятой Богородицы я видел следующий сон.

В один начальственный дом был взят и приведен на разбирательство виновности, для лишения свободы и заключения под арест Господь Иисус Христос, который стоял между пришедшими и обвиняющими его начальственными людьми, где со стороны двери между прочими находился и я. В середине помещения на столе лежала разогнутая книга, куда было записано обвинение на Господа за проповедание Им религии и за признание Себя Богом при коммунистическом движении безбожия. И обвинители требовали от Господа расписаться на обвинительном акте, но так как Господь подписаться не был ученым, а при оскорбительном отношении к нему вообще не имел желания подписываться, как и некогда на Суде не давал ответа Пилату, то обвинители предложили подписаться за неграмотного Господа мне. Сперва я не соглашался, но потом, по настоятельному требованию обвиняющих, согласился, прежде спросив разрешения у Господа: “Господи, велишь ли расписаться за Себя?” Я обратился к Нему как к обыкновенному простому человеку, без подобающего уважения и страха Божия. На что Он мне ничего не сказал, лишь в знак согласия повернул ко мне Свое Лицо и слегка кивнул головой. Я взял перо и подписался на акте: “Иисус Христос неграмотный, а за него расписался Иван Рассыхаев”. Этим сновидение и кончилось. Однако, когда я проснулся от сна, то на меня напал ужас от совершенного мной великого преступления. Но проступок мной уже был сделан и я беззаконный расписался обвинить своего Господа Бога. В скорби сердца подумал я, что как Иуда я предал Господа и послал его на крестные муки.

Этот сон может относиться к тому, что как я начал ныне служить на Советскую власть, при массе работ по службе и по хозяйству молитвословие исполнять начал очень мало и небрежно, и обещанное свое правило и ежедневные молитвы выполнять стало невозможным и они оставались без исполнения. Не предал ли я этим Господа? Может, видение относится и к тому, что после сего сновидения церковь в Устькуломе закрылась, а священник о.Иоанн Попов заключен в тюрьму. Подтверждением этого может служить и другой мой сон, виденный мной около этого же времени, когда я видел, что Воскресенская Церковь, сначала восточная часть с куполами, а потом и колокольня, свалились до основания на землю на северо-восточную сторону. Кресты и купола церкви и колокольни далеко оторвались и упали по дороге.”

Это откровение И.С. Рассыхаева – аргумент в пользу тех богословов, которые утверждают, что Церковь Христова, являясь телом Иисуса Христа, в своей земной истории полностью повторяет жизнь Спасителя. Из видения следует, что повсеместное гонение на верующих в 20-м веке, закрытие и разрушение храмов Божиих, прекращение служения Божественной Литургии – соответствует Распятию Спасителя.

Что касается истории Воскресенской церкви с.Усть-Кулом, то вскоре после ее закрытия действительно все случилось так, как и было явлено Ивану Рассыхаеву. Сразу же после ее закрытия в 1924 году с нее вместе с колокольней скинули купола с колоколами. Церковь была перестроена под светские учреждения и покрыта обычной двухскатной крышей. Но все еще величественное, хотя и обезглавленное, здание церкви сохранилось до сих пор. Его украшают по южным и северным сторонам необычные арочные перекрытия, стройные колонны и красивая лепнина.

Пользуясь случаем, скажу, что возрождением порушенных храмов и веры в этом селе занимается сейчас иеромонах Ульяновского монастыря о.Иона (Скибин) – вместе со своим отцом и матерью, которые переехали специально для помощи сыну из Печоры. С утра до вечера они проводят в хлопотах по обустройству и облагораживанию устькуломских храмов. Почти ежедневно иеромонах Иона проводит службы, приучая сельчан к молитве. Его мать руководит церковным хором. Правда, иногда на службах они поют вдвоем с матерью при пустом храме. Отец настоятеля, являясь мастером на все руки, занимается строительными работами. Сослужит настоятелю благочестивый и очень богобоязненный двенадцатилетний мальчик Ваня из большой крестьянской семьи. Видеть этого маленького простого деревенского мальчика рядом с высоким иеромонахом на торжественных богослужениях особенно трогательно.Для желающих помочь великому делу возрождения устькуломских святынь сообщаем адрес: с.Усть-Кулом, ул. Центральная, 98-а.

 

ВИДЕНИЕ КРЕСТА,СПАСИТЕЛЯ И СВЯТЫХ НА ОБЛАКЕ

“В ночь на 9 мая 1928 года я видел такой сон. Как будто я стою ночью возле церквей на ручье Олеш-шор под горой на северной стороне села. Рядом со мной стояло много людей. Мы смотрели на небо, на котором было яркое свечение. И вдруг с южной стороны над церквями в виде яркого облака образовался большой красный круг, который на высоте версты разошелся километров на пятьдесят вокруг по небу и приблизился к земле. Стало светло как днем. Посередине круга образовался яркий крест и на нас брызнули яркие солнечные лучи. Потом крест исчез и на его месте появились ангелы и святые. Их было больше десяти. Вместе с ярким облаком небольшой ветерок их начал относить к востоку...

Они проплывали над домами на высоте деревьев. После них на облаке появился Господь Иисус Христос. Он был очень красивый, в сияющем белом облачении, и вскоре исчез. Между тем, круг из облаков все увеличивался и на облаках постоянно появлялось очень много ангелов и святых. Их было больше ста. Они возникали в тучах и ветер относил их над селом на восток. Они смотрели на людей, а люди смотрели на них. Потом святые стали что-то говорить нам, но мы их не слышали. Мы стали кричать им: “Мы плохо слышим вас, небесные люди, говорите громче!” Я мог разобрать только: “...Прославляйте Господа Иисуса Христа и дайте Господу молитву свою!...”

Когда видение прошло через наше село и исчезло, я стал говорить людям, что я и раньше, когда был молодым, не раз видел такое же видение. Только тогда святых на небе было намного меньше, чем сейчас. Но в последние годы такие небесные явления стали происходить чаще и они стали видны более явно. В этот же год я видел такие же сны много раз.”

Это видение было явлено И.С. Рассыхаеву на день памяти всех святых в земле Российской просиявших во время усилившегося гонения на Церковь, когда все храмы закрывались, а священнослужители уничтожались. Они-то и пополняли число небожителей, чудесно явленных Ивану Степановичу, и предупреждали людей, чтобы они не забывали Бога Иисуса Христа и постоянно молились и прославляли Его.

Явление это можно понимать как предсказание о “последних временах”. Сравните с Евангельским текстом: “И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: ...Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое¦ И будете ненавидимы всеми за имя Мое... И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою и славою великою... и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие” (Лк.21,5-31).

Многих священнослужителей во время гонений на церковь ссылали на север и провозили через Усть-Кулом в тюрьмы района. В 1924 году в село пригнали целую баржу батюшек, и когда их высадили на берег, то он стал весь черным от ряс. Поскольку тюрем для священников не хватило, то их разместили по домам. У Ивана Степановича квартировал о.Михаил Шилов из Великого Устюга. Епископ Петергофский Николай служил водосвятный молебен в его доме и часто приходил к ним в гости. На следующий год священников переправили в село Керчомья, где свирепствовала эпидемия сифилиса. Иван Степанович своими глазами видел множество священников, ссылаемых на север со всей страны, и не мог не представлять всех масштабов гонений на церковь.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Самого Ивана Степановича, несмотря на постоянные преследования представителей советской власти за веру, Божие провидение сберегло от тюрьмы и преждевременной гибели. Случилось это во многом благодаря его инвалидности, которую он получил во время Первой Мировой войны. Вот как он сам описывает этот случай:

“2 апреля 1915 года я получил известие о мобилизации. 5 мая прибыл в г.Курск. Сначала меня назначили в запасной батальон, а затем перевели в 679 Курскую пешую дружину, где я нес караульную службу. 25 сентября отправили нас на позицию на Австрийский фронт. Во время перехода на позицию я видел во сне, как ночью проходил возле окопов, где в блиндаже стоял светлолицый человек, по виду 50-60 лет, с редковатыми рыжими усами и бородой, который сказал мне, что я на позиции буду ранен. Я спросил его, как меня ранит, тяжело или легко? На что он, немного погодя, тихо ответил, что я буду ранен тяжело. Потом по сличению увиденного человека с изображением на иконах я определил, что явившийся мне благолепный муж был мой ангел-хранитель святой Иоанн Златоуст.

Не зная своей участи, я тогда же дал обет Господу – если вернусь домой живым и здоровым, то буду всегда ходить в церковь, каждый день держать особое правило, помимо ежедневных молитв читать избранные молитвы и церковные песнопения, почитать день Святой Троицы как семейный праздник, и ежегодно в этот день или на другой день Святого Духа заказывать служить молебен Пресвятой Троице с акафистом. Через несколько дней после этого видения, 26 января 1916 года, находясь в полковом резерве при селении Бугуславке, когда мы утром разбирали из-под навеса винтовки, кто-то нечаянно задел висящую бомбу и она упала возле моих ног и разорвалась. Вспыхнул огонь, а потом меня объяло как бы адским мраком и ужасом. В страхе я с криком пробежал шагов десять и упал. Но тут же понял, что остался жив и перекрестился. Ноги мои ниже колен были как решето перебиты осколками. В обоих ногах было более тридцати ранений. Этой бомбой ранило еще четырнадцать человек. После ранения меня отправили санитарным поездом в Киев. В госпитале я постепенно стал поправляться и через месяц стал ходить на костылях. Хотя раны мои зажили, но ноги так и не поправились. Ступня у правой ноги не стала действовать и я остался больным и калекой на всю жизнь. Из госпиталя меня отправили вначале на позицию в прежнюю часть и, как инвалида, назначили ухаживать за лошадьми в полевую почтовую доставку. А 15 июня по состоянию здоровья меня признали к военной службе не годным и отправили домой.”

ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Обет особого почитания Пресвятой Троицы Иван Степанович дал потому, что за несколько лет до этого удостоился видеть Ее во сне. Вот как он описывает этот случай:

“Я стоял на крыльце нашего старого отцовского дома и смотрел на юг. Далеко вокруг по всей поверхности лесов было необыкновенно светло. Вдалеке, возле местности церкви села Керчомья, я увидел красивую сияющую церковь, которая постепенно от земли поднималась вверх на воздух и, не дойдя до облаков, стала плавно приближаться ко мне. Причем, вид ее становился все более сияющим. Не дойдя до меня около полуверсты, церковь разделилась на три части, каковые стали представлять собой вид особ Пресвятой Троицы. Бог Отец был в виде старца. По правую сторону от Него находился Иисус Христос. Они были сидящими, величиной в рост человека. Дух Святой был посредине их в виде голубя. Все Они были живые и двигались к месту моего стояния. Верхние одежды Бога Отца и Иисуса Христа через левые плечи были светло-синеватого цвета, а нижние красновато-златоцветного сияния. Бог Отец держал в левой руке впереди круг земли, а правой рукой благословлял. Иисус Христос правую руку так же держал благословляющей и при плече этой рукой держал стоящий крест, а в левой руке держал Святое Евангелие. Видение все приближалось по небу на одинаковой высоте, а потом постепенно стало спускаться ко мне. И не дойдя до земли одной сажени, а до меня четырех сажен, видение кончилось, и после этого я проснулся. Видение Пресвятой Троицы было ясное, отчетливо видно, продолжалось около получаса. Я все время с умилением смотрел на него и молился про себя.”

Иван Степанович оставил рисунок этого видения. На нем видно, что благословение Бога Отца относится к Его Единородному Сыну Иисусу Христу, поскольку Бог Отец обратил взор в Его сторону. Это благословение дано Богом Отцом на принятие Иисусом Христом искупительной мученической смерти на кресте ради спасения всего человечества. Над ним парит Дух Святой. Своей правой рукой Иисус Христос благословляет крест спасения. Благословение Его относится и к людям, поскольку Он смотрит прямо перед Собой. В левой руке Спаситель держит Евангелие Нового Завета.

Это явление также показывает, что и православный храм представляет собой воплощение Пресвятой Троицы, Которая соединяет небесный мир с земным миром. Пресвятая Троица, образовавшаяся в видении из церкви с.Керчомья, что в 38 км от Усть-Кулома, по небу приблизилась к Ивану Степановичу, чтобы Он мог подробно запомнить это явление и записать его для потомков.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Храм села Керчомья, над которым устькуломский крестьянин видел явление Пресвятой Троицы, имеет более чем трехсотлетнюю историю. Первоначально керчомцы в 1678 году построили деревянную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя. Потом церковь несколько раз перестраивали ввиду ее ветхости, пока в 1845 году не построили новый каменный одноэтажный храм с колокольней. К ней был пристроен каменный придел в честь святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца. Служение в церкви продолжалось до 5 февраля 1938 года, после чего она была закрыта, обезглавлена и перестроена под дом культуры. Сейчас там находится склад материалов.

В 1992 году уроженцу этого села Дмитрию Николаевичу Матвееву было во сне видение Небесной Владычицы в образе Иверской Божией Матери. Ему повелено было восстановить поруганную святыню. Еще до этого явления и после него Дмитрий Николаевич неоднократно видел во сне, как строит церковь в своем селе. 27 января этого года на общем собрании села Керчомья была зарегистрирована православная община, на котором Дмитрия Николаевича избрали ее председателем и настоятелем церкви. Но пока что у общины нет ни церкви, ни своего молитвенного дома. Богослужения Дмитрий Николаевич пока проводит в помещении сельского совета и в уцелевшем доме священников, проданном председателем сельсовета на дрова одному из жителей.

Несмотря на столь плачевное положение общины, Дмитрий Николаевич не отчаивается и собирает деньги и материалы на строительство нового храма. Каждого жертвователя он включает в свою тетрадь и молится за его здравие. Но дела идут очень плохо. Жертвуют очень мало, денег не хватает даже на самые необходимые расходы для богослужений. Для тех, кто захочет помочь строительству храма в с.Керчомья, сообщаем счет: Усть-Куломское ОСБ 4105, №4070381 0828040000017.

Е.СУВОРОВ.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera