ОТЧИНА ПИСЬМА ИЗ КИТЕЖ-ГРАДАЧасть II Письмо ТРЕТЬЕ. С.Седов – в редакцию. | Старины и новины Вы спрашиваете, что мне известно об истории Китеж-града. Что ж, попробую собрать все воедино. Широко известна легенда о граде Китеже. Многие люди, интересующиеся историей Руси, читали знаменитый китежский «Летописец», составленный, как утверждают историки, старообрядцами. То есть уже после раскола Церкви, произошедшего при Патриархе Никоне. Распространено мнение, что цель создания летописца – утверждение старообрядческой веры. Однако те же ученые признают, что этот исторический документ, возможно, был списан с небольшими изменениями с некоего первоначального образца, так как текст его «явно заимствован из древнерусских хронографов вплоть до фразеологических повторений». Так все ли события летописца являются выдумкой, легендой? Я не историк, не лингвист, а потому доказывать ничего не берусь. Но разве вы не согласитесь с тем, что автор летописца – христианин, и он искренне верит в события, им описываемые. А выдумать такое, а затем записать ложь, выдавая ее за правду, особенно человеку верующему, невозможно. Вот что сообщает Китежский «Летописец»: «И бысть попущением Божиим, грех ради наших, прииде нечестивый и безбожный царь Батый на Русь воевати; грады и веси разоряше, огнем их пожигаше, людие мечу предаваше, младенцем ножом закалаше, и бысть плач великий». Благоверный же князь Георгий, «помоляся Господу и Пречистой Богородице, собра вои своя, поиде противу нечестиваго царя Батыя... И бысть сеча велия и кровопролитие многое. Тогда у благоверного князя Георгия бысть воев мало, и побеже от нечестиваго царя Батыя в Малый Китеж (ныне г.Городец Нижегородской области, – ред.). И много брася с нечестивым царем Батыем, не пущая его во град. Егда же бысть нощь, изыде тайно из Малого Китежа на озеро Светлый Яр в Большой Китеж. На утрие же восста нечестивый царь и взя Малый Китеж, и всех во граде том поруби и нача мучити некого человека града того Гришку Кутерьму, и той, не могий мук терпети, поведа ему путь ко озеру Светлому Яру, иде же благоверный князь Георгий скрыся. И прииде нечестивый царь Батый ко озеру...» В словах автора «Летописца» нет никакой злобы на врага. Он спокойно повествует нам о прошедших событиях, указывая и причину татарского нашествия: «И бысть попущением Божиим, грех ради наших». Не только Светлояр с его чудесами, обширно совершающимися до наших дней, свидетельствуют о необычности, благодатности этого места. С XIII века и до сего дня не зарастает многокилометровая просека, которую, возможно, и прорубили татары, расширяя незаметную тропу, ведущую в Китеж. Эта просека и называется «тропой Батыевой». Согласно преданию, по этой тропе впереди татарских воинов шел предатель Гришка Кутерьма. Наверное, лишь малая часть батыева войска продвигалась к Китежу: много ли воинов нужно для взятия небольшого, плохо защищенного города. Земляной вал да невысокая стена служили некоторой защитой городу от разбойничьих набегов лихих людей или малочисленных отрядов мордвы, марийцев, болгар, грабивших малые заволжские поселения. Конечно, не могли эти укрепления стать препятствием для могучего, хорошо вооруженного войска. Непроходимые леса с широкими засечными полосами, где стволы деревьев специально спиливали на уровне плеча так, чтобы, падая, дерево создавало непролазный завал; топи и болота с коварными чарусами и зыбкой трясиной – вот что было настоящим препятствием для татар. В Китеж можно было пройти только по заветным тропам да узеньким дорогам. На этих тропах и дорогах стояли засады, которые устраивались в таких местах, чтобы можно было принять неравный бой, – удобных для защитников и неудобных для нападавших. И в тот страшный день в нескольких километрах от города стояли в засаде три воина китежских, которым пришлось первыми принять бой неравный и смерть геройскую. Конечно, задержать большой отряд втроем даже на короткое время трудно. Когда русские воины увидели врага, то один из них сказал сыну-отроку: «Беги в Китеж, предупреди людей!» Мальчик побежал к городу, но татарская стрела догнала его. Со стрелой в спине добежал мальчик до города, крикнул: «Тати!» и упал мертвый. На том самом месте (на берегу Светлояра), где умер мальчик, его и похоронили, могила его с детским крестом стоит и сейчас. А там, где приняли смерть три воина, бьет святой ключик Кибелек и стоят три креста в память о трех погибших воинах. | Это храмовая колокольня у озера Светлояр. Вверху под куполом один из наших паломников, художник Олег Зимин, получил благословение сделать прориси на фальсокнах. Интересно, что внутри колокольни шатер сделан из бересты, и береста эта за столько лет совсем не потемнела. | Могилы их тоже сохранились. Похоронены защитники Китежа недалеко от источника в лесу. И у них на могилах стоят три высоких креста, а сами могилы изрыты. В каждом могильном холме по три небольшие ямки: верующие люди берут землю по горсточке домой как святыню. Говорят, исцеляет она от разных недугов, причем страшных, неизлечимых. Помогает «земелька» не каждому, но случаев выздоровления от нее уже очень много. Раньше считалось, что после прикладывания земли к больным ногам боль уходит (исцелилось несколько больных костной саркомой). Потом стали брать землю и для компрессов, и для питья, растворив ее в воде. Никто пока не отравился, а вот выздоровевшие есть. – Возьми земельки от ног – ноги исцелишь; из середины могилы, так в утробе болезни пройдут; а от головы возьмешь, так если голова заболит, только приложи к башке земельку ту, – поясняла мне чудесное действие той земли жительница Владимирского Лидия Григорьевна Морозова. А на Кибелеке воду берут, такую же чудодейственную. В последние годы появились у источника еще кресты. Кто их ставит, зачем? Поставил же кто-то и на горе у часовни второй крест, неосвященный. На мои вопросы о происхождении второго креста местные старушки ответили: – Может, староверы, а может, каки други люди, которы на себе по два-три креста носят. Много преданий сохранилось в народе о происхождении Кибелека, есть и грустные житейские, и радостные, и мистический окрас имеющие, и религиозный. Так, согласно одному преданию, как только погибли трое первых защитников города и путь на Китеж стал открыт для врага, пришел на защиту православных сам святой Георгий. Выехал он на своем огромном коне с копьем в руке. Устрашились татары такого воина, но конь под Георгием вдруг споткнулся, провалившись копытом на топком месте. Понял Георгий, что, по промыслу Божию, другая защита была городу приготовлена, отступил. А на месте этом забил святой источник, Кибелек – это след от копыта коня Георгиева. Уже звучали в храмах китежских колокола, уже молились люди о спасении... Когда подошли татары к городу, то были очень удивлены тем, что город мал и почти не защищен, да и защитников немного. Звон же колокольный казался врагу просто оглушительным и становился все громче и громче. Задрожала земля, и весь город стал опускаться, словно тонуть, а на его месте, увеличившись в размерах, засиял красотою Светлояр. Но звон не затих, раздавался из-под земли, из-под воды все громче и громче. И не смогли его терпеть враги. Затыкая уши, бежали они прочь, многие заблудились в дремучих лесах, стали добычей диких зверей, утонули в болотах. А предатель Григорий Кутерьма до конца дней своих слышал громкий колокольный звон, который вскоре после предательства лишил его рассудка. «...И с того времени невидим бысть град Большой Китеж, и пребудет он невидим до последних времен. Сию убо книгу, глаголаемую «Летописец», написали мы по сте лет после нечестиваго и безбожнаго царя Батыя, уложили собором и предали Святей Божией церкви на уверение всем православным христианам, хотящим прочитати или послушати, а не поругатися сему Божественному писанию. Аще ли же который человек поругается или посмеется сему писанию, да весь таковый, что не нам поругается, но Богу самому и Пресвятей Богородице. Слава иже в Троице славивому Богу, соблюдшему и хранящему место сие ради блаженного пребывания невидимым святым своим во веки веков. Аминь». * * * | Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери вокруг озера Светлояр | Вряд ли кто-нибудь пересказал вкратце легенду о граде Китеже более просто и красиво, чем Мельников-Печерский. Его роман «В лесах» начинается словами: «Верховое Заволжье – край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши, татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в Заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору – новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Предания о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву», и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор – с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Сокрылся он чудесно, Божьим повелением, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поругания над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит – откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой заунывный звон колоколов китежских. Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачалась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сыстари на чистоте стоит, – какова была при прадедах, такова хранится до наших дней». Святая вода ...Пятнадцать лет назад и мне довелось побывать на святом озере. Положение мое, как сейчас я вижу, было в чем-то схожим с твоим. Тогда я учился в университете и о православии мои представления тоже были еще весьма отстраненные. Отличие состояло только в том, что я и о Китеж-граде, и о Светлояре слышал только краем уха, не читал даже Мельникова-Печерского. Но что-то заставило меня поехать туда из далекого Ленинграда, а последние десять километров от шоссе до села Владимирского и до озера я вообще шел босой, хотя попутку мог поймать без труда. Шел вдоль дороги, перелесками, собирал грибы и пытался, как бы я сейчас сказал, «внимать себе» (молитв я тогда, конечно, не знал). Душа трепетала. Уже во Владимирском отдал грибы – подберезовики да белые – какой-то старушке и направился на озеро. Обошел озеро и долго сидел на мостках, свесив ноги в прозрачную воду... Но сейчас я не об этом. Хочу спросить дружеского совета, как поступить. Дело в том, что в ту далекую поездку набрал я с собой литровую флягу воды из Светлояра. Потом приехал в Питер, учеба, то-се, замотался, забыл о воде. Через год или, может, больше, нашел флягу. Открыл понюхать – не протухла ли? С некоторым удивлением обнаружил, что пахнет она так же свежо, как и тогда, на озере. Попробовал - вкусная. И... тут мне вдруг сделалось то ли жалко, то ли страшно пить ее – я перелил ее в обычную литровую банку, закрыл капроновой крышкой и поставил на полку... Сейчас, сидя за компьютером, я поднимаю глаза и... Вот именно. Все та же банка, с той самой прозрачной водой из Светлояра, без осадка, без запаха, точно вчера набрал ее. Что говорить, за пятнадцать лет изменился я, изменились мои воззрения, многое я узнал о святом Китеже. Пятнадцать лет она со мной. Лет семь назад открыл банку чтоб отпить глоток, да забыл закрыть сразу. За несколько дней треть воды в банке испарилась, на дне поселилась какая-то зеленая водоросль. К этому времени я уже был, конечно, наслышан об удивительных свойствах воды из Светлояра. Но тут подумал: теперь все – в закрытой баке водоросль погибнет и вода испортится. Ничего подобного не случилось! Вода как стояла, так и стоит. Излишне говорить, что мое отношение к ней как к святыне только укрепилось после этого случая. С тех пор я уже не решался даже отпить ее. А недавно вдруг подумал, что, с другой стороны, если не потреблять святую воду, а просто хранить, это становится похоже больше на какой-то научный эксперимент. Опять же – я ведь просто набирал воду в озере, чина ее освящения не было. Может быть, она и не требует дополнительного освящения?.. Словом, вот моя ситуация. Что, Сергей, на сей счет думаешь? Фото Сергея Седова (Продолжение в следующем номере)
eskom@vera.komi.ru
|