ВЕРА И НАУКА


О СРОДСТВЕННЫХ НАМ НАРОДАХ
(Вавилонское смешение языков: причины и следствия)

     В поисках общего прошлого

     Как это ни удивительно, но единственным надежным источником по истории мира остается по сей день Священное Писание.

     Жил в Англии такой исследователь – Джеймс Фрэзер, который всячески оспаривал Библию. Например, для того, чтобы доказать, что Всемирный потоп – миф, заимствованный иудеями у других народов, он собрал бесчисленные сведения об этом. Выяснил, что даже самые дикие племена в джунглях Южной Америки сохранили схожие предания о древней катастрофе.

     И что же? Сам того не заметив, Фрэзер оказал большую услугу библеистике. Ведь если люди в разных концах земли не смогли забыть о потопе, значит, было о чем помнить.

     Мы, христиане, должны испытывать благодарность к подобным исследователям. К началу XX века мало кто верил, что Библия оперирует точными сведениями. Но, пройдя через огонь жесточайшей критики, Священное Писание только выиграло.

     Опираясь на него, попробуем подступиться к такой проблеме, как вопрос о происхождении человечества.

     Генетика сейчас вплотную подошла к тому, чтобы признать – все человечество произошло из одного места и от одних предков.

     Антропология говорит, что кроманьонцы, предки современных людей, были европеоидами.

     А лингвистика, все дальше продвигаясь в поисках праязыка, устанавливает все новые связи семитских языков с индоевропейскими, америндских – с китайским и т.д.

     Об этом мы сегодня и поговорим.

     Вавилонское столпотворение

     О существовании праязыка ученые догадывались давно, но по-настоящему увлеклись этой темой после открытия древнего индийского языка, который называется санскрит.

     Обнаружились сотни, если не тысячи совпадений санскрита с латынью, германскими и славянскими языками. Например, русское «свобода» соответствует санскритскому «свабу» (существующий сам по себе).

     Так крепла уверенность в том, что праязык – это не миф, а основа нашей речи. Что же стало причиной смешения языков?

* * *

     Часто можно услышать такое объяснение: люди, возгордившись, решили построить Вавилонскую башню и добраться с ее помощью до Бога. Чтобы помешать им, Господь смешал языки.vavilon.jpg (23470 bytes)

     Это правда, но неполная и поэтому оторванная от реальности. Непонятно, например, откуда взялось столько глупцов, убежденных, что с помощью сто-, ну пусть двухсотметрового сооружения можно добраться до Небес. Не проще ли было взойти на ближайший холм?

     Но если мы внимательно перечитаем это место в книге Бытия, то обнаружим там сведения, абсолютно приемлемые для здравого смысла:

     И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли.

     В русском переводе библейский рассказ затемнен словами «прежде, нежели рассеемся». В подлиннике говорится иначе: «чтобы не рассеяться».

     То есть, обнаружив, что люди начали разбредаться кто куда, нечестивое племя одного из сыновей Хама – Нимрода (основавшее Вавилон) – решило повернуть историю вспять, собрать все народы под властью одного-единственного государства.

     Это была первая в истории попытка объединить человечество ради честолюбивых замыслов, зримым воплощением которых и должна была стать башня – громадное здание, построенное на основе новейших по тому времени технологий.

     Изначально башня, скорее всего, задумывалась как храм Единому Богу. Иначе вавилонянам не удалось бы соблазнить другие народы. Благодаря этой хитрости их город должен был стать столицей веры. Но гладко было лишь на бумаге...

     Согласно древним источникам, башня была разрушена одним или несколькими ураганами. Интересна ее последующая судьба. По словам историков Геродота и Плиния, Вавилонскую башню не раз достраивали и перестраивали. Одно время она была даже главным храмом пантеона семи планетных божеств. Каждому из них отводился отдельный этаж, окрашенный в особый цвет.

* * *

     Но не гибель колосса, а именно смешение языков Библия называет главной причиной неудачи вавилонян.

     То, как влияет на умы и души людей строительство технологически развитой, подавляющей душу сверхдержавы, мы можем проследить на примере собственной истории. В России оно началось при царе Алексии Тишайшем, и первой реакцией на него стал религиозный раскол, когда брат проклял брата.

     При Петре Первом разделение усилилось. Язык образованного общества стал расходиться с языком крестьян, рождались группы, враждебные друг другу, – т.е. общество атомизировалось. В результате мы, по горькому замечанию мыслителя Ивана Ильина, пришли к тому, что где трое из нас соберутся, там три партии. То есть русские люди перестали понимать друг друга.

     Но это был еще не Вавилон.

     Настоящую Башню – всемирную – попытались возвести революционеры, но Господь разрушил дела богоборцев, разметал народы.

     Надо полагать, что примерно так же развивались события и в древнем Вавилоне.

     Племена потомков Сима, Хама и Иафета опротивели друг другу. Их сгрудили в одном месте, заманив ложной идеей, и тогда они вместо того, чтобы искать единения, увлеклись поиском различий.

* * *

     Так почему Господь благословил человечеству рассеяться, а встретив сопротивление, лишил его единого языка?

     По словам одного из дореволюционных иерархов Русской Церкви, епископа Виссариона, таким образом была положена преграда всеобщему распространению зловерия. Как горы и реки останавливают пожары, так разница в языках мешает духовным болезням погубить в короткий срок все народы.

     Когда же пришло время сообщить миру Благую Весть, Господь послал апостолам дар языков. День Пятидесятницы, схождения Святого Духа, стал, по мнению богословов, полной антитезой Вавилону (по-древневрейски «бабел» значит «смешение»). Господь открыл нам возможность полного взаимного понимания.

     Индоевропейские корни

     Трудно сказать, насколько радикально смешались наречия в Вавилоне. Скорее всего, это был первый, самый мощный толчок, который задал направление последующим процессам.

     То, как на практике начинается смешение, можно проследить на одном примере.

     На рубеже третьего и второго тысячелетий до Р.Х. существовал народ, который называл себя арья, то есть арийским. Отсюда пошло название Иран, то есть арийское пространство.

     Неизвестно, какая кошка пробежала между индоиранцами, почему они разошлись, но следы какой-то религиозной ссоры отразились на уровне речи.

     Иранцы продолжали называть ангелов асурами, а бесов – дэвами. В то время как арийцы Индии решили, что, наоборот, асуры – это демоны, а дэвы – небесные покровители людей. Так начался распад. А закончился он тем, что две ветви одного народа стали совершенно чужими друг другу.

* * *

     Теперь из древнейших времен перенесемся в менее отдаленное прошлое. Наука всерьез заинтересовалась поисками праязыка в начале XIX века. Большую роль здесь сыграли немецкие ученые, например, Якоб Гримм, который был не только известным сказочником, но и авторитетным филологом.

     В России успешно работали над этой темой Александр Христофорович Востоков и литературовед, собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев.

     То, что два сказочника – русский и немецкий – увлеклись сравнительным анализом языков, не было случайным совпадением. Обнаружилось, что большинство сказочных сюжетов является общим достоянием индоевропейских народов и явно произошло из одного корня.

     К середине века была создана первая схема родословного древа для индоевропейских языков, но затем задача усложнилась. Выяснилось, что народы не только расходились, но и сходились, смешивались, влияли друг на друга.

     Вот один пример. Среди тюркоязычных народов можно встретить европеоидов (турки, гагаузы, азербайджанцы), народы смешанного европеоидно-монголоидного происхождения (туркмены, узбеки, киргизы, казахи), монголоидов, к которым отнесли и якутов. Но в их языке довольно четко прослеживается индоевропейская основа. Например, «сик» в санскрите – «брызгать», а «сиик» на якутском – «роса». Особенно заметно сходство в эпосе и ритуальных песнях.

     Так, своего верховного Бога якуты называют Аар Тойон, между тем как это слово – «ар» (иногда оно звучит, как арт, ард, орд и т.д.) – очень характерно для индоевропейских языков.

     В санскрите, например, «ар» – это эпитет Бога, он означает «упорядочивающий». Его можно перевести и как «первоначальный порядок» или просто «порядок». В скифском (скифы – иранское племя) «ард» означало «божество». В большинстве европейских языков «арт» – это «порядок» или «искусство» (кстати, в Коми Республике выходит журнал «Арт», что по-коми значит «лад»). В немецком слово «порядок» звучит как «орднунг». В греческом «ар», «арт» звучат как «арх», что означает «старший», «наводящий порядок».

     В общем, так и не удалось разобраться, к кому отнести якутов – в них всего понемножку. Но вполне можно допустить, что их предки были, как обычно говорится в таких случаях, «русоволосыми и голубоглазыми».

     Так же, как и предки монголов, которые ссылаются на изображения Чингисхана на китайских миниатюрах. Более того, есть серьезные исследования, доказывающие, что европеоидами были предки японцев, корейцев, эскимосов и алеутов. Все они приобрели современные монголоидные черты во время движения их племен на Восток.

* * *

     Но нас, конечно, в первую очередь волнует родство индоевропейского и русского языков. Здесь можно привести следующие примеры тождества с санскритом:

жало – джал (острие)
зима – хима
идти – уайтити
кровь – кравис
небеса – набхаса
новый – нава
нос – наса
падать – пад
писать – пиш
плаванье – плавана
праматерь – праматрь
простор – прастара
рубить – ру
рушить – руш
свара (т.е. шум) – свара
светлый – швета (sveta)
солёный, горький – сола
ходить – ход
чашка – чашака
четверо – чатвара
чудак – чуда.

     Но важнее всего при сопоставлении русского и санскрита то, что иногда открывается давно утраченный смысл привычных нам слов.

     Например, слово «ноготь» происходит от слова «нагха», что значит «растущий». А также:

баловство, ребячество – балатва (детство)
варить – вар (вода)
есть, поедать – ад
заря – джарья (восхваляемая)
куча – куча (выпуклость)
кулак – кулака (пять вместе)
папа – папу (защитник)
пес – пса (голодный, жрущий)
снег – снехья (скользкий).

     В связи с этим можно привести слова доктора санскритологии Д.Шастри: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я бы ответил безо всяких колебаний: русский и санскрит».

     Сколько нас?

     Теперь зададимся таким интересующим всех вопросом – где следует искать прародину индоевропейцев?

     На этот счет существуют три-четыре основные версии. Одни – например, известный русский языковед Вячеслав Всеволодович Иванов – пришли к выводу, что нашу прародину следует искать на территории между Месопотамией и Закавказьем. Этой же точки зрения придерживаются армянские и грузинские ученые.

     Другие считают, что индоевропейцы впервые заявили о себе где-то в районе Заволжья и Северного Казахстана, а затем в 5-4 тысячелетии до н.э. вторглись в Европу.

     Еще одна группа ученых настаивает на том, что индоевропейцы вышли с территорий Русского Севера – из так называемой Гипербореи (См. «Вера», № 404).

     Но наиболее прочно утвердилась в науке гипотеза о расселении ранних индоевропейцев в районах центральной и отчасти восточной Европы, на землях, прилегающих к Дунаю.

     По поводу этих разногласий среди историков и лингвистов бытует шутка. Откуда ученый родом – оттуда он и производит индоевропейцев.

* * *

     На индоевропейских языках говорит сейчас 45 процентов населения мира. Как далеко они разошлись и что у них общего?

     «Вода» в английском слышится как «вуоте», на литовском читается «ванду», на русском – «вода». Названия всех частей тела в чеченском языке имеют аналоги в индоевропейских языках. Например, «чирево» и «пиалиг» соотвествуют русским «чрево» и «палец».

* * *

     Еще более точное представление дают изменения слова «гнуть». Шесть тысяч лет назад (датировка относительна) оно звучало на индоевропейском языке как губ-нон-т-ей (9 звуков). Около 2 тысяч лет назад превратилось в общеславянское гъб-но-ти (7 звуков). Около тысячи лет назад стало древнерусским гънути (6 звуков). Сейчас в нем 4 звука – [гнут’].

     Среди лингвистов много сторонников приобрела теория, что язык каждую тысячу лет меняется примерно на 14 процентов. Это можно проследить на примере славянских наречий:

русский – чешский – 76% общей лексики.
русский – польский – 76%
чешский – польский – 87%.

     Первые 200 лет отличия почти незаметны: англичане – американцы.

     При расхождении в 1,5 тысячи лет возможно общение без словаря: русские – сербы.

     Через 2 тысячи лет общение невозможно, но сходство очень велико: русский и литовский языки.

     Через 4 тысячи лет родство может установить только специалист: русский и английский языки.

     При расхождении в 6 тысяч лет родство доказывается через реконструирование праязыков: русский и остальные индоевропейские языки. Мы уделили им так много внимания, потому что родство их наиболее очевидно. Однако на этом поиски праязыка вовсе не закончились.

     Ностратические языки

     К началу XX века накопилось достаточно материалов по сравнительному анализу языков, чтобы лингвистика сделала следующий шаг. В 1903 году ученый Хольгер Педерсен выдвинул гипотезу об отдаленном родстве обширной группы индоевропейских, семито-хамитских и урало-алтайских языков, которые прежде считались абсолютно чуждыми друг другу.

     Их предложено было называть ностратическими (от латинского «noster» – «наш»).

     Поначалу работы Педерсена и его единомышленников были встречены в штыки. Целой группе лингвистов приклеили ярлык «креационистов». То есть обвинили в том, что идею существования в древности единого наречия они заимствовали из Библии.

     Но довольно быстро выяснилось, что «креацианизм» – очень перспективное направление в лингвистике. Успехи ностратической школы оказались столь очевидны, что ее терпели даже в СССР.

     В шестидесятые годы самый большой вклад в исследования праязыка внес замечательный советский лингвист Владислав Маркович Иллич-Свитыч. Он безвременно погиб в возрасте 32 лет, успев значительно расширить рамки ностратической надсемьи.

     Приведем пример из исследований Иллич-Свитыча, демонстрирующий родство ностратических языков:

     ностратическое bura «снежная (песчаная) буря» = семито-хамитскому bwr – «песчаная буря» (араб. barih – «горячий ветер с песком»), индоевр. bher – «буря, бушевать» (рус. буря); урал. pura – «мести снег» и purka – «метель» (фин. purku – «вьюга»); алт. bura/bora – «буря, метель» (татар. buran – «метель»).

     К числу древнейших относится и употребление уменьшительно-ласкательного суфикса -ка. Он характерен и для русского языка, и для финского, и т.д.

* * *

     В настоящее время обнаружено 1200 лексических схождений в языках народов, которые включаются в ностратическую надсемью. При этом с каждым годом открываются все более удивительные вещи. Так, крупнейший американский лингвист Джозеф Гринберг настаивает на том, чтобы признать ностратическим японский язык.

     При этом настоящую оторопь у антропологов вызвало открытие лингвистов, что на языке, свойственном европеоидам, говорят угольно-черные жители Чада. Возникла гипотеза, что в этих местах племя европеоидов бесследно растворилось среди негроидного населения, передав ему, однако, свой язык. Но большинство остальных африканских языков также обнаруживают сходство с ностратическими. Явно чужеродными признаны лишь несколько реликтовых наречий. На них говорят, например, пигмеи и бушмены, которые даже внешне отличаются от других африканцев и принадлежат к какой-то древнейшей расе.

     Здесь вот что интересно. Американцы столько сил положили, чтобы доказать, что негры – это тоже люди, но так, кажется, в это до конца и не поверили. Достаточно вспомнить, что Авраам Линкольн – «освободитель» афроамериканцев – был убежден в их неполноценности. Наверное, потому, что настоящее уважение друг к другу мы можем обрести только в Боге, осознавая свое родство во Адаме. В том числе и через язык.

     Когда смешались наречия?

     Начало распада индоевропейского языка обычно датируется периодом 6-8 тысяч лет до Рождества Христова.

     Разделение ностратического праязыка относят к периоду 8-15 тысяч лет до Р.Х.

     А если говорить о праязыке всего человечества, то сначала называлась цифра 2-3 миллиона лет. Но сейчас речь идет уже о периоде в 40-80 тысяч лет.

     Однако если исходить из весьма авторитетной методики, что языки расходятся на 14 процентов каждую тысячу лет, то придется признать: разделение наречий могло начаться примерно 7-7,5 тысячи лет назад.

     Что вполне соответствует библейской хронологии.

* * *

     Подводя итоги, скажем, что, скорее всего, лингвистам никогда не удастся объединить в одну сверхсемью все человеческие наречия. За 7,5 тысячи лет некоторые из них успели разойтись с другими на 100 процентов, т.е. все связи оказались утрачены.

     Здесь на смену исследователям праязыка могут прийти генетики, установившие, в частности, родство тувинцев, бурятов и китайцев с американскими индейцами.

     Одно можно сказать сейчас, на заре XXI века, определенно. Праязык действительно существовал. Совершив громадный круг, наука вынуждена в этом вопросе согласиться с Библией.

     Заключение

     Иногда задается вопрос, когда речь заходит о смешении языков: а возможно ли широкое движение вспять?

     Здесь трудно не вспомнить о харизматических сектах, практикующих «говорение на языках». В чем оно заключается? Люди, переставшие понимать своих родных и близких, теряют под влиянием «духа» остатки речевой культуры. Они начинают издавать уродливые звуки, которые можно назвать символом их одиночества и безъязычия.

     Некоторая надежда вернуться к единому языку связывается сегодня со стремительным распространением английского наречия. Однако в бывших колониях Великобритании английский так стремительно видоизменяется, что уже сейчас можно говорить о появлении нескольких новых языков на его основе.

     Подобный процесс отражает те разногласия, которые коренятся в умах.

     Это особенно хорошо видно при обращении к положительным примерам. Американец Евгений Роуз (будущий иеромонах Серафим) столь глубоко прочувствовал душу китайского языка, что, услышав новое слово, мог немедленно нарисовать подобающий ему иероглиф. Он с любовью угадывал то, что обычно полагается узнавать.

     Здесь мы вплотную подступаем к пониманию, что праязык никуда не исчез и не растворился. Подобно старым иконам, покрытым слоем копоти, он способен открываться для духовного восприятия. И, очевидно, полностью обновится в конце времен, после Второго и страшного пришествия Христова.

     Обратимся к слову священномученика Иринея Лионского(†202 г.).

     Изъясняя чудо схождения Св.Духа на апостолов, владыка свидетельствовал, что и в его время встречались христиане, обладавшие даром языков. Но сутью и средоточием этого дара была способность понимать язык человеческого сердца – самый драгоценный из всех, единый для всех народов.

В.ГРИГОРЯН

Для справки. Индоевропейцы делятся на следующие основные группы:

1. Индийская: включает не менее 20 языков, в том числе современные языки Индии, Пакистана, Бангладеша, Непала, цыганские диалекты и, конечно, санскрит.
2.
Иранская: 40 живых и мертвых языков, в том числе курдский, скифский, осетинский, персидский, таджикский, пуштунский, памирские языки.
3.
Дардская: на них говорит население северных горных районов Афганистана, Пакистана и Индии, например, в штате Кашмир. Кшара на санскрите значит тающий, исчезающий, применительно к воде. Река с таким названием есть и в России.
4.
Балтийская: литовский, латышский, прусский (исчезнувший) языки, очень близкие к славянским.
5.
Славянская. В ее состав входит 13 крупных современных языков.
6.
Кельтская: бретонский, валлийский, ирландский и мэнский языки. В прошлом кельтские языки были распространены вплоть до территории Белоруссии и Украины. На них говорило население Франции и Британских островов.
7.
Романская: латынь, румынский, молдавский и вымерший далматский языки, итальянский, французский, провансальский, испанский и португальский языки.
8.
Германская: мертвый готский язык, английский, немецкий, голландский, африкаанс, исландский, норвежский, шведский, датский языки.
9.
Албанская.
10.
Греческая.
11.
Армянская.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru