ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

«ПЕДАГОГ СОТРУДНИЧАЕТ АНГЕЛАМ»

В Петербурге подготовлен к публикации в СМИ важный документ – «Этический кодекс православного педагога». Он был выработан и принят почти два месяца назад участниками Вторых образовательных Знаменских чтений, собравших педагогов со всего Северо-Запада России и Москвы.
     По словам одной из организаторов форума, профессора С.-Петербургского государственного университета педагогического мастерства (СПбГУПМ) Марины Захарченко, в школах к преподаванию предметов, связанных с православием, иногда допускаются люди, только-только пришедшие в Церковь. И принятие кодекса даст возможность определить, кто по праву может называться православным педагогом.
     Одним из инициаторов принятия этого документа был директор Сыктывкарской православной гимназии священник Пафнутий Жуков. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов:

– Кодекс православного педагога – это то же самое, что и клятва Гиппократа у медиков?

– В каком-то смысле да. В нем заключены те обязательные моральные нормы, которых все православные педагоги и воспитатели должны придерживаться.

– Что заставило вас взяться за его составление?

– Вопрос о нравственных критериях православной педагогики поднимался еще на Первых Знаменских чтениях. Проблема новоначальных педагогов – больной вопрос многих духовных школ, в том числе и нашей православной гимназии. Когда начинаешь говорить, что можно, а что нельзя православному учителю, возникает вопрос: а где определены эти нормы? Отвечаешь: в Священном Писании, в учении Христовом. И не всегда встречаешь понимание, мол, у нас, педагогов, есть своя специфика. Хорошо, если рядом с таким начинающим работает священник или просто опытный православный педагог. Чаще же бывает так: в обычной светской школе учитель литературы или какого-нибудь другого предмета берется вести уроки православной культуры. И он нередко считает, что достаточно прочитать книги на эту тему – и все, можно преподавать. В итоге получается всего лишь протестантский пересказ Библии. Между тем этого педагога надо еще воцерковлять, говоря светским языком, он должен получить аттестацию. И он должен принять на себя особые нравственные обязательства, которые и сформулированы в кодексе. Без этого аттестат вообще не должен выдаваться.

Текст этого кодекса был первоначально составлен в нашей гимназии и в общих чертах обсужден на одном из педсоветов. Затем я представил его к обсуждению в Петербурге на Знаменских чтениях, которые ежегодно собирают не просто православных педагогов, а методистов – тех, кто разрабатывает программы православного обучения. И там, на высоком научном и богословском уровне, текст кодекса был обсужден, дополнен и принят соборным решением. Теперь он общеобязателен для всех православных учителей Северо-Запада России, а если окажется полезным и для других регионов, то слава Богу.

– Кто участвовал в обсуждении и принятии кодекса?

– Из Москвы – архимандрит Платон (Игумнов), о.Киприан Ященко. Из Петербурга в работе Чтений приняли участие о.Георгий Митрофанов, о.Александр Зелененко, о.Кирилл Копейкин – педагоги духовных академий. Можно назвать и другие фамилии, поскольку с докладами выступали свыше 50 профессоров, преподавателей и студентов светских и духовных учебных заведений, и многие из них поднимали этот вопрос. Вообще чтения получились довольно представительными, были посланцы даже с Дальнего Востока.

– Когда кодекс вступит в свою законную силу?

– Со дня опубликования.

ОТ РЕДАКЦИИ: как нам стало известно, текст кодекса пока еще не появлялся ни в одном печатном издании. Эта публикация – первая.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА

I.   Православный педагог – наставник в вере, носитель не только слова, но и Духа Божия, хранитель православного вероучения. Он должен прилежать к чтению Св. Писания и поучений свв. Отцев, подавать пример в молитве, участвуя в службах; часто ходить на исповедь и причащаться Святых Таин.

II.   Православный педагог имеет нелицемерную любовь к Богу и ревнует об исполнении Божьих заповедей. И если он видит, что сердца воспитанников охладевают к Богу, а глаза их обращаются к суете мира, то должен каяться и искать ту скверность в своей душе, которая послужила для них соблазном.

III.   Православный педагог внимателен к своим словам, исполняет свои обещания и ценит чужое время.

IV.   Православный педагог – образец для воспитанников в терпении и трудолюбии, а также в аккуратности. Полагаясь на помощь Божию, он не стремится переложить свой крест на плечи сотрудников, а напротив, стремится помочь каждому хотя бы добрым советом. Он следует святоотеческой заповеди: «Если трудно, приди на помощь тому, кому еще труднее, и Бог тебя не оставит».

V.   В послушании, смирении, братской любви и приветливой открытости православный педагог сотрудничает ангелам и им уподобляется. Никак не должно педагогу быть крикливым, дерзким и несдержанным, сплетничать, обсуждать за глаза коллег и выяснять с ними отношения в присутствии воспитанников и их родителей.

VI.   Православный педагог не поощряет доносов и не принимает жалоб коллег и учеников друг на друга, если они прежде не постарались объясниться сами или в присутствии свидетелей, как о том учит Спаситель: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви» (Мф. 18, 15-17).

VII.   Православный педагог не может пойти на исповедь, не примирившись со всеми и не испросив у них со смирением прощения, как учит Господь: «…пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 24). Лицемерная исповедь без примирения с ближними имеет тяжкие последствия для души, влечет за собой причащение в осуждение и служит соблазном для воспитанников.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru