НА РУБЕЖАХ В СИБИРИ, В ТАТАРИИ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ... Публикуя два номера назад мнения о том, нужно ли особое почитание Ченстоховской иконы, мы уже тогда догадывались, что неспроста в среду православных был «вброшен» этот вопрос. Дальнейшие события подтвердили наши опасения. Подтверждают это и письма читателей... | «Здравствуйте, сотрудники и читатели газеты «Вера»-«Эском»! Мы в этом году подписались на вашу газету и были немного удивлены, получив третий выпуск (№ 406). В нем писалось о том, что по всей Руси идет по нарастающей почитание Ченстоховской иконы Божией Матери, на которую якобы перешла благодать с Державной иконы Божией Матери. Прочитав статью, мы согласились с автором, что это действительно явный абсурд, и отложили газету в сторону, потому что ничего более о Ченстоховской иконе нам слышать не приходилось. Даже подумалось, что вот-де, где-то какие-то письма бредовые ходят, а у нас тишь да гладь да Божья благодать... Однако через несколько дней пришлось вновь столкнуться с этой проблемой... Я заметил, что по храму промеж прихожан активно ходят какие-то откатанные на ксероксе брошюрки. Заинтересовавшись, что это такое, я был немало удивлен, обнаружив, что это не что иное, как акафист Ченстоховской иконе Божией Матери с краткой историей ее почитания. На вопрос, откуда такая активность в распространении данного акафиста, я получил ответ, который больше всего боялся услышать. Не буду его приводить, он один к одному совпадает с тем, что было написано в газете. Я пытался объяснить – меня не стали слушать. Дал почитать статью – завидев критику, газету отложили в сторону. Я в отчаянии развел руками – человеческие доводы были исчерпаны... Но неожиданно в бой вступило воинство Небесное... Накануне празднования Иверской иконы Божией Матери (25/12 февраля) батюшка объявил с амвона, что у одной нашей благочестивой прихожанки, пожелавшей остаться неизвестной, замироточили дома распятие и четыре иконы Божией Матери (две из них – Державная и Серафимо-Дивеевская «Умиление»). На праздник Державная икона Божией Матери была принесена в храм, перед ней служили молебен с чтением акафиста и в конце службы всех помазали миром от иконы. Я думаю, что Сама Богородица показала истину, ведь через Державную икону было явлено православным, Кто является покровителем России после отъятия скипетра у последнего Царя – страстотерпца Николая II; икона «Умиление» неразрывно связана с прп.Серафимом Саровским и основанной Дивеевской девичьей обителью, которая является 4-м (и на данный момент последним) уделом Пресвятой Богородицы; а все события сии произошли в день Иверской иконы, с которой связаны уделы Богородицы – Грузия, Афон – и пророчества о последних временах. Аминь». Н.ПИРОГОВ г.Зеленодольск, Татарстан * * * «То, что у нас в Новосибирске читают газету «Вера», стало ясно после того, как однажды вечером мне позвонил один знакомый и спросил, правда ли, что я написал статью, в которой хулятся православные иконы. Растерявшись от такого заявления, я не сразу понял, что речь идет о статье «Плененная икона» в газете «Вера» в № 406, в которой я писал про Ченстоховскую икону Божией Матери, а точнее, о непонятном ажиотаже вокруг иконы, с некоторых времен являющейся символом католической Польши. В тот раз я продиктовал знакомому интернетовский адрес газеты и посоветовал самому прочитать мою статью, причем в контексте недавнего решения Ватикана о создании в России четырех своих епархий, в том числе и в Новосибирске. После этого звонка мне вспомнилось, как впервые в Новосибирске появились польские католики, вспомнил и свою личную встречу с ними. Было это в начале девяностых годов, в период расцвета перестроечных свобод, когда в наш город приехало немало представителей инославных конфессий, в том числе и католики. В то время меня заинтересовал вопрос о времени празднования Пасхи. Было непонятно, отчего, привязываясь к одним и тем же астрономическим явлениям, мы с католиками празднуем Пасху в разное время. Обращения к священникам ни к чему не привели, было очевидно, что они сами мало ориентировались в этом вопросе. И вот, услышав, что недалеко от моего дома католики открыли костел, я решил обратиться за консультацией и к ним. | В оздоровительном детском лагере «Колосок» (Новосибирская обл.) католики проводят «Каникулы с Богом» | Костел на самом деле оказался обычным большим частным домом с крестом на крыше. Во дворе дома играли ребятишки, и время от времени пробегали чем-то занятые монашки. Вот тогда-то я первый раз и услышал упоминание Ченстоховской иконы – монашки, если что-то у них не ладилось, восклицали: «Матка Бозка, Ченстоховска!» Священника, с которым я мог бы поговорить, пришлось подождать, а между тем я выяснил, что ребятишки, игравшие во дворе, были из близлежащих домов и все как один русские, без каких-либо католических корней. Вскоре вышел священник, которого на русский манер звали отцом Павлом. Про празднование Пасхи он мне так ничего толком не разъяснил, повторяя известные энциклопедические сведения о равноденствии и полнолунии. В разговоре отец Павел все нажимал на вселенскую суть католической веры, на мудрость Папы Римского, заботящегося о своих чадах даже в далекой Сибири. Но, когда я неосторожно высказался, что чада, игравшие во дворе, вовсе не католики, отец Павел резко свернул беседу, сказав на прощание, что окормление настоящих католиков затруднено из-за удаленности костела, но скоро все будет иначе, так как в центре города строится новый костел. И действительно, вскоре неподалеку от центральной площади города было выстроено величественное сооружение в готическом стиле. Как-то, выполняя послушание по согласованию документов на строительство храма, я спросил у чиновника мэрии, отчего нам, православным, выделяются места под строительство на окраинах города, причем, как правило, в заболоченных местах. «По одежке протягивай ножки, – ответил, в общем-то, хороший дядька из мэрии. – Ваши храмы – сплошной долгострой, который в центре города ни к чему». А в одном из приватных разговоров мне как-то намекнули на небольшую заработную плату бюджетных работников. | 10 марта 2002 г. Прот. Александр Новопашин кладет ноту протеста у главного престола католического собора в Новосибирске | | Пока «наши храмы» мучительно медленно возводятся на окраинах, костел в центре города был выстроен в сжатые сроки и освящен представителями Ватикана. Вызывало недоумение, что такое помпезное здание было построено для нескольких десятков новосибирских католиков. Конечно, в таком крупном городе, как Новосибирск, проживают люди разных национальностей, в том числе и традиционно католических – прибалтийцев, поляков и немцев. Однако компактного проживания конкретно католиков в нашем городе не наблюдалось. Самые многочисленные из вышеперечисленных наций – немцы, которые в абсолютном большинстве исповедуют лютеранство и баптизм, но и среди них тенденция возвращения на историческую родину довольно стабильна, и немецкая диаспора тает на глазах. Так для кого же выстроили католики в Новосибирске свой костел? То, что у католиков далеко идущие планы, стало ясно из случая, вскоре происшедшего. Параллельно со строительством костела католики на живописной окраине города строили комплекс зданий, зарегистрированных как Дом престарелых. То, что кто-то хочет позаботиться о наших нуждающихся в уходе стариках, вызывало чувство благодарности. Но неожиданно для всех сразу же после окончания строительства было объявлено о перепрофилировании Дома престарелых в Детский дом. В одночасье католики выбрали в одном из детских домов несколько ребятишек и забрали к себе на воспитание. Скандал разгорелся, когда стало известно, что большинство из выбранных детей буквально за несколько дней до этого события были крещены в православном храме и имели крестных родителей из числа послушников этого храма. Выяснилось это, когда пришедшие навестить своих крестников крестные родители не обнаружили своих подопечных. Шума по этому поводу было много, но мне в связи с этим вспомнились русские ребятишки, игравшие во дворе первого новосибирского костела. Цели католического присутствия в нашем городе стали приобретать конкретные очертания. | Приезд Апостольского администратора (ныне – епископа) Восточной Сибири в Благовещенск | Желание католиков приобщить россиян к идеям католицизма активизировалось после решения Ватикана создать в России четыре епархии, в том числе и в нашем Новосибирске. Тут же замелькал на экранах телевидения местный католический епископ, а в газетах появились объявления следующего содержания: «Католическая церковь приглашает на цикл катехизисных бесед. Мы приглашаем всех, кто ищет ответы на вопросы о вере и религии, жизни и смерти, страдании и радости». Если католики утверждают, что главная цель их присутствия в России – это окормление своей паствы, то отчего же приглашаются «все»? И это на фоне того, что практически в каждом православном приходе действуют воскресные школы как для детей, так и для взрослых. За несколько лет мои пути пересекались с католиками не один раз. Так, узнав, что одна наша знакомая посещает костел, я поинтересовался, что же ее заставило забыть свои православные корни? Причины были названы две. Первая, что у католиков на богослужении можно сидеть, вторая – постоянная отоварка прихожан западной гуманитарной помощью. Судя по интонации знакомой, вторая причина все же превалировала. Методов привлечения внимания к себе у католиков немало. Пришлось мне как-то лично беседовать с одним польским иезуитом о дне святого Валентина. На вопрос, отчего католики не выступят против шумного характера праздника, не совместимого с христианским понятием святости, иезуит улыбнулся и ответил, что чем больше людей будут знать о католических святых, тем лучше. Ажиотаж вокруг Ченстоховской иконы говорит о том, что католики ненавязчиво знакомят нас не только со своими святыми, но и со святынями. Об этом свидетельствуют разговоры, что в Польше для новых российских епархий в спешном порядке готовят списки с Ченстоховской иконы Божией Матери». В.МЕЛЬНИКОВ Новосибирск. 10 марта 2002 года
eskom@vera.komi.ru
|