ПАМЯТЬ

ПОКОЙСЯ О ГОСПОДЕ, ВЛАДЫКО АФАНАСИЙ

1 мая 2002 г. остановилось сердце замечательного архипастыря Русского Севера владыки Афанасия (Кудюка).

Без служения Церкви он жизни себе не представлял. В 75 лет, как положено по Уставу, подал прошение об отставке. 13 апреля, незадолго до смерти, владыку разбил инсульт. Жизнь для него была трудом, а покой был возможен только за порогом смерти.

За 17 лет пребывания владыки на Пермской кафедре в четыре раза выросло число приходов, было открыто 7 монастырей.

Звучит весомо, но мы знаем епархии, где число приходов выросло в полусотню раз. Поэтому цифирь нам мало о чем поведает. Она не сможет передать, что обители, открытые архиепископом Афанасием, существуют не только на бумаге. Что они процветают, и в них совершается подлинный подвиг возрождения русского монашества.

Много хорошего можно сказать и о приходах. Владыка все делал по совести. Это слово «совесть» в наших устах можно услышать сегодня гораздо реже слов «вера», «благодать», «ревность». Мы словно забываем, что и ревность, и вера без совести – это духовная прелесть, самообман. Архиепископ Афанасий учил нас своим примером. О себе говорить не любил, поэтому только сейчас мы можем вас познакомить с историей его жизненного пути.

Александр Кудюк родился 18 февраля 1927 года в семье крестьянина в Красном Селе Бельского района Белостокской области. В 1945 году поступил послушником в Жировицкий Успенский монастырь в Белоруссии, затем – в только что открывшуюся Московскую семинарию. Духовную академию закончил уже будучи монахом, приняв постриг в честь святителя Афанасия. За сочинение о египетском монашестве иеромонах Афанасий был удостоен ученой степени кандидата богословия.

Преподавал в Московской семинарии, затем подвизался в Ташкентской епархии и вновь вернулся к педагогической деятельности у себя на родине – в Минской семинарии. В 1958 году был возведен в сан архимандрита. Много служил в беднейших сельских приходах и испытал на себе все тяготы хрущевских гонений. В те годы он стал приобретать известность как замечательный проповедник, но главное – приобрел бесценный опыт духовничества, понимания людей. На протяжении всего служения он собирал духовные стихи и песни, что создавались народом, и, переписанные от руки, они восполняли для простых мирян недостаток православной литературы.

Пройдя школу служения в гуще народной, отец Афанасий в 1980 году был поставлен во епископа Пинского, а спустя четыре года возглавил Пермскую епархию и управлял ею дольше, чем любой другой архиерей в ХХ веке.

Очень любил книги. Выпустил в свет, как только возникла возможность, духовные песнопения, множество трудов нравоучительного и миссионерского характера. Издатели издалека ехали к нему за благословением, зная об этой «слабости» архиепископа.

Нужно было видеть его кабинет, напоминающий книжный склад, чтобы понять ту меру счастья, которую он испытывал от того, что все сокровища, накопленные Церковью за ХХ веков, можно стало донести до людей. Иногда по несколько раз в день в епархиальное управление прибывали книгоноши с чемоданами. Владыка почти всякий раз выходил к ним самолично, с какой-то детской радостью на лице обнаруживая какую-нибудь жемчужину христианской письменности.

Через его кабинет почти непрестанным потоком шли посетители, прибывающие со всех концов многомиллионой Пермской области. Каждого он выслушивал, старался помочь. Вспоминаю, как прибыл в епархию в командировку. Архиепископ Афанасий выслушал меня очень спокойно, словно думая о чем-то своем. Потом вдруг спросил, где я остановился.

– Пока нигде, – ответил я.

– В гостинице-то дорого, – вздохнул владыка, – ну ладно, я подумаю, но ничего не обещаю.

Я опасался, что он обо мне скоро забудет. Ничего подобного. Как я позже понял, «ничего не обещаю» в устах владыки следовало понимать, как «сделаю все, что в моих силах». Определили меня в общежитие духовного училища.

Это «дорого», способность вникать в чужие трудности, меня очень тронула. «Жестко стелет, да мягко спать» – можно было сказать о манере его поведения.

Несколько дней потом я регулярно заходил в Управление. Наблюдать за жизнью владыки было большим удовольствием. Иной раз разгневается, зашумит. Потом старается загладить вину, чем-то одарив. Отругает, потом обязательно поможет.

Телосложением архиепископ Афанасий напоминал грузного старого медведя. Кажется, немного стеснялся своей доброты и пытался «исправить впечатление». Но из этого ровным счетом ничего не выходило.

Вот сценка. Заходит шофер:

– Благословите, владыка, пообедать.

В ответ грозный бас:

– Пожалуйста, только через пять минут едем.

Шофер растерян.

Архиепископ Афанасий смягчается:

– Через десять.

Не успевает шофер исчезнуть, как владыка смеется вслед:

– Через пятнадцать.

На лице архиепископа написано: «То-то, знайте, какой я строгий».

Его очень любили. Помню, как в Перми один-единственный раз услышал критическое замечание в адрес правящего архиерея. Обвиняли его... в излишней доброте.

Всем бы нам иметь этот «недостаток» в качестве главного.

В.Г.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru