ХРОНОГРАФ

ЗА РОССИЮ?

12 июня мы отмечали День России. На карте государственных торжественных дат место этого праздника остается весьма почетным. От восточных до западных границ властями были организованы мероприятия – кто во что горазд. Во Владивостоке это походило больше на «проводы весны» – театрализованное шоу на центральной площади, ярмарка с кулачными боями и борцовскими схватками с настоящим медведем, карнавал. В Москве официоза было больше.

Однако в большинстве городов России хоть и были организованы разного рода гулянья, день этот по-прежнему воспринимался людьми как еще один случайный, по прихоти властей, выходной, впрочем, вполне желанный для работы на приусадебных грядках.

Задумывался праздник властями как своеобразная альтернатива годовщинам Октябрьской революции. Сугубо идеологическому 7 ноября предложили сухопарую идеологическую же альтернативу «независимости». То есть поменяли шило на мыло: вместо одной даты с подмоченной родословной предложили другую – такую же.

Надо глубоко не чувствовать и не понимать Россию, чтобы предложить праздновать россиянам «независимость». Это слово на Руси никогда не было в чести. Из всего гнезда слов – «свобода», «воля», «самостояние» – выбрали самое сомнительное, с оттенком гордости. Это, может быть мелочь, но очень показательная.

Потом, точно спохватившись, праздник поименовали Днем России. Так и просится между этими словами вставить: «трагедии». Надо быть честными: в этот день 12 лет назад российские депутаты, приняв декларацию о суверенитете РСФСР, сознательно (их предупреждали!) дали мощный толчок катастрофическому распаду СССР. Большинство из нас, в общем-то, сознает, что конец СССР, наверное, был неизбежен. Но ведь все дело в том, КАК это могло происходить: подобно взрыву, или постепенно, с одновременным решением проблем русских в бывших советских республиках, вопросов собственности, советских долгов, которые непомерным грузом теперь лежат на россиянах. Наконец, 12 июня мы фактически должны праздновать избрание на должность Председателем Верховного Совета РСФСР, т.е. фактически начало правления Россией Бориса Ельцина. Тоже не вдохновляет.

На днях Б.Ельцин с сожалением отметил в телевизионном интервью, что пока этот день «не стал еще праздником, таким, как день рождения королевы Англии». По его словам, «надо, чтобы это был личный праздник для каждого россиянина, для каждой семьи». Это удивляет – непонимание им такой простой вещи, что во всем мире праздники только тогда живут долго, когда имеют Божественную санкцию. Тот же день рождения королевы Англии – это ведь еще и торжество в честь главы Церкви Англии, коей она является.

Характерно, что как раз в эти же дни наша Церковь отмечала 12 годовщину избрания Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриарха Алексия II. Человека, чье предстоятельство определилось не таким уж явным преимуществом при голосовании (во втором туре он набрал 166 голосов участников Собора против 143 голосов за митрополита Владимира (ныне – Киевского и всея Украины). Они – Президент Ельцин и Патриарх Алексий – 10 лет трудились бок о бок, более или менее регулярно встречались, но, если как завещал Господь, судить по плодам – какие разные итоги! Разворованное государство, рухнувшая экономика, обнищавший, презирающий правителя народ – конечно, не только Президента в этом вина. Как не только заслуга Патриарха в том, что Церковь наша осталась во всех испытаниях едина на просторах бывшего СССР, что она поднялась из руин, и голос ее теперь слышен и народом, и властью. Просто один обладал талантом разрушать, другой имеет дар хранить и приумножать.

Мы говорим по привычке, что жили в эпоху Ельцина. Но как-то будут вспоминать наше время лет через сто? «Собиратель Русской Церкви» – так назвали книгу о Патриархе Алексие, презентация которой состоялась на днях. Интересно, что среди авторов ее – первый президент РФ Б.Ельцин. А как бы назвали книгу о нем?

* * *

Отношение к власти во многом зависит от первого лица в государстве, но не только. Вот сейчас при абсолютном кредите доверия к В.Путину отношение к власти по-прежнему негативное. Надо сказать, что наше чиновничество – от самых верхов до какого-нибудь столоначальника в районной администрации – этого вполне заслуживает.

Поэтому вполне естественно, что русский православной человек ждет такого же отношения к власти и от Московского Патриархата. А если у высшей церковной иерархии возникают с правителями какие-то дела, значит она «продалась», «ждет подачек от Кремля» и т.д. и т.п. Мы, православные, любим рассуждать о «симфонии» духовной и светской властей, однако при этом почему-то всегда светская власть оказывается негодной для решения высоких задач поднятия народного духа. А раз так, то лучше с ней вообще дела не иметь.

То есть в со-трудничество между Церковью и Государством мы не очень-то верим и отказываясь признать служение Церкви государству, готовы принять положение, когда государство будет бескорыстно служить Церкви. Кроме того, что такого не бывает, такое положение дел едва ли не опаснее для России.

Между тем сегодня, в пост-ельцинскую эпоху, наметилось огромное число направлений, по которым сотрудничество светских и духовных властей не только возможно, но необходимо и неизбежно. Инициативы, исходящие от Церкви, нам известны более менее. Это и желание ввести в государственной школе православные дисциплины, и стремление получать часть налогов не только на реставрацию «памятников ахитектуры», но и на осуществление социального служения, и мн. другие. Пока эти инициативы идут непросто.

Но вот что интересно – в последнее время нарастает встречное движение.

Никто не заподозрит Московский Патриархат в том, что он лоббировал в правительстве решительные действия против открытия католических епархий на территории России. Однако реакция Министерства иностранных дел была категорически жесткой. Причина проста: католические епархии не просто угроза духовному единству нации (это не относится к компетенции МИДа). Это попытка создать прецедент: если какое-либо государство (тем более не союзническое) пытается создавать свои структуры на территории России без согласия на то наших властей – это уже угроза национальной безопасности.

Интересно, что недавняя инициатива депутатов Г.Райкова, В.Булавинова и Д.Рогозина ввести в Уголовный кодекс ответственность за мужеложство тоже не «продвигалась» религиозными организациями, хотя отношение всех традиционных конфессий России к этому известно. Просто проблемы государства, связанные с существованием гомосексуального лобби в верхних эшелонах власти, когда благодаря круговой поруке один высокопоставленный гомосексуалист тащит за собой в «замы» другого, настолько обострилось, что дальнейшее замалчивание этой темы также стало угрозой государству.

Несомненно, скоро власти будут обсуждать вопрос о серьезных ограничениях безнравственных передач на телевидении и сексуальной печатной продукции на прилавках. Не потому, что это нужно Церкви (об этом давно и много говорит церковная общественность) но потому, что в этом проявляется насущнейшая потребность. Моральный дух молодежи – это стратегический резерв государства.

И во всех этих случаях уже высшая власть обращается к Церкви, к религиозным организациям, если не за «санкцией», то как минимум за обоснованием и поддержкой.

И это движение по мере выкарабкивания России из ямы, несомненно, вскоре даст плоды.

И.ИВАНОВ

назад

вперед

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга