ХРОНОГРАФ


ЛУКАВЫЙ ЖУПЕЛ

История с разрушением часовни храма св.Татианы в Набережных Челнах, о которой мы писали месяц назад, получила неожиданное продолжение. «Идейные» погромщицы, три пожилых мусульманки (против них прокуратурой возбуждено уголовное дело по обвинению в «умышленном уничтожении чужого имущества», «вандализме» и «возбуждении национальной и религиозной вражды»), 25 ноября сами подали в суд. Они обвиняют в незаконных действиях всю следственную группу, а также все бывшее и нынешнее городское руководство – всего человек около 20.

Здесь, как говорится, чем наглее, тем результативнее. И это событие следовало бы оставить без внимания – как считают компетентные источники в самой Татарии, сделано это, скорее всего, с тем, чтобы «нейтрализовать» обвинения в экстремизме и тем самым помочь правоохранительным органам спустить дело о погроме на тормозах. Но вот что примечательно: в иске участниц погрома возведение православного храма называется «умышленным и целенаправленным разжиганием межконфессиональной и межнациональной розни в городе».

Интересная параллель вырисовывается. Буквально в эти же дни в Татарии прозвучало еще одно подобное обвинение. Законодатели Татарстана неожиданно высказались против введения в школах предмета «Православная культура». В обращении к руководству России депутаты настаивают, что «преподавание этого предмета в качестве одной из основных учебных дисциплин в многоконфессиональном и многонациональном государстве может привести к обострению и без того непростой ситуации в межнациональных отношениях». Вот такая любопытная проекция: от набережночелнинских исламских экстремисток – на государственный уровень. В скобках заметим, что тут не должно быть иллюзий: парламент в Татарии вполне «ручной», и, разумеется, принятый документ – не случайный эмоциональный всплеск, а лишь озвучивание точки зрения опытного политика М.Шаймиева.

Это откровенная и сознательная провокация. Ведь сказано же было российским министром образования В.Филипповым, что предмет далеко не «основной», он включен в региональный и школьный компоненты, а стало быть, его можно не преподавать в сельских школах Татарии, где учатся дети из мусульманских семей. Но дело даже не в том, что размахивание жупелом межнациональной и религиозной розни стало обычным для руководства Татарстана. Тут становится очевидно другое: это заявление – часть широкомасштабной системы шантажа общественного мнения России, выстраиваемой в высших коридорах московской власти. За спиной у Президента.

15 ноября замглавы аппарата правительства РФ А.Волин заявил, что «в условиях многоконфессионального и многонационального государства, каким является Россия», преподавание в школах основ православной культуры опасно: «По-моему, от этого документа веет средневековьем и мракобесием». Руководитель комитета Госдумы по образованию и науке А.Шишлов вторит ему: «Россия – многоконфессиональное и многонациональное государство. Выделение какой-то одной религиозной культуры в школьном образовании может иметь весьма далеко идущие последствия».

Это что касается «Православной культуры». А вот более «широкий» взгляд. В.Зоркальцев, председатель комитета Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций: «Особенно опасно говорить о религиозном экстремизме, подозревая исламский фактор. Это внесет дисгармонию в межнациональные и межконфессиональные отношения... Если кто-то из банды Гелаева в Панкисском ущелье надел зеленую повязку, если террористы взрывают мирные объекты с криком «Аллах акбар», мы сразу называем этих людей религиозными экстремистами. Но при чем тут религия?»

А что же тогда «при чем»? – хочется спросить у депутата. Если человек говорит, что он поступает так или иначе, исходя из своих религиозных убеждений, мы не можем этого оспорить. Тем более, если при этом следуют ссылки на текст главной вероучительной книги (в данном случае, Корана), пусть даже неправильно трактуемого.

«Бороться с «религиозным экстремизмом» все равно, что бороться с миражом», – добавляет Зоркальцев. Однако ж вот незадача: во всем мире борются именно с ним. Вот месяц назад в Великобритании запретили четыре исламские организации, которые, по сведениям властей, были связаны с террористами. Заметим, запретили не террористов (им место в тюрьме), а исламистские организации, обеспечивающие террористов идеологически. Критикуя президента Буша за без устали повторяемую им фразу «ислам – религия мира», известный американский христианский проповедник П.Робертсон предостерегает: «Общественность должна быть осведомлена о содержании Корана, многие главы которого призывают мусульман убивать «неверных». При этом Робертсон вполне отдает себе отчет, что напоминание об этом будет политически некорректным. Но до нее ли, когда за пару дней в резне, учиненной в Нигерии мусульманами, погибают более 200 христиан, а тысячи вынуждены покинуть дома. Христиане «устали подставлять мусульманам другую щеку», – заявил католический архиепископ этой страны.

И вот на фоне всего этого, после событий с захватом заложников в Москве нам говорят о какой-то угрозе межнациональному миру, исходящей от изучения православной культуры! Той самой культуры, которая учит молиться не только о жертвах, но и о врагах, которая всячески призывает к миру и терпимости.

* * *

События последнего года показывают со всей очевидностью, что у федеральной власти нет ни политики, ни идеологии в области межрелигиозных отношений. Вместо серьезного и вдумчивого исследования проблем, советники предлагают нашему Президенту лишь повторять заклинания в духе политкорректности президента Буша.

За бесконечными разговорами о межконфессиональном характере государства стоят люди, готовые ради сохранения «контроля над ситуацией» на многое. Их первая цель – разделение и ослабление православия. На это нацелена кампания беспрецедентного давления на министра образования по поводу введения предмета «Православная культура». Всячески поддерживается либеральная оппозиция внутри Церкви, идет поиск альтернативы Московскому Патриархату внутри православия.

Второе направление – поиск «альтернативы» православию среди других конфессий России. Для этого решено использовать российский ислам. Не беда, что «весовые категории» слишком неравны. (Согласно последним опросам РОМИР, мусульманами себя называет 2,9 %, тогда как православными – 69,3 % опрошенных). Для «уравнивания» традиционно используются шумиха в СМИ, акции вроде заявления татарского парламента и мн. др.

Кто же эти люди во власти: без мировоззрения – не православные и не мусульмане, без идеологии – не патриоты и не либералы? Это те, кто получает дивиденты от игры в «сдержки и противовесы» и остается в результате всех этих политических комбинаций у кормушки власти.

Уже несколько веков в России сравнительно мирно сосуществуют православный и исламский миры. Но обеспечивалось это только тем, что православие было, безусловно, «сильнее» – и количественно, и культурно. Доминирование православия, пусть и в рамках синодальной системы, было духовным стержнем России, на который крепились и спокойно жили все иные конфессии. Только сильное православие способно обеспечить межконфессиональную стабильность – это непреложный закон для такого государства, как Россия. Тем более, в теперешней ситуации новых глобальных угроз.

Кто не понимает этого или сознательно действует против – тот работает на распад и уничтожение России.

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга