ХРОНОГРАФ СПЯЩАЯ СТАТЬЯ Итак, попраздновали... День Конституции растянулся аж на четыре дня (воскресенье я тоже считаю – никто не заставит меня называть его рабочим днем), а Рождественские каникулы, как решила наша Дума, будут длиться всего один день. И как мудро! Рождество-то у нас все равно любит большинство населения, а вот к Конституции относятся с прохладцей. А чтобы полюбить ее – Конституцию, давайте-ка мы устроим большой праздник. Прививать уважение к Закону, конечно, нужно. Вот недавно приняли Закон «О борьбе с экстремистской деятельностью», который должен нас оградить от ваххабитов. Кое-кто из православных еще на стадии обсуждения сомневался: «Ну как по нам ударит? У нас ведь закон что дышло...» И как в воду смотрели... Буквально на днях, в дни конституционных торжеств, редактор интернет-издания «Благословение» Ю.Григорьевич прислал нам письмо с призывом поддержать коллегу: «В Ульяновске закончилось предварительное следствие по факту публикаций статей Сергея Серюбина в епархиальной газете «Православный Симбирск». Автору (он же редактор газеты) предъявили обвинение в соответствии с новым законом об экстремизме. Слушание уголовного дела в суде Ленинского р-на г.Ульяновска может начаться уже в декабре 2002 года». Как следует из письма, основанием для обвинения стали публикации в епархиальной газете известных, уже много раз печатавшихся текстов об иудаизме, в том числе принадлежащих перу самих же евреев. Один из таких авторов – монах Неофит, бывший раввин, перешедший в православие и написавший о ритуальных человеческих жертвоприношениях в некоторых иудейских сектах. Вообще, конечно, непонятно, зачем православной газете несколько номеров посвящать разбору чужого, не-православного учения. Что, о православии уже все сказали? И можно по этому поводу недоумевать, но... привлекать к уголовной ответственности? Неужели новый закон об экстремизме можно толковать столь широко? «Так используется законодательство об экстремизме против православных, – пишет нам Юрий Григорьевич. – Но стоит почитать вероучительные писания типа «Шулхан Арух» (в переводе: «накрытый стол с самыми избранными яствами») и начинаешь задаваться вопросом, читала ли их прокуратура?» Я нашел эту книгу, точнее выдержки, в журнале «Наш современник» (№ 8, 2002 г.). Прежде в России она не распространялась иудеями, только в 2001 году КЕРООР (конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России) выпустил на русском языке «Кицур Шулхан Арух» – «малый накрытый стол», то есть усеченный ее вариант. Но даже в нем, действительно, многое коробит, например, неевреи приравниваются там к экскрементам. В предисловии З.Коган, председатель исполкома КЕРООР, пишет: «Эта книга вам совершенно необходима... Читатель, который захочет прочесть «Кицур Шулхан Арух» в идеально полном объеме, приглашается в ешиву, чтобы изучить эту и многие другие святые книги в оригинале». И вот представьте: вняв призыву З.Когана, молодой еврей идет и читает следующие предписания (цитируется по вышеуказанному источнику): «Еврей-вольнодумец, то есть тот, который совершает богослужение акумов... убивать всех таких – доброе дело» (Хошен га-мишпат 425-5). «Предателя (еврея) дозволяется убивать на всяком месте, даже и в наше время... хорошее дело убить его, и каждый, кто первый убьет, приобретает заслугу» (Хошен га-мишпат 388-10). Цитировать предписания, касающиеся неевреев, не стану, дабы не «разжигать межнациональную рознь». Но ведь и евреи нам не чужие. В Православной Церкви много священников этой национальности. Есть даже митрополит – этнический еврей. Так что же, «хорошее дело убить его»? Очень много евреев (может быть, большинство) не придерживаются талмудического иудаизма. Они тоже – «предатели»? Выходит, что по новому закону надо подавать в суд на всех ортодоксальных иудеев? Но это же абсурд! Или вот еще пример абсурдной ситуации. Администрация Ставрополья, обеспокоенная ростом межэтнических конфликтов на своей территории, заказала кафедре этнологии местного университета провести научное исследование. Задача: выяснить причины и носителей межнациональной напряженности в крае. Заслуженный, всеми уважаемый профессор В.Авксентьев вместе с сотрудниками кафедры добросовестно выполняет свою работу. Ими установлено, что причиной напряженности стал нерегулируемый приток мигрантов, в основном из кавказских республик, ими же обычно и провоцируются конфликты. По результатам исследования университет выпускает научную монографию. После чего профессора... привлекают к уголовной ответственности, 19 ноября 2002 года дело передается в суд. В чем же обвиняет профессора прокуратура? В том, что он «при подготовке и редактировании монографии... зная, что она подлежит публичному распространению, включил в нее высказывания... формирующие негативный образ мигрантов неславянских этносов». И квалифицируется это как «разжигание межнациональной розни». Профессор и его коллеги, конечно, в шоке. «Мы стремились показать реальную картину общественного мнения, вскрыть случаи этноэгоизма, ксенофобии и этноцентризма», – пытается объяснить ученый-этнолог. «Закон что дышло, куда повернул – туда и вышло», – опять хочется вспомнить эту грустную поговорку. Опытные юристы, между прочим, признают крайнюю размытость законодательства в межэтнической и религиозной сферах. Не случайно ст. 282 УК РФ (предшественницу Закона «О борьбе с экстремистской деятельностью») они называли «спящей статьей», то есть крайне редко применяемой. Ведь очень сложно четко квалифицировать, кто русофоб, кто антисемит, кто анти-ктоугодно. На днях в Израиле проходил международный конгресс, который как раз рассматривал этот вопрос. И его организатор М.Лотман заявил, что антисемитизм существует даже в самом Израиле: «Множество израильских сайтов... имеют явную антисемитскую направленность». Что тут добавить? Чем печальна вся эта история... Опять «спящая статья» проснулась, когда «русским духом» запахло. В отношении других национальностей таких прецедентов что-то я не припомню. Неужели русские столь хронически нетерпимы? Ни за что не поверю. Многонациональная Россия, собственно, и держится на терпимости и открытости государствообразующего этноса – русских. Наша евангельская вера – самая миролюбивая. Поэтому в новом Законе «О борьбе с экстремистской деятельностью» заинтересованы прежде всего мы, православные. Но только при условии, что он не станет орудием чьего-то влияния. Как говорится, поживем – увидим... М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |