ПОЧТА Еще раз о милосердии и справедливости Здравствуйте, возлюбленные в вере сотрудники редакции! Бог мира да будет со всеми вами. Прочитал в «Вере» в № 424 беседу корреспондента И.Иванова с настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Архангельска о.Алексием. В целом беседа мне очень понравилась. Но я не вполне согласен с о.Алексием. Тезис, что у Бога нет никакой справедливости, считаю не вполне правильным. С духовной точки зрения, более полезным для верующих утверждать тезис, что у Бога нет никакой несправедливости. Так как даже у верующих порой возникают сомнения в справедливости Божией, особенно если эта несправедливость касается непосредственно их самих. Конечно, такие сомнения могут возникнуть только у людей, не утвержденных в вере, по недомыслию. Но многие ли из нас могут похвалиться твердостью веры и духовной мудростью? Культивирование тезиса, что у Бога нет никакой справедливости, духовно расслабляет верующих, способствует появлению у них уверенности, что все будет покрыто любовью и милосердием Божиим. От этого происходит небрежение в деле спасения, пренебрежение покаянием. Те, кто думает, что все будет покрыто любовью и милосердием Божиим, обольщают самих себя. Верующий не должен забывать, что только «исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2, 17). Милосердие Божие может покрыть все наши грехи, но лишь в том случае, если мы исповедуем их в церковном Таинстве покаяния. Ибо апостол Иоанн Богослов говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1, 9). Может ли Господь простить нам наши нераскаянные грехи? Думаю, что может. Ведь простил же Он нас во Христе, когда мы были еще грешниками и не помышляли о покаянии. Но полагаться на это ненадежно и лучше не искушать судьбу. Ибо сказано: «Не искушай Господа Бога твоего». (Мф. 4, 7). Христос сказал: «Мое учение – не Мое, но пославшего Меня: кто хочет творить волю Его, тот узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7, 16-17). В этих словах Спаситель указывает на причину неверия в Евангелие: не веруют потому, что не хотят творить Его волю. В этом заключается главная причина. Вот если бы можно было веровать в Христа и творить не Его, а свою волю, тогда все, наверное, приняли бы Его как своего Господа и Спасителя. Справедливость у Бога, несомненно, есть. И, если святые отцы называют Бога справедливым, говорят, что Бог – справедливый Судия, то это, действительно, так и есть. Справедливость является одним из свойств Бога. Но Бог есть Любовь, а «любовь милосердствует» (1 Кор. 13, 4), поэтому Он не столько справедлив, сколько милостив. Милость Божия превозносится над справедливым судом, посему Господь в состоянии возвыситься над справедливостью. Чего и от нас желает: «Милости хочу...» И еще говорит: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). Если хотим, чтобы Бог судил нас по милости, то и мы должны так же поступать, снисходя друг к другу любовью. Но милосердие Божие не упраздняет справедливости. Если бы Господь руководствовался по отношению к нам только любовью и милосердием, то тогда не было бы и ада, и вечной адской муки. Известно, что даже некоторые Отцы Церкви приходили к отрицанию ада именно потому, что считали, что существование ада не сообразуется с человеколюбием и милосердием Божиим. Это заблуждение, и оно крайне опасно, потому что отводит человека от покаяния, делает его ненужным. Кто заинтересован в этом, мы знаем, так как дела дьявола нам небезызвестны. И чего хочет сатана, мы знаем: он хочет, что бы все люди погибли и не пришли в разум истины, внушая через духа заблуждения: «Не погибнете, ибо Отец Небесный любит вас до забвения справедливости». Справедливость у Бога есть. Свойственна она и человеку, как сотворенному по подобию Божию. Но любовь больше справедливости. Бог всегда на стороне правого, потому что всегда в свое время восстановит справедливость. Он никогда не наказывает невиновных. Пора бы уже всем, по крайней мере верующим, понять, что перед Богом нет невинных людей. Так как нет человека, который бы не грешил. Они могут быть невиновны по отношению к нам, незнакомым людям, но Бог-то знает всех. И младенцы страдают не невинно, а за грехи своих родителей, ибо Господь сказал, что за грехи отцов будет наказывать их детей до третьего и четвертого колена. Правда, неверующие и неутвержденные в вере и в этом усматривают несправедливость, говоря, что каждый должен отвечать только за свои грехи. Но они, наверное, забывают, что дети плоть от плоти и кость от кости их. Поэтому грехи родителей на генетическом уровне передаются их детям. И надо не роптать на Господа, а благодарить Его, что не наказывает потомков за грехи предков, например, до седьмого или 13-го колена. Мы ведь предупреждены Богом, что Он будет наказывать детей за вину отцов, а значит, вооружены. Поэтому, если родители любят своих детей и хотят, чтобы они, а также их внуки и правнуки, видели добрые дни, то должны воздерживаться от всякого рода грехов. Очень важно напоминать об этом своим детям, чтобы хранили себя от греха, ибо и им предстоит стать родителями. Мы знаем, что Господь благ, а значит, все, что ни происходит с верующим человеком, служит ему во благо, в том числе и смерть. Я верю, что Господь призывает к себе человека тогда, когда он ближе всего находится ко спасению. Господь хочет, чтобы никто не погиб, но чтобы все спаслись. Поэтому, если кто-нибудь по какой-либо причине умирает молодым, то, значит, дальнейшее его пребывание на земле не полезно для него, потому что может лишить его спасения. С любовью – раб Божий Николай, На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга |