ХРОНОГРАФ


ЧТО ИМ В НАС НЕ НРАВИТСЯ?

В минувшие дни самым ярким событием стал, наверное, необычайный религиозный подъем в православной Греции. Более 200 тысяч человек пришли в Афины воздать почести иконе Иерусалимской Божией Матери. Образ Благословенной на краткий срок перенесли из Палестины. Чтобы поклониться ему, некоторым паломникам пришлось преодолеть большие расстояния и снежные завалы на дорогах.

Господь ответил на это трогательными дарами. Так, на греческую деревню Корона излился рыбный дождь. Рыб принес торнадо, и было их так много, что хватило селянам на несколько дней. А мореходы из крупного города-порта Кавала вернулись домой с огромным «уловом», даже не притронувшись к сетям. По рассказам очевидцев, рыбины сами выпрыгивали из воды на шхуны. Случай небывалый.

Вот православная страна: наше прошлое и, Бог даст, будущее.

* * *

В России же в это время продолжают кипеть страсти вокруг письма министра образования Владимира Филиппова с предложением преподавать в школах основы православной культуры.

Общее мнение противников этого проекта сформулировал директор института религии Анатолий Пчелинцев, заявивший, что «Министерство образования РФ в одночасье... отбросило нас на столетие назад».

Напугал! Жаль только, что это неправда. Чтобы оказаться отброшенными на сто лет назад, нам нужно очень много трудиться, рожать, отвыкать от воровских навыков и т.д.

Мы, европейцы, похожи сейчас на погорельцев. Кто-то пошел по миру, кто-то нажил больше, чем прежде, но страх все равно остался, так же, как и память о золотом веке – той эпохе, которая закончилась 1 августа 1914 года.

Иное дело – американцы, которые все это время богатели, сохранив наивную веру в прогресс. Но вдруг оказалось, что не обязательно родиться с этим мироощущением. Можно приобрести его, физически не покидая Евразии. Это то, чем пытаются привлекать протестантские секты. В них ты получаешь как бы вид на жительство в мире, не знавшем войн и социальных катастроф. Это как минимум. А как выглядит максимум?

Несколько лет назад на Рождественских чтениях в Москве была предана гласности информация о том, как щедро Пчелинцев и его подельник Ряховский субсидируются из Соединенных Штатов. Например, за статью, посвященную критике Закона «О свободе вероисповеданий», они получили 10 тысяч долларов. За материал на тему «Религия и национализм» – 10,5 тысячи и т.д. Даже если ставки с тех пор не возросли, нынешняя кампания принесет трудолюбивому Пчелинцеву больше, чем зарабатывает за год сотня российских учителей.

Но, мне кажется, он этих денег не стоит. Бездумно как-то врет, утверждая, например, что на преподавание православной культуры министерство хочет отвести больше времени (1 урок в неделю – ред.), чем на изучение «информатики, права, иностранного языка, отечественной литературы и истории вместе взятых».

Но что может быть меньше одного урока в неделю? Ноль. Так, что же – у нас литературу, историю и т.п. в школах уже не проходят? Нет, батенька, это уже не аргументация, а шаромыжничество какое-то. За такое на рынке по шее бьют.

Впрочем, не один Пчелинцев халтурит на почве войны с православной культурой. Журналисты НТВ, например, провели опрос школьников – как они отнесутся к тому, что им придется учиться на час больше? Ответы предсказать нетрудно. На поверку же выяснялось, что детей безбожно обманули. Министерство и не думало увеличивать объем преподавания, а предложило школам урезать изучение обществознания, искусства, домоводства и т.д.

* * *

Увы, подкуп журналистов в Москве и Петербурге – это сегодня не исключение. Но следует заметить, что многие воюют на одном энтузиазме. И это в тысячу раз опаснее. Но что им в нас не нравится?

Кое о чем проговорилась заместитель председателя Государственной Думы Любовь Слиска. На днях в Москве прошли заседания Всемирного Русского Собора, где она выступила с докладом. И среди прочего озвучила цифры, которые свидетельствуют об экономическом отставании восточно-славянских народов. Намек на то, что в этом виновато православие, был достаточно прозрачен.

Наши в ответ, разумеется, промолчали. В контратаку ринулся муфтий Талгат Таджуддин. Он сказал, что мы богаче Запада, потому что у нас огромные деньги идут на строительство храмов.

* * *

Надо сказать, это не единичный пример, когда мусульмане вступаются за христиан, а мы молчим. Особенно характерно это для западных стран. И здесь дело, разумеется, не в преимуществах мусульманства, а, быть может, в некоторой нашей подавленности событиями ХХ века, массовым отпадением людей от веры.

Например, один из самых наших деятельных и умных иерархов, митрополит Кирилл (Гундяев), часто напоминает, что православных в России 70 процентов. И много делает, чтобы проект преподавания в школах православной культуры был воплощен в жизнь.

Но недавно по ТВ показали его полемику по этому поводу все с той же Любовью Слиской. И... видно было, как владыка растерялся. Он столкнулся с человеком того типа, который несколько десятилетий навязывал Церкви свою волю. И начал как бы оправдываться, повторяя, что вера – дар Божий, с помощью православных учебников ее привить нельзя...

На лице Слиски было написано явное недоверие. Я, надо сказать, тоже усомнился. То, что вера, это дар – бесспорно. Но если в течение 500 с лишним часов рассказывать школьникам о православии, то кто-то, наверное, захочет этот дар получить.

И здесь вот какие мысли приходят на ум. Четко зная, чего мы, православные, хотим, мы слабо представляем, чего хочет наше невоцерковленное общество, что ему нужно? И здесь начинаются сбои в нашей речи. Когда это началось? Явно не в прошлом веке, а гораздо раньше. Нам не доверяют. Нам словно говорят: «Вы, христиане, не смогли предотвратить революцию, вы не способны внятно изложить, как вы собираетесь исправить эту вину в будущем. Так чему же мы должны учиться у вас?»

Это барьер громадный. Преодолеть его будет непросто. С чего начать? Может быть, несколько более развернуто объяснять, что в России человек может иметь два-три диплома, но все равно останется недоучкой, пока не изучит основ православия.

Без них он в области экономики и права не узнает, почему купцы на Руси не брали друг у друга расписок и как сплачивало их строительство храмов; в области литературы не поймет, почему Пугачев помиловал поручика Гринева и раскаялся Раскольников. Даже «Муму» читается без Евангелия, как перевод с бангладешского. И, наконец, не владея азами православия, практически невозможно хотя бы мало-мальски разобраться в истории России.

Разумеется, и этого ничтожно мало, чтобы убедить. Но мы, по крайней мере, должны понять, что две трети наших крещеных, но невоцерковленных соотечественников – это в основе своей неплохие, неглупые, неверующие, но желающие поверить люди. И тот скромный набор речевок и аргументов, который мы не обновляем с начала 90-х, явно перестал их насыщать.

Г.ДОНАРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга