ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


ВОСПИТАНИЕ ЖИВОЙ ДУШИ


Владыка Симон (слева) с детьми

Сегодня мне бы хотелось поделиться своими размышлениями об общеобразовательной школе, учебе, о нашей молодежи. Стонет от боли и сердце, и вся душа, когда осознаешь, что для полноценного развития (физического и духовного) наших 18 миллионов российских детей мы, взрослые, на протяжении уже более 10 лет по существу ничего сделать не можем. Хотя и считаем себя весьма «компетентными» в этой области, создаем какие-то новые системы обучения, внедряем и даже «совершенствуем» отвергнутые в Америке американские системы. Имею в виду чикагскую идею школьных ваучеров Мильтона Фридмана, идею чартерных школ и др. Мы стали замечательными экспертами, консультантами, контролерами, методистами, репетиторами, но не работниками на ниве обучения и образования детей, даже своих собственных.

А вот преемства собственных достоинств у нас нет. Свои старые и когда-то надежные, но выхолощенные большевиками системы образования в настоящее время оказались оторванными от реальных возможностей, от корней.

Что было выхолощено в общегосударственной системе образования за советский период? Самое главное – здоровая и полноценная духовная основа, которая создается кропотливым духовно-нравственным воспитанием всего общества, начиная с раннего детского возраста. Дело школьное, сводимое сегодня только к преподаванию и обучению, становится однобоким, уродливым. Вместо ожидаемой пользы оно приносит вред.

Одни познания, как бы глубоки они ни были, – это свет, который светит, но не греет. Наука сама по себе – это меч обоюдоострый. Он может быть употреблен как во благо, так и во зло. Ученый злодей, например, в тысячу крат опаснее злодея неученого.

Мало для человека знать добро. Нужно еще его захотеть, найти в себе силы осуществить его. Необходимо образовать твердый характер, закалив волю, которая не менее, чем ум, движет человеком, окрашивает общественную жизнь, управляет историей.

Несчастье иметь дело с людьми безвольными, неустойчивыми, колеблющимися. Теми, кому нельзя доверить дело. Кто не может заставить себя сделать то, что их собственный разум считает нужным и полезным. Кто не умеет даже вовремя явиться и приступить к работе. На воспитание воли как раз и должны быть в особенности обращены заботы школы. Это дело представляется особенно трудным, требующим от воспитателей большого опыта и умения, неизменной терпеливости и глубокой веры в свое дело.

А кто из нас, уже взрослых людей, не испытывал в своей жизни и молодости моментов искушения злом, когда чувственная страсть пользуется правом сильного, когда грех манит обещанием наслаждения и счастья, обещает уплатить звонкой монетой – непосредственным и немедленным удовлетворением нашего гнева, гордости, похоти? И мы, тысячи раз обманутые, снова и снова легкомысленно верим таким обещаниям. Нет, здесь дело не в неведении. Тут имеет место какое-то бессилие, та греховность, о которой говорит нам Священное Писание, возводя нас к временам первого грехопадения и к глубокомысленному мировому учению о грехе первородном, о зле, живущем в нас.

Нам следует не дрессировать мозги, а воспитывать живую душу. Смысл и цель этого делания – приведение всех сил души (разума, чувств, воли) в состояние совершенства, уравновешенности, взаимодействия, гармонии – иначе говоря, воссоздание в человеке ОБРАЗА БОЖЬЕГО. Именно это и является подлинным ОБРАЗОВАНИЕМ.

Почему ответственность за нынешнее состояние образовательной сферы в нашем обществе дерзаю я свалить на большевиков? Да потому, что уже первым своим декретом они провозгласили отделение Церкви от государства и школы от Церкви. И в настоящее, постсоветское, время установленный этим декретом жесткий режим не просто действует. Он все еще доминирует.

Со стороны Православной Церкви нет требований о законодательном принятии православия как обязательной в нашем государстве религии (идеологии). Но нельзя же и трактовать законодательный термин «образование светское» так, как делается это сейчас, – «образование атеистическое», и на таком основании не допускать Православную Церковь в национально-государственное научно-образовательное пространство. Спрашивается: чем скомпрометировала себя Церковь?

Вместе с семьей, школой, другими государственными учреждениями как наука, так и Церковь имеют право присутствовать и действовать в системе образования и воспитания взрослых и детей, в организации общественной жизни. Никакая социальная система не будет гармоничной, если в ней существует монополия секулярного миропонимания.

Великий дар России учить и полноценно воспитывать человеческие души уронен, но не утрачен. Он будет снова найден, когда и государство, и школа, и семья, и Церковь не по отдельности, а сообща начнут действовать для спасения людей.

Но пока это возрождение еще не настало, что делать нам, когда все стремится по наклонной линии в пропасть, когда в сгущающихся сумраках таится угроза?

Вера в Бога, по словам одного мыслителя, есть мужество духа, стремительно бросающегося вперед с уверенностью, что найдет Истину. Это единственная вера, возможная в наши дни. Это путь созидания, разумного противостояния стихии и отвержения химер. Для тех же, кто потерял веру безвозвратно (а таких много), дорога жизни легкая и торная: следовать за современным течением и подчиниться разрушительному духу времени.

Бог – единственная Реальность и единственная Истина в вечно меняющемся и скоротечном мире. Нам предстоит Его обрести и всегда с Ним оставаться, быть.

Епископ СИМОН,
Мурманский и Мончегорский

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга