ЦАРЬ АГГЕЙ В городе Фелуане царствовал царь, именем Аггей – единый подсолнечный прегордый царь! От моря и до моря, от рек и до конца земли было его царство, и много народа жили под его волей. Стоял царь за обедней и слышит, дьякон читает: «Богатые обнищают, а нищие обогатятся». В первый раз царь услышал и поражен был: «богатые обнищают, а нищие обогатятся». – Ложь! – крикнул царь, – я царь – я обнищаю? И в гневе поднялся царь к аналою и вырвал лист из евангелия с неправыми словами. Большое было смятение в церкви, но никто не посмел поднять голоса – царю как перечить? Царь Аггей в тот день особенно был в духе – на душе ему было весело и он все повторял, смеясь: – Я, царь Аггей, – обнищаю! И окружавшие его прихвостни, подхалимя, поддакивали. А те кто знал неправду царскую, и хотели бы сказать, да как царю скажешь? – страшна немилость! По обеде затеяли охоту. И было царю весело в поле. Сердце его насыщалось гордостью. – Я, царь Аггей, – смеялся царь, – обнищаю! Необыкновенной красоты бежал олень полем. – И все помчались за ним. – А олень, как на крыльях, –никак не догонишь. – Стойте! – крикнул царь, – я один его поймаю! И поскакал царь один за оленем. Вот-вот догонит – – На пути речка – олень в воду. Царь с коня, привязал коня, скинул с себя одежду и сам в воду, да вплавь – за оленем – – Вот-вот догонит. А когда плыл царь за оленем, ангел принял образ царя Аггея и в одежде его царской на его царском коне вернулся к свите. – Олень пропал! Поедемте домой! И весело промчались охотники лесом. * * * Аггей переплыл реку – оленя нет: пропал олень! Постоял Аггей на берегу, послушал. Нет, пропал олень! – Вот досада! И поплыл назад. А как выплыл, хвать – ни одежды, ни коня! – Вот беда-то! Стал кликать – не отзываются. – Что за напасть! – И пошел. Прошел немного, опять покликал – нет никого! – Вотъ горе-то! А уж ночь. Хоть в лесу ночуй. Кое-как стал пробираться. Иззяб, истосковался. А уж как солнышка-то ждал! Со светом Аггей выбрался из леса – слава Богу, пастухи! – пастухи, вы не видали моего коня и одежды? – А ты кто такой? – недоверчиво глядели пастухи: еще бы, из лесу голыш! – Я ваш царь Аггей. – Давеча царь со свитой с охоты проехал, – сказал старый пастух. – Я царь Аггей! – нетерпеливо воскликнул Аггей. Пастухи повскакали. – Негодяй! – да кнутом его. Пустился от них Аггей – в первый раз застонал от обиды и боли! Едва дух переводит. Пастухи вернулись к стаду. А он избитый поплелся по дороге. Едут купцы: – Ты чего нагишом? А Аггей сказать о себе уж боится: опять поколотят. – Разбойники... ограбили! – и голосу своего не узнал Аггей: сколько унижения и жалобы! Сжалились купцы, – а и вправду, вышел грех, не врет! – кинули с возу тряпья. А уж как рад-то он был и грязному тряпью – – ой, не хорошо у нас в жестоком мире! – В первый раз так обрадовался, и не знает он, как и благодарить купцов. Голодранцем день шел Аггей, еле жив. Поздним вечером вошел он в свой Фелуан город. Там постучит – не пускают; тут попросится – гонят. Боятся: «пусти такого, еще стащит!» И одна нашлась добрая душа, какой-то забулдыга пьющий музыкант: «если и вор, украсть-то у него нечего, а видно, несчастный!» – принял его, накормил. Никогда так Аггей не ел вкусно – «советский суп» с воблой показался ему объяденьем. Присел он к печке, обогрелся – – ой, не хорошо у нас в жестоком мире! – отдышался, все молчком, боится слова сказать, а тут отошел. – А кто у вас теперь царь? – робко спросил музыканта. – Вот чудак! Или ты не нашей земли? Царь у нас Аггей Аггеич. – А давно царствует царь Аггей? – Тридцать лет. Ничего не понимает Аггей: ведь, он же царь Аггей, он царствовал тридцать лет! «И вот сидит оборванный в конуре у какого-то забулдыги. И никто не признает его за царя. И сам он ничем не может доказать, что он царь. Кто-то, видно, ловко подстроил, назвался его именем, и все его ближние поверили. Написать царице письмо, помянуть то их тайное, что известно только ей и ему, – вот последняя и единственная надежда! – по письму царица поймет, и обман разсеется». Аггей написал царице письмо. Переночевал и другую ночь у музыканта. Ну, до царицы-то письмо не дошло! А нагрянули к музыканту «полунощные гости» с обыском и, как там пастухи, жестоко избили Аггея – выскочил он, забыл и поблагодарить музыканта: хорошо еще в чеку не угодил! И бежал он ночь без оглядки. А вышел на дорогу – кругом один, нет никого. «Я, царь Аггей, – обнищаю!» Вспомнил все и горько ему стало. Был он царем, был богатый – теперь последний человек! Никогда не думал о таком, и представить себе не мог, и вот знает: что такое последний человек! * * * Ангел, приняв образ царя Аггея, не смутил ни ближних царя, ни царицу: он был, как есть, царь Аггей, не отличишь. Только одно забезпокоило царицу: уединенность царя. – Есть у меня на душе большая дума, я один ее передумаю, и тогда будем жить по-старому! – сказал царь царице. И успокоил царицу. И никто не знал, что за царь правит царством, и где скитается по миру настоящий царь Аггей. А ему надо же как-нибудь жизнь-то свою прожить! Походил он, походил по жестким дорогам голодом-холодом, последним человеком, зашел на деревню и нанялся батраком у крестьянина лето работать. – А крестьянское дело тяжелое, непривычному не справиться! – Побился, побился – плохо. Видит хозяин, плохой работник, – и отказал. И опять очутился Аггей на проезжей дороге, кругом один. И уж не знает, за что и браться! И идет так дорогой – куда глаза глядят. Встречу странники. – Товарищи, нет мне места на земле! – А пойдем с нами, товарищ! И дали ему странники нести «коммунальную суму». И он пошел за ними.
Вечером вошли они в Фелуан город. Остановились на ночлег. И велели Аггею печку топить и носить воду. До глубокой ночи Аггей ухаживал за ними. А когда все заснули, стал он на молитву – и в первый раз молитва его была ясна. «Вот он узнал, что такое жизнь на земле в этом жестоком мире, но и его, последняго человека, Бог не оставил, и ему, последнему человеку, нашлось на земле место! – он и будет всю свою жизнь до последней минуты с убогими, странными и несчастными: помогать им будет – облегчать в их странной доле! И благодарит он Бога за свою судьбу. И ничего ему теперь не страшно – не один он в этом жестоком непостижимом мире». И когда так молился Аггей в тесноте около нар, там, в царском дворце, вышел ангел в образе царя Аггея из своего затвора к царице – и светел был его лик. – Я всю думу мою передумал! Будет завтра у нас пир. И велел кликать на утро со всех концов странных и убогих на царев пир. И набралось нищеты полон царский двор. Пришли и те странники, которым служил Аггей. И Аггей пришел с ними на царский двор. И поил и кормил царь странников. А когда кончилось угощенье и стали прощаться, всех отпустил царь и одного велел задержать – что суму носитъ, «мехоношу». И остался Аггей и с ним ангел в образе царя Аггея. – Я знаю тебя,– сказал ангел. Аггей смотрел на него и было чудно ему видеть так близко себя самого – «свой царский образ». – Ты царь Аггей! – сказал ангел,– вот тебе корона и твоя царская одежда, теперь ты царствуй! – и вдруг переменился. И понял Аггей, что это – ангел Господен. «Нет, ему не надо царской короны, ни царства: он до смерти будет в жестоком мире среди беды и горя, стражда и алча со всем миром!» И слыша голос человеческаго сердца, осенил его ангел – и с царской короной поднялся над землей. А Аггей пошел из дворца на волю к своим странным братьям.
И когда проходил он по темным улицам к заставе, какия-то громилы, зарясь на его мешок, убили его. – Искали серебра и золота, и ничего не нашли! – И душа его ясна, как серебро, пройдя жестокий мир, поднялась над землей к Богу. Венец В Святой вечер шел Христос и с ним апостол Петр – нищим странником шел Христос с верным апостолом по земле. Огустевал морозный вечерний свет. Ночное зарево от печей и труб, как заря вечерняя, пожаром разливалась над белой – от берегового угля, нефти, кокса еще белее! – снежной Невой. Шел Христос с апостолом Петром по изгудованному призывными гудками тракту. * * * И услышал Петр: из дому пение на улицу. Приостановился – там в окнах свечи поблескивали унывно, как пение. И вот в унывное пробил быстрый ключ – вознеслась рождественская песнь: Христос рождается – Христос на земле! Обернулся Петр: хотел Христа позвать войти вместе в дом – а Христа и нет. – Господи, где же Ты? А Христос – вон уж где! – мимо дома прошел Христос – слышал божественное пение, не слышать не мог – и прошел. Петр вдогон. Христос рождается – Христос на земле! С песней нагнал Петр Христа. И опять они шли, два странника, по земле. * * * По дороге им попался другой дом: там шумно песня, и слышно – на голос подняли песню, там смех и огоньки. – Под такой большой праздник безстыжие пляшут! И Петр ускорил шаги. И было ему на горькую раздуму за весь народ: «пропасть и беды пойдут, постигнет Божий гнев!» И шел уныл и печален – жалкий слепой плач омрачал его душу. Вдруг спохватился – а Христа и нет. – Господи, где же Ты? а Христос – там! «или входил Он в тот дом и вот вышел?» Христос там – у того дома: и в ночи свет – светит, как свет, венец на его голове. Хотел Петр назад, но Христос сам шел к нему. И воззвал Петр ко Христу: – Я всюду пойду за Тобой, Господи! Открой мне: там Тебя величали, там Тебе молились, и Ты мимо прошел, а тут – забыли Твой праздник, песни поют, и Ты вошел к ним? – О, Петр, мой верный апостол, те молениями меня молили и клятвами заклинали и свет мой осиял их сердце – я всегда с ними! А у этих – сердце их чисто и я вошел к ним в дом. И вот венец: сплетен из слов и песен – неувядаем, видеть всем. * * * В Святой вечер шел Христос и с ним апостол Петр. И в ночи над белой Невой – над заревом от печей и труб сиял до небес венец. – пусть эта весть пройдет по всей земле! – не из золота, не из жемчуга, а от всякаго цвета красна и бела и от ветвей Божия рая – неувядаем венец от слов и песен чистаго сердца.
Алексей Ремизов. 1926 г. |