ЗЕМЛЯ


ВЕЛИКИЕ И БОГАТЫЕ МИЛОСТИ

     По краю скалы – чугунная решетка. Внизу, глубоко, – пролив. Солнце ярко горит, плещется на волнах, слепит. Скалы на той стороне пролива не так угрюмы, лес, на них в солнце, повеселел... Красная лодочка с монахами-гребцами плывет к островку в Проливе. А вправо – вольная Ладога, спокойная. Редко вспыхнет на ней барашком сизая волна...
     Я гляжу вниз. Под скалой раскинулись монастырские сады, а по самой скале тянутся могучие клены, шелестят под ногами у нас вершины, багряные и золотые. Нет земли под ногами, а каким-то чудом висишь над океаном листьев.... Правильными рядами идут раскидистые яблони, груши-дули, сквозные вишневые деревья – радость. Вон и любимые ягодные кусточки смородины и крыжовника, взятые чинно в жерди, – видно отсюда даже блистающие грозды ягод – сквозные яхонты красной смородины, тяжелые сережки крыжовника. Прижавшись к скале гранита, чернеет деревянная беседка, вся в зелени, в черемухе, в сирени и жасмине. Весной-то какая красота!..
     – Садиком любопытствуете? – спрашивает старичок-послушник в скуфейке. – Да, по весне рай у нас. Соловушки, ангельское дыхание воздухов, цветики Господни. Голову даже заливает, не отойдешь. Яблока у нас на весь год братии хватает. А какая антоновка!.. На Благовещенье моченым яблочком утешаемся. А с чайком-то заваришь... И подумайте то: ведь на камне произрастание красоты такой! Двадцать лет трудился тут монах Гавриил, землю таскал на луду плешивую, все сам насадил. А вон, поправей, у моста через овраг, другой сад. Там у нас лечебные травы произрастают. Там на каждой яблоньке, может, десятка по два сортов родится трудами о.Никанора премудрого. Награды имеем за яблочки, медали золотые. А цветов-то сколько, какие и – аргины, и... чего-чего нет! Иконы убираем, и Крест Животворящий, на Воздвиженье, и на хоругви, на крестный ход когда... Лилии произрастают даже, белые, чистые, вот архангел-то Гавриил пишется, с лилиями... самые такие, все трудами. У нас по озеру в июнь-месяце людинки еще похаживают, а уж сады цветут – благоухают, дыханье ангельское такое... вон куда уйдешь, а все слыхать, как черемуха подает себя... по всему-то монастырю, томит даже, окошки уж прикрываем, размаривает душу.

И.С.Шмелев

На Валааме возрождаются старинные традиции садоводчества

Во времена Екатерины Великой, когда, как пчелы, лишенные пищи, умирали обобранные до нитки монастыри, безымянный инок посадил на Валаамской земле первую яблоню.


Игумен Назарий

Произошло это, видимо, при игумене Назарии в начале 80-х годов XVIII века. Неизвестно, откуда были привезены им саженцы и как долго они плодоносили, но главное стало ясно – саду цвесть.

Около двухсот лет перед этим знаменитейшая наша обитель была сотрясаема бурями. Ее жгли шведы, на нее обрушивались болезни. Возобновленная Петром Первым, она вновь была разорена уже своими и едва уцелела.

Но вот возникла отдушина – монастырь на какое-то время оставили в покое. И несколько островов на суровом Русском Севере начали вдруг проистекать духовными и мирскими благами так изобильно, что Вере Павловне из романа «Что делать?» Чернышевского даже не снилось...

Когда несколько лет назад на остров вернулись монахи, их порадовало в первую весну одно маленькое событие. Зацвела груша-тонковетка, посаженная, по преданию, игуменом Дамаскиным за 160-180 лет до этого. Кустам красной смородины здесь более ста лет, хотя обычно они плодоносят лишь пятнадцать. А у вековых яблонь силы уже, конечно, не те, что прежде, когда с иного древа снималась без малого тонна урожая. Но и сейчас можно видеть великанов, рождающих до десяти пудов налитых плодов для монастырского стола.

Это не молодильные яблоки. Лучше. Подарочек – осязаемый, вкуснейший – от тех отцов, что давно взошли к Божьему Престолу. Мы не слышим главного – их молитв за нас, но когда брызнет сок, а прежде заструится запах, погляди на небо и возблагодари тех, кому обязан ты этим сокровищем, едва уместившимся в ладони.

* * *

Впервые я прочел о садах валаам-ских у замечательного нашего писателя Ивана Шмелева. Примерно в то же время сам побывал на благословенных островах. И когда услышал, что там рос когда-то виноград, возникало, конечно, чувство оторопи.


Валаам – это север. Здесь растут ели. Но... они такие высокие!

Может быть, речь идет о причуде, когда ягоды размером с бусину, а разговорам нет конца? Но нет, оказывается. Отец Алексий (Елисеев), который был до недавнего времени монастырским агрономом, утверждает, что виноград здесь выращивался отборный. Секрет прост. Лозы были посажены у подножия огромной скалы, которая не только закрывала их от ветра, но и, согреваясь на солнце, парила потом, отдавая ягодам тепло.

В прежней жизни отец Алексий (в миру Александр) окончил Мичуринский аграрный институт, возглавлял селекционное хозяйство в несколько тысяч гектаров. А потом стал хранителем валаамских садов. По его словам, к моменту передачи садов монастырю их состояние было катастрофическим.

Для агронома мучительно сознавать, что некоторые сорта яблонь уже не восстановить, они канули в Лету:

– Из уцелевших сортов яблонь в садах монастыря, – говорит о.Алексий, – наибольшее число составляют утраченные полностью на материке.

Эту мысль поясняет его помощница Елена Николаевна Назарова. После того, как отец Алексий недавно получил новое послушание, именно на нее легла основная тяжесть работ по восстановлению садов:

– Знаменитых сортов валаамских яблонь – таких, как апорт красный, титовка, анис полосатый, боровинка розовая, мирон сахарный, кальвиль летний, – вероятнее всего, нигде в мире уже не осталось. А у нас их по одному, по два дерева. Каждому из этих свидетелей былого, монашеских трудов, не меньше сотни лет.

Новые сорта чем-то даже лучше. Агрономическая наука шагнула за последние полтора века далеко вперед, хотя... Рассказывают, как посетили Валаам финские селекционеры. Увидели деревья – яблони, груши, некоторым из которых до 180 лет. Воскликнули:

– Этого не может быть! Это не по науке! Вам нужно выкорчевать эти деревья и посадить молодые сады.

– Сколько лет нужно ждать от молодого сада плодов? – спросил отец Алексий, тогда еще послушник.

– Пять-семь.

– А сколько лет они будут плодоносить?

– Двадцать.

– А сколько, судя по цвету, может плодоносить эта яблоня, которой уже 120 лет?

– Не менее двадцати...

Дальше спорить было просто не о чем.

* * *

Плоды срываются, падают гулко по осени и катятся, будто не с дерева, а из прошлого, забытые по вкусу и цвету, например, коричнево-полосатые с привкусом корицы (наблюдение одной гостьи Валаама). Отец Алексий (Елисеев) мечтает, что в скором времени народ российский сможет познакомиться со старыми сортами плодовых не по каталогам и атласам, а в собственных садах. Когда он размышляет о своих любимцах, то делает это научным языком, но все равно кажется, будто сочиняет стихи:

«У старинного сорта коробовка – плоды правильной репчатой формы, иногда приплюснутые, со слабыми ребрами. Величина плода средняя, кожица тонкая, покрыта восковым налетом, основная окраска – зеленовато-желтая, размытая краснота имеется на большей части, с резкой полосатостью, переходящей в румянец. Мякоть плотная, желтого цвета, сладкого вкуса, с приятной медовой пряностью – если плоды дозрели. Однако и недозрелые плоды этого сорта вполне съедобны, поскольку кислотность у них мала. Плоды коробовки хорошие для переработки, обладая качеством не развариваться. Сорт имеет достаточно раннее созревание, обильный урожай сладких плодов, морозоустойчив, плоды хорошо удерживаются в кроне, не осыпаются, в лежке хранятся до декабря».

* * *

Откуда что берется, проистекает?

Три года назад на остров прибыл новый главный лесничий с женой. Люди верующие, а Елена Николаевна Назарова, как оказалось, не только художник, журналист, но и закончила в свое время лесотехническую академию. А перед тем, как попасть на остров, была преподавателем кафедры экологии во Владимирском университете.

От отца Алексия переняла опыт работы с валаамскими садами, мечты, планы. Спрашиваю ее:

– В каком состоянии находятся ныне сады?

– Состояние неплохое. Яблони старых сортов – они более древовидны, чем нынешние, и очень устойчивы. На Севере они вообще крепче, и деревья живут дольше. И климат у нас на острове благоприятный, морской, скальные породы – габбро-диабазы – дают достаточно минерального питания.

Другое дело, что не хватает рабочих рук. В лучшие времена на Валааме трудились полторы тысячи монахов, не считая послушников-крестьян, приезжавших с материка. За иным деревом ухаживало до десяти трудников. А сейчас у нас на Валааме всего около семидесяти монахов. И поэтому даже иеродиакон Григорий, наш новый агроном, сменивший отца Алексия, большую часть времени отдает службам. И низкий поклон паломникам, трудникам, которые приезжают поработать во славу Божию. Некоторые из них, это замечательно и трогательно, по древней традиции, привозят с собой мешочки с землей. Приезжают помочь и мои владимирские студенты.

– Как много у вас старых деревьев?

– Яблонь около шестисот, из них старых около ста пятидесяти. Это памятники природы. Потихонечку умирают, но мы их бережем, сохраняем прививкой.

– Сколько на Валааме садов?

– Их три общей площадью около 6 гектаров. Что замечательно, они разные даже по микроклимату. Здесь все зависит от экспозиции склонов. Нижний сад не имеет осенних заморозков, потому что был разбит у подножия скалы. Она прогревается за лето и потом долго отдает тепло. Именно там растут алыча, груши...

Средний сад не имеет весенних заморозков, он защищен от ветров, и там у нас растут яблони, ягодные кусты. Сейчас восстановлены каменные террасы, на которых он расположен. Это шедевр ландшафтной архитектуры. Кроме террас, там, как и в других садах, сохранились от прошлого пруды, выложенные из камня. Они по сей день обеспечивают нам полив.

Третий наш сад – это знаменитый в прошлом Аптекарский огород, где прежде росло множество лечебных трав. Сейчас мы эти травы тоже начали выращивать, так же, как и пряно-вкусовые, но только в Среднем саду. Идут на монастырский стол зеленый лук четырех видов, салат, укроп, сельдерей, редисочка, кабачки, сортовая клубника – ее у нас очень много. А еще мы закладываем сейчас плодово-ягодные сады при скитах, на фермах.

– Я знаю, что вы пытаетесь выращивать еще и экзотические деревья и кустарники...

– Ученые их называют экзотами. Сейчас у нас, помимо других, появился еще и декоративный питомник. Лично мной посажены и выращены сто пятьдесят саженцев амурского бархата – это невысокие деревья с пробковой корой. У них очень полезные ягоды. Подрастают орех маньчжурский, дуб красный. Всего на острове произрастает около сорока видом экзотов, в основном завезенных когда-то монахами. Ландшафтному дизайну в обители уделялось много внимания. Здесь есть строения, просто удивительно вписанные в окружающую природу.

– Обилие у вас цветов восхищает!

– Красота – дело богоугодное, и поэтому цветы для монахов были тоже важны. Да, их на Валааме великое множество. Сирень растет замечательная. Это визитная карточка Валаама. Есть столетние кусты персидской сирени. Еще остров был известен своими розами. Мы и сейчас их выращиваем на игуменском кладбище, и в Среднем саду. Украшаем букетами Спасо-Преображенский собор. Есть у нас рододендроны, кипарисовики, туи, можжевельники. Много лилий, нарциссов, тюльпанов, гиацинтов. Я с детства очень люблю цветы. Мы их не только выращиваем, но и рисуем в изостудии, которую я веду при монастырской воскресной школе.

– Я слышал, вы собираетесь снова разводить здесь виноград, дыни...

– А виноград у нас растет, и дыни есть, и арбузы. Виноград такой необычный – гибрид на основе сорта «Изабелла», но только ягоды более крупные, сочные. Об этом много пишут, но главное для садов – не удивить, а поставить на братский стол витамины, поэтому приоритет отдается зелени и овощам.

Я спросил Елену Николаевну, можно ли будет в следующий субботний день застать ее дома. Оказалось, что можно, но только до всенощной, до девяти часов вечера. А потом начинается всенощная, на которой собираются все, кто трудится над возрождением былой славы монастыря.

* * *

Ведь не садом остров, главным образом, славен. Будет молитва – и все опять разрастется, вновь полетят пчелы без счета. И все же есть что-то сладкое, полное благоухания в этой задумке игуменов Назария и Дамаскина обратить скалистый остров на Русском Севере в подобие Эдемского сада.

Ухватились за то, что солнечных летних дней здесь на 30-35 больше, чем на материке, а образованию облачности мешает поток теплого воздуха, поднимающегося от нагретых солнцем скал. Не было необходимой почвы, но и это оказалось кстати. Не какую-нибудь, а лучшую землю по распоряжению игумена Дамаскина копали на материке. Оттуда десятки тысяч мешков в лодках перевозились на остров. Как писал исследователь Л.Я.Резников в 1975 году, землю укладывали плотными слоями, переплетенными прутьями. Так создавался щедрый плодоносный настил, на котором и разбит был великолепный сад, одних яблонь росло около восьмидесяти сортов.

Опытный садовод, отец Дамаскин, став настоятелем в конце тридцатых годов XIX века, отобрал несколько талантливых иноков, любивших работать с землей. Стволы молодых яблонь и вишен осенью укутывали в толстые соломенные шубы, а с весны обшивали досками, чтобы и щелочки не осталось для зайцев – любителей коры молодых побегов.

Приглядывали, чтобы, не дай Бог, червь не завелся, таскали воду с молитвой, и благодаря кропотливому труду и упорству на острове с жестокими ветрами и резкими перепадами температуры стали плодоносить не только яблони, но и десятки сортов груш, появились арбузы, дыни и, наконец, как венец всего – виноград, за саженцами которого приезжали земледельцы... с Юга России. Валаам начал снабжать фруктами и ягодами не только монахов и паломников, но и многие городки на материке.

К тому времени, согласно Резникову, был установлен строгий порядок сельскохозяйственных работ на островах. Заводились тетради, где записывалось, сколько с какого дерева собрано яблок, взвешивались отдельные плоды.

Монахи на огородах начинали трудиться в первых числах марта, в половине апреля разводили рассаду, делали семенные высадки. В начале мая в парниках высаживали арбузы и дыни, затем в огородах – морковь, свеклу, картофель, капусту и огурцы.

В половине июля начинали снимать поспевший горох, немного позже арбузы и дыни, в начале августа лук и чеснок, в сентябре картофель, в октябре капусту. Снимались урожаи крыжовника, малины, красной и черной смородины. Арбузы достигали веса до восьми килограммов, а тыквы разрастались до гигантских размеров, попадались двухпудовые. Поливы, удобрения совершались едва ли не по часам, и к 60-м годам XIX в. на островах разрослись сады, липовые, дубовые, лиственничные рощи и аллеи.

Размножение местных плодовых сортов и производство саженцев, как сообщает отец Алексей (Елисеев), начато было в 1866 году монахом Никандром. Деревья получались крепкими и очень зимостойкими, слава о саженцах из Валаамского монастыря пошла далеко. Уже к концу ХIХ века саженцы продавались в Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. А на Всемирной выставке в Париже труды братии были оценены золотыми медалями.

Отец Никандр был не только хранителем старого опыта земледелия, но и шагал в ногу с самой передовой агрономической наукой. На одной из яблонь сумел вырастить плоды 10 разных сортов. И вот одна деталь, цепляющая за сердце. Как раз в 66-67 годах XIX века 40-градусные морозы погубили множество деревьев на Валааме. Нетрудно представить, как больно отец Никандр воспринял случившееся. Но не это ли несчастье родило в нем необоримую силу и любовь к садам, которая надолго пережила самого старца.

Именно способность русского народа, следуя Божественному замыслу, создавать великое именно в немощи, закаляться в трудностях, – ответ на пессимизм некоторых нынешних экономистов. Тех, кто утверждает, что Север нас гнетет и никогда не позволит развиться по-настоящему.

Когда отец Дамаскин в 1819 году ступил на Валаамскую землю, остров был почти беден, а монахов было даже меньше, чем сегодня, – всего полсотни. В этом видится какое-то обетование; дух захватывает, как подумаешь, во что может превратиться Валаам через полвека – в те годы, которые, как пророчат враги, станут гибельными, поворотными в вымирании России.

Но мы уже столько раз вымирали, что привыкли, а монастыри наши, словно чудесные барометры, не следуют природе, а скорее, влекут ее за собой – к отметке «ясно».

В.ГРИГОРЯН
Фото редакции и с сайта монастыря.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга